Урок производственного обучения "Распиливание металла"

Разделы: Общепедагогические технологии


Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:

  • Обучающая - Научить учащихся правильным приемам распиливания металла.
  • Развивающая - использовать чертежи, развивать самостоятельность, путем нахождения неисправностей на чертежах.
  • Воспитательная - воспитать у учащихся бережное отношение к режущему и мерительному инструменту, соблюдение требований безопасности труда.

Материально-техническое оснащение урока:

  • Слесарный верстак с тисками;
  • Стальная пластина;
  • Чертилка, масштабная линейка;
  • Зубило, слесарный молоток, напильник;
  • Чертежи;
  • Технологические карты.

Спецтехнология:

  • Подбор заготовки.
  • Разметочные базы.
  • Обработочные базы.
  • Способы разметки.
  • Выбор напильников.
  • Технологическая последовательность.

Производственное обучение:

  • Разметка.
  • Рубка.
  • Опиливание плоских и криволинейных плоскостей.
  • Применение измерительного, поверочного и контрольного инструментов.

Допуски и технические измерения:

  • Точность обработки.
  • Шероховатость.
  • Контроль размеров с применением предельных калибров.
  • Допуски размеров.

Ход урока

I. Организационная часть (5 минут)

Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.

II. Вводный инструктаж (45 минут)

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация прежних знаний

а) учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Инструктаж по безопасным приемам труда при разметке, рубке и при опиливании.
  • К чему ведет не аккуратность при разметке?
  • Как проверить параллельность сторон?
  • Как проверить готовность напильника к работе?
  • Назначение лекальной линейки и угольника?

3. Формирование новых знаний и умений: Рассмотреть вопросы:

  • Назначение распиливания металла.
  • Объяснение характера и назначения предстоящей работы и порядка выполнения работы.
  • Разбор чертежей.
  • Ознакомление с плакатами по теме " Распиливание и припасовка"
  • Ознакомление с технологической картой инструмента, применяемого при изучении темы " Распиливание и припасовка"
  • Типичные ошибки при распиливании и способы их устранения
  • Показ способов рациональной организации рабочего места при распиливании
  • Продемонстрировать приемы распиливания
  • Рассмотрение правил ТБ при распиливании.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

  • Воспроизвести правильные приемы при распиливании.
  • Как проверить правильность выполнения работ.
  • Способы проверок с помощью шаблонов и выработок.
  • Отклонение от размера.
  • Какова должна быть шероховатость обработки.
  • Показать правильную организацию рабочего места
  • Рассказать о возможных травмах при несоблюдении правил ТБ при распиливании
  • Показать типичные ошибки при распиливании
    • Раскачивание корпуса вперед назад.
    • Чересчур сильное нажатие на напильник
    • Захватывание конца напильника пальцами левой руки
    • Излишний разворот корпуса вправо.
    • Отрыв напильника от паковки при обратном ходе.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)

1. Распределение уч-ся по рабочим местам.

2. Проведение упражнений учащимися:

  • Разметка отверстий для последующего распиливания.
  • Вырубание.
  • Распиливание.

3. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.

4. Целевой обход рабочих мест уч-ся.

5. Текущее инструктирование:

а) При первом упражнении обращаем внимание на:

  • Осознание каждым учащимся цели урока.
  • Правильности выполнения разметки.
  • Формирование у учащихся навыков аккуратности, эстетики и самостоятельности.
  • Своевременную помощь учащимся.
  • ТБ разметочных работ.

б) при втором упражнении необходимо обратить внимание на :

  • Правильность выполнения приемов рубки
  • Творческий подход учащихся к планированию рабочего времени при выполнении приемов рубки.
  • Своевременную помощь учащимся.
  • Обеспечивать высокое качество работы.
  • Обработать внимание на типичные ошибки при пользовании шаблонами и выработками.
  • Каждому учащемуся по группам используя металлическую пластину вырубить равнобедренный треугольник при помощи предельных шаблонов и выработок.
  • Самоконтроль и взаимоконтроль.

в) при третьем упражнении необходимо обратить внимание:

  • На правильность выполнения приемов опиливания
  • На творческий подход учащихся к планированию рабочего времени при опиливании.
  • На правильность постановки корпуса при опиливании.
  • На своевременное оказание помощи отстающим учащимся путем повторного объяснения и показа трудовых приемов.
  • Проведение промежуточного инструктажа по истечении 45 минут каждого часа.
  • На типичные ошибки
  • На правильность проверки шаблонами и выработками.
  • На принципиальность и строгость в требованиях к выполнению правил ТБ.
  • На самоконтроль и взаимоконтроль.

г) при оценивании своей работы необходимо проверить:

  • Отклонение от размеров.
  • Прямолинейность плоскости.
  • Шероховатость обработки (класс точности)

IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)

1. Подведение итогов занятий, основываясь на таблице:

Проверки Критерии оценок
"5" "4" "3"
1 Отклонение от размера До 0,1 До 0,2 До 0,3
2 Параллельность сторон В пределах 0,1 В пределах 0,2 В пределах 0,3
3 Прямолинейность плоскости (проверка лекальной линейкой) Плотное прилегание,

Просвет равномерный

Просвет равномерный Просвет неравномерный,

Незначительные завалы плоскости

4 Плавность перехода контура Соответствие контуру шаблона Незначительное отклонение контура от шаблона Значительное но не грубое отклонение контура от шаблона
5 Шероховатость обработки (класс) 4 3 2
6 Выполнение норм времени Более 100% 100% Не менее 90%
7 Правильность пользования

инструментами

Правильно пользуются инструментами Допускает незначительные ошибки
8 Организация рабочего места Рационально, правильно Допускает незначительные ошибки
9 Самостоятельность выполнения Самостоятельно, инициативно Самостоятельно Требуется помощь
10 Выполнение требований ТБ Строго выполняет инструкции Выполняет инструкции Допускает нарушения, нет твердых знаний

2. Отметить не менее пяти лучших работ.

3. На основании худших работ показать типичные ошибки при распиливании.

4. Провести оценку качества работы уч-ся. Провести беседу с учащимися, чтобы они сами разобрались в своих ошибках, и нашли пути их устранения и предупреждения.

5. Анализ самими учащимися выполненных работ.

6. Уборка и сдача рабочих мест.

7. Задание на дом. В домашних условиях проанализировать основные правила опиливания металла.