Тип урока: закрепление изученных знаний.
Цели:
- выработка и систематизация навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, вычислений с модулем, действий с обыкновенными дробями;
- воспитание внимательности, сосредоточенности, грамотной устной и письменной предметной речи,
- развитие умений организовать работу в группе, самостоятельно работать, адаптироваться к поставленным условиям.
Методы обучения: репродуктивный.
Форма урока: путешествие.
Средства обучения: проектор, 3 ноутбука, наборы карточек, плакаты для математического лото, презентация (Приложение 1), электронный тест.
Предварительно разделить класс на 3 команды:
«Эрудиты» | «Всезнайки» |
«Знатоки» |
Выбрать капитана, 2 помощников.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Целеполагание
– Ребята, вы в этом году очень подросли. Не в смысле физического роста, а в смысле предметных знаний. Если раньше, когда сталкивались с примером 5-10, говорили: «решить нельзя», то сейчас вы можете отнимать и от маленького большое. Все потому, что познакомились с понятиями положительные и отрицательные числа. Мы с вами изучили уже много различных правил, определений. Сегодня посмотрим, что из этого получилось. Урок сегодня не совсем обычный. Как вы уже поняли, будет соревнование трех команд. Это соревнование пройдет в форме путешествия по кольцу «Рациональные числа». Будем путешествовать мы на волшебном Числомобиле. Он работает без руля, штурвала. Он реагирует на команды в виде положительных и отрицательных чисел. Чтобы вам не придумывать эти числа, вам в помощь даю вот этот замечательный многогранник. Вы когда играете кубиком, на нем 6 граней, 6 цифр. Здесь 12 граней, на них написаны числа от (– 6) до 6, кроме 0. Одна из команд кидает наш путеводитель, и все три команды двигаются в данном направлении, на указанное число шагов. У нас всего один Числомобиль, поэтому ездить придется вместе. Каждый раз мы будем посещать все новый город, в котором нас ждут приключения и интересные задания. Наша задача посетить как можно больше городов. Особо отличившиеся команды получат призы. В путь!
III. «Рюкзак знаний»
Чтобы отправиться в путешествие, нам надо
собрать рюкзак, рюкзак знаний. И та команда, у
которой рюкзак окажется больше остальных, первой
кинет заветный путеводитель.
Я вам хотела бы напомнить, как складывать числа с
разными знаками:
При сложении двух чисел
Ты на знаки посмотри!
Если одного названья,
Модули ты их сложи!
И пред суммой непременно
Ты поставь их «общий знак»:
– 2 плюс – 3, станет с минусом пятак!
(– 2) + (– 3) = – 5
Если разного названья,
Победит «сильнейший знак».
Разность модулей найди ты,
И все время делай так!
– 2 + 3 = + 1
А теперь я буду по очереди задавать командам несложные вопросы, на которые вы должны дать короткие ответы. Например, «результат сложения?», в ответ: «Сумма».
Результат умножения ... (произведение) | Сумма двух положительных чисел – число… (положительное) | Справа от нуля на координатной прямой лежат числа ... (положительные) |
Модуль нуля равен... (нулю) | Расстояние между точками координатной прямой измеряется в …(единичных отрезках) | Результат деления ... (частное) |
что означает дробная черта? (Деление) | Верно ли, что чем правее на координатной прямой, те меньше? (Нет) | Как называются дроби, числитель которых больше знаменателя? (Неправильная) |
Какой буквой обозначается расстояние между точками (ро) | Как называется сумма положительных и отрицательных чисел? (Алгебраическая) | Верно ли, что любое положительное число больше любого отрицательного числа? (Да) |
Верно ли, что нуль меньше любого отрицательного числа? (нет) | Что стоит под дробной чертой? (Знаменатель) | Числа, которые меньше нуля ... (отрицательные) |
– 5 + 5 (0) | Модуль 9?(9) | 6 – 3 (3) |
Числа, имеющие одинаковые модули, но разные знаки ... (противоположные) | Прямые, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются ... (параллельные) | Число, противоположное само себе (0) |
IV. «Пропала машина»
Вот первый город, в который нас завез Числомобиль. Ребята, в этом городе все жители потеряли свои автомобили. Надо помочь им их найти. Будьте внимательны, у каждого жителя есть только один автомобиль.
V. «Город художников»
В этом городе живут художники. Они рисуют великолепные картины. Но произошло несчастье, злоумышленники разрезали их картины на части. Помогите жителям насладиться красотой этих шедевров, соберите рисунки из частей. (объяснение как)
1. (– 2) + (– 3) | – 5 | 1. |– 12| : |– 4| | 3 | 1. – 9 + 9 | 0 |
2. – 9 + (– 11) | – 20 | 2. – 55 + 52 | – 3 | 2. – 13 – 15 | – 28 |
3. – 8 + (– 8) | – 16 | 3. – 8 + 9 | 1 | 3. – 18 + (– 12) | – 30 |
4. 10 + (– 2) | 8 | 4. – 25 + 25 | 0 | 4. 17 – (– 13) | 30 |
5. – 30 + 15 | – 15 | 5. – 80 + (– 80) | – 160 | 5. 16 + 2 | 18 |
6. – 12 + 8 | – 4 | 6. 25 – 26 | – 1 | 6. 0 + (– 18) | – 18 |
7. |– 45| | 45 | 7. – 13 + 15 | 2 | 7. 8 – 16 | – 8 |
8. 45 – 90 | – 45 | 8. – 56 – 6 | – 62 | 8. 16 – 8 | 8 |
9. – 2 + 6 | 4 | 9. 18 – 22 | – 4 | 9. (– 3) + 8 | 5 |
10. – 15 + 30 | 15 | 10. – 18 + 22 | 4 | 10. – 8 + 3 | – 5 |
|
|
|
VI. Физминутка
1) Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)2) Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочек ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончена.
Ты – молодец!
VII. «Бильярд»
Жители данного города очень любят игру «Бильярд», вам они предлагают сыграть в математический бильярд.
VIII. «Работа на 6 групп»
В очередном городе мы встретились с человечками, которые очень любят всякие задания. Они приготовили вам чисто математическое задание, но для этого каждая из ваших команд разбивается на две части. Одна часть пойдет к доске, другая будет работать на местах. На местах остается капитан с помощниками, остальные к доске. Более «сильная» часть выполняет на местах электронный тест «3-й лишний», вторая половина групп на доске командно выполняют задания с карточек.
Тест: выберите в каждом вопросе «третье лишнее», например: лиса, волк, курица
1. 0,5 |
2. – 2 |
3. 63 |
4. |9| + |4| |
5. – 9 + 6 |
6. 5; – 5 |
7. Треугольник |
8. Правильная дробь |
9. 100 |
IX. Работа у доски по карточкам:
1) Запишите выражение без скобок, найдите его
значение:
2) Используя законы арифметических действий, найдите значение выражения: 81 + 25 – 15 + 9 |
X. «Лабиринт»
В этом городе вам надо пройти через лабиринт
XI. Итог урока
XII. Домашнее задание по карточкам, по вариантам. Подготовиться к контрольной работе.