Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Учебные цели урока:
- Обучающая - Научить учащихся правильным приемам распиливания металла.
- Развивающая - использовать чертежи, развивать самостоятельность, путем нахождения неисправностей на чертежах.
- Воспитательная - воспитать у учащихся бережное отношение к режущему и мерительному инструменту, соблюдение требований безопасности труда.
Материально-техническое оснащение урока:
- Слесарный верстак с тисками;
- Стальная пластина;
- Чертилка, масштабная линейка;
- Зубило, слесарный молоток, напильник;
- Чертежи;
- Технологические карты.
Спецтехнология:
- Подбор заготовки.
- Разметочные базы.
- Обработочные базы.
- Способы разметки.
- Выбор напильников.
- Технологическая последовательность.
Производственное обучение:
- Разметка.
- Рубка.
- Опиливание плоских и криволинейных плоскостей.
- Применение измерительного, поверочного и контрольного инструментов.
Допуски и технические измерения:
- Точность обработки.
- Шероховатость.
- Контроль размеров с применением предельных калибров.
- Допуски размеров.
Ход урока
I. Организационная часть (5 минут)
Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.
II. Вводный инструктаж (45 минут)
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация прежних знаний
а) учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Инструктаж по безопасным приемам труда при разметке, рубке и при опиливании.
- К чему ведет не аккуратность при разметке?
- Как проверить параллельность сторон?
- Как проверить готовность напильника к работе?
- Назначение лекальной линейки и угольника?
3. Формирование новых знаний и умений: Рассмотреть вопросы:
- Назначение распиливания металла.
- Объяснение характера и назначения предстоящей работы и порядка выполнения работы.
- Разбор чертежей.
- Ознакомление с плакатами по теме " Распиливание и припасовка"
- Ознакомление с технологической картой инструмента, применяемого при изучении темы " Распиливание и припасовка"
- Типичные ошибки при распиливании и способы их устранения
- Показ способов рациональной организации рабочего места при распиливании
- Продемонстрировать приемы распиливания
- Рассмотрение правил ТБ при распиливании.
4. Закрепление материала вводного инструктажа:
- Воспроизвести правильные приемы при распиливании.
- Как проверить правильность выполнения работ.
- Способы проверок с помощью шаблонов и выработок.
- Отклонение от размера.
- Какова должна быть шероховатость обработки.
- Показать правильную организацию рабочего места
- Рассказать о возможных травмах при несоблюдении правил ТБ при распиливании
- Показать типичные ошибки при распиливании
- Раскачивание корпуса вперед назад.
- Чересчур сильное нажатие на напильник
- Захватывание конца напильника пальцами левой руки
- Излишний разворот корпуса вправо.
- Отрыв напильника от паковки при обратном ходе.
III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)
1. Распределение уч-ся по рабочим местам.
2. Проведение упражнений учащимися:
- Разметка отверстий для последующего распиливания.
- Вырубание.
- Распиливание.
3. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.
4. Целевой обход рабочих мест уч-ся.
5. Текущее инструктирование:
а) При первом упражнении обращаем внимание на:
- Осознание каждым учащимся цели урока.
- Правильности выполнения разметки.
- Формирование у учащихся навыков аккуратности, эстетики и самостоятельности.
- Своевременную помощь учащимся.
- ТБ разметочных работ.
б) при втором упражнении необходимо обратить внимание на :
- Правильность выполнения приемов рубки
- Творческий подход учащихся к планированию рабочего времени при выполнении приемов рубки.
- Своевременную помощь учащимся.
- Обеспечивать высокое качество работы.
- Обработать внимание на типичные ошибки при пользовании шаблонами и выработками.
- Каждому учащемуся по группам используя металлическую пластину вырубить равнобедренный треугольник при помощи предельных шаблонов и выработок.
- Самоконтроль и взаимоконтроль.
в) при третьем упражнении необходимо обратить внимание:
- На правильность выполнения приемов опиливания
- На творческий подход учащихся к планированию рабочего времени при опиливании.
- На правильность постановки корпуса при опиливании.
- На своевременное оказание помощи отстающим учащимся путем повторного объяснения и показа трудовых приемов.
- Проведение промежуточного инструктажа по истечении 45 минут каждого часа.
- На типичные ошибки
- На правильность проверки шаблонами и выработками.
- На принципиальность и строгость в требованиях к выполнению правил ТБ.
- На самоконтроль и взаимоконтроль.
г) при оценивании своей работы необходимо проверить:
- Отклонение от размеров.
- Прямолинейность плоскости.
- Шероховатость обработки (класс точности)
IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)
1. Подведение итогов занятий, основываясь на таблице:
№ | Проверки | Критерии оценок | ||
"5" | "4" | "3" | ||
1 | Отклонение от размера | До 0,1 | До 0,2 | До 0,3 |
2 | Параллельность сторон | В пределах 0,1 | В пределах 0,2 | В пределах 0,3 |
3 | Прямолинейность плоскости (проверка лекальной линейкой) | Плотное прилегание, Просвет равномерный |
Просвет равномерный | Просвет неравномерный, Незначительные завалы плоскости |
4 | Плавность перехода контура | Соответствие контуру шаблона | Незначительное отклонение контура от шаблона | Значительное но не грубое отклонение контура от шаблона |
5 | Шероховатость обработки (класс) | 4 | 3 | 2 |
6 | Выполнение норм времени | Более 100% | 100% | Не менее 90% |
7 | Правильность пользования инструментами |
Правильно пользуются инструментами | Допускает незначительные ошибки | |
8 | Организация рабочего места | Рационально, правильно | Допускает незначительные ошибки | |
9 | Самостоятельность выполнения | Самостоятельно, инициативно | Самостоятельно | Требуется помощь |
10 | Выполнение требований ТБ | Строго выполняет инструкции | Выполняет инструкции | Допускает нарушения, нет твердых знаний |
2. Отметить не менее пяти лучших работ.
3. На основании худших работ показать типичные ошибки при распиливании.
4. Провести оценку качества работы уч-ся. Провести беседу с учащимися, чтобы они сами разобрались в своих ошибках, и нашли пути их устранения и предупреждения.
5. Анализ самими учащимися выполненных работ.
6. Уборка и сдача рабочих мест.
7. Задание на дом. В домашних условиях проанализировать основные правила опиливания металла.