Тип урока: закрепление изученных знаний.
Цели:
- выработка и систематизация навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, вычислений с модулем, действий с обыкновенными дробями;
- воспитание внимательности, сосредоточенности, грамотной устной и письменной предметной речи,
- развитие умений организовать работу в группе, самостоятельно работать, адаптироваться к поставленным условиям.
Методы обучения: репродуктивный.
Форма урока: путешествие.
Средства обучения: проектор, 3 ноутбука, наборы карточек, плакаты для математического лото, презентация (Приложение 1), электронный тест.
Предварительно разделить класс на 3 команды:
| «Эрудиты» | «Всезнайки» |
«Знатоки» |
Выбрать капитана, 2 помощников.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Целеполагание
– Ребята, вы в этом году очень подросли. Не в смысле физического роста, а в смысле предметных знаний. Если раньше, когда сталкивались с примером 5-10, говорили: «решить нельзя», то сейчас вы можете отнимать и от маленького большое. Все потому, что познакомились с понятиями положительные и отрицательные числа. Мы с вами изучили уже много различных правил, определений. Сегодня посмотрим, что из этого получилось. Урок сегодня не совсем обычный. Как вы уже поняли, будет соревнование трех команд. Это соревнование пройдет в форме путешествия по кольцу «Рациональные числа». Будем путешествовать мы на волшебном Числомобиле. Он работает без руля, штурвала. Он реагирует на команды в виде положительных и отрицательных чисел. Чтобы вам не придумывать эти числа, вам в помощь даю вот этот замечательный многогранник. Вы когда играете кубиком, на нем 6 граней, 6 цифр. Здесь 12 граней, на них написаны числа от (– 6) до 6, кроме 0. Одна из команд кидает наш путеводитель, и все три команды двигаются в данном направлении, на указанное число шагов. У нас всего один Числомобиль, поэтому ездить придется вместе. Каждый раз мы будем посещать все новый город, в котором нас ждут приключения и интересные задания. Наша задача посетить как можно больше городов. Особо отличившиеся команды получат призы. В путь!
III. «Рюкзак знаний»
Чтобы отправиться в путешествие, нам надо
собрать рюкзак, рюкзак знаний. И та команда, у
которой рюкзак окажется больше остальных, первой
кинет заветный путеводитель.
Я вам хотела бы напомнить, как складывать числа с
разными знаками:
При сложении двух чисел
Ты на знаки посмотри!
Если одного названья,
Модули ты их сложи!
И пред суммой непременно
Ты поставь их «общий знак»:
– 2 плюс – 3, станет с минусом пятак!
(– 2) + (– 3) = – 5
Если разного названья,
Победит «сильнейший знак».
Разность модулей найди ты,
И все время делай так!
– 2 + 3 = + 1
А теперь я буду по очереди задавать командам несложные вопросы, на которые вы должны дать короткие ответы. Например, «результат сложения?», в ответ: «Сумма».
| Результат умножения ... (произведение) | Сумма двух положительных чисел – число… (положительное) | Справа от нуля на координатной прямой лежат числа ... (положительные) |
| Модуль нуля равен... (нулю) | Расстояние между точками координатной прямой измеряется в …(единичных отрезках) | Результат деления ... (частное) |
| что означает дробная черта? (Деление) | Верно ли, что чем правее на координатной прямой, те меньше? (Нет) | Как называются дроби, числитель которых больше знаменателя? (Неправильная) |
| Какой буквой обозначается расстояние между точками (ро) | Как называется сумма положительных и отрицательных чисел? (Алгебраическая) | Верно ли, что любое положительное число больше любого отрицательного числа? (Да) |
| Верно ли, что нуль меньше любого отрицательного числа? (нет) | Что стоит под дробной чертой? (Знаменатель) | Числа, которые меньше нуля ... (отрицательные) |
| – 5 + 5 (0) | Модуль 9?(9) | 6 – 3 (3) |
| Числа, имеющие одинаковые модули, но разные знаки ... (противоположные) | Прямые, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются ... (параллельные) | Число, противоположное само себе (0) |
IV. «Пропала машина»
Вот первый город, в который нас завез Числомобиль. Ребята, в этом городе все жители потеряли свои автомобили. Надо помочь им их найти. Будьте внимательны, у каждого жителя есть только один автомобиль.
V. «Город художников»
В этом городе живут художники. Они рисуют великолепные картины. Но произошло несчастье, злоумышленники разрезали их картины на части. Помогите жителям насладиться красотой этих шедевров, соберите рисунки из частей. (объяснение как)
| 1. (– 2) + (– 3) | – 5 | 1. |– 12| : |– 4| | 3 | 1. – 9 + 9 | 0 |
| 2. – 9 + (– 11) | – 20 | 2. – 55 + 52 | – 3 | 2. – 13 – 15 | – 28 |
| 3. – 8 + (– 8) | – 16 | 3. – 8 + 9 | 1 | 3. – 18 + (– 12) | – 30 |
| 4. 10 + (– 2) | 8 | 4. – 25 + 25 | 0 | 4. 17 – (– 13) | 30 |
| 5. – 30 + 15 | – 15 | 5. – 80 + (– 80) | – 160 | 5. 16 + 2 | 18 |
| 6. – 12 + 8 | – 4 | 6. 25 – 26 | – 1 | 6. 0 + (– 18) | – 18 |
| 7. |– 45| | 45 | 7. – 13 + 15 | 2 | 7. 8 – 16 | – 8 |
| 8. 45 – 90 | – 45 | 8. – 56 – 6 | – 62 | 8. 16 – 8 | 8 |
| 9. – 2 + 6 | 4 | 9. 18 – 22 | – 4 | 9. (– 3) + 8 | 5 |
| 10. – 15 + 30 | 15 | 10. – 18 + 22 | 4 | 10. – 8 + 3 | – 5 |
|
|
|
|||
VI. Физминутка
1) Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)2) Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочек ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончена.
Ты – молодец!
VII. «Бильярд»
Жители данного города очень любят игру «Бильярд», вам они предлагают сыграть в математический бильярд.
VIII. «Работа на 6 групп»
В очередном городе мы встретились с человечками, которые очень любят всякие задания. Они приготовили вам чисто математическое задание, но для этого каждая из ваших команд разбивается на две части. Одна часть пойдет к доске, другая будет работать на местах. На местах остается капитан с помощниками, остальные к доске. Более «сильная» часть выполняет на местах электронный тест «3-й лишний», вторая половина групп на доске командно выполняют задания с карточек.
Тест: выберите в каждом вопросе «третье лишнее», например: лиса, волк, курица
| 1. 0,5 |
| 2. – 2 |
| 3. 63 |
| 4. |9| + |4| |
| 5. – 9 + 6 |
| 6. 5; – 5 |
| 7. Треугольник |
| 8. Правильная дробь |
| 9. 100 |
IX. Работа у доски по карточкам:
1) Запишите выражение без скобок, найдите его
значение:
2) Используя законы арифметических действий, найдите значение выражения: 81 + 25 – 15 + 9 |
X. «Лабиринт»
В этом городе вам надо пройти через лабиринт

XI. Итог урока
XII. Домашнее задание по карточкам, по вариантам. Подготовиться к контрольной работе.