Урок русского языка в 3-м классе УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Второстепенный член предложения – дополнение"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Формирование представлений о второстепенном члене предложения- дополнении, введение в активный словарь учащихся термин - дополнение.
  • Совершенствование орфографических навыков, развитие мышления, умения рассуждать
  • Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, любознательность

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверь дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке
Книги, ручки и тетрадки

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ДАТЫ И ЗАПИСЬ ЕЁ В ТЕТРАДЬ.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Отгадайте загадку:

Красная девица
По небу ходит (СОЛНЦЕ)

Подберите ещё слова на такую же орфограмму, как в слове отгадке.

Какая это орфограмма?

Запишите слово - отгадку в тетрадь, выделите орфограмму и через запятую припишите однокоренные слова, выделите корень.

Какие слова называются однокоренными? Что такое корень?

Давайте выполним короткий фонетический разбор данного слова

СОЛНЦЕ [сонцэ ] - 6 букв, 5 звуков

Объясните, почему такое расхождение в количестве букв и звуков в данном слове

Устно дайте характеристику каждому согласному звуку в данном слове.

б) Сейчас я буду читать слова по 3, ваша задача - запомнить и после того как разрешу - записать , выделяя орфограмму

БЕРЕЗА, ЛИСТВА, СОЛНЦЕ

ПРИГРЕВАЕТ, ОСВЕТИЛО, ПОЛЯНА

ВЕСНА, ЛЕСНАЯ, МЕСТНОСТЬ

ВЕТЕР, ДОЖДЬ, РЕЗКИЙ

При проверке читаем слова группами, проговариваем орфограммы и её местоположение ( в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании)

Одновременно происходит самоконтроль(при проверке учащиеся выставляют над правильно написанными словами +, над неправильно написанными -, а затем себя оценивают)

в) Работа с предложением

Презентация.

  • Посмотрите внимательно на схему предложения (слайд)
  • Какое это предложение? (повествовательное, нераспрастранённое)
  • Как догадались что оно повествовательное?
  • Как догадались, что оно нераспрастронённое?
  • Составьте предложения, согласно схеме используя слова из предыдущего задания.
  • Что нужно сделать, чтобы предложение стало распространённым?

ВЫВОД ТЕМЫ УРОКА

Вот мы с Вами подошли к теме нашего урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?( о второстепенных членах предложения)

Какие второстепенные члены предложения вы уже знаете? (обстоятельство, определение)

Распространите составленные вами ранее предложения, используя слова из предыдущего задания

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Запись предложения. Определение грамматической основы, запись словосочетаний, определение второстепенных членов предложения.

Яркое солнце осветило поляну. (повеств., распр.)

Солнце(какое?) яркое - это определение

Осветило (что?) поляну

Можно ли сказать, что слово ПОЛЯНУ - определение или обстоятельство? (нет, у него совершенно другой вопрос)

Значит перед нами новый второстепенный член предложения. А как он называется Вы узнаете открыв учебник на стр 90 (дополнение)

Что такое дополнение и на какие вопросы оно отвечает? ( это второстепенный член предложения и он отвечает на вопросы, изменяющие форму слова)

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

Давайте закрепим, то что мы с вами сейчас узнали. Попробуем позадавать вопросы к словам и узнать являются ли данные слова дополнениями.

Стр 91 упр 4 (работа выполняется в парах, дифференцированно- для всех ребят на слайде карточка - помогай-ка, а для слабых она на парте и на ней фломастером выделены вопросы из которых нужно выбирать)

Проверка вслух фронтально.

ИТОГ УРОКА

  • С чем мы сегодня на уроке познакомились?
  • Что такое дополнение?
  • На какие вопросы отвечает дополнение?

А теперь прочитайте оценку работы каждого из вас на уроке по первым буквам слов из данного предложения.

МЕТЕЛЬ ОЧЕНЬ ЛАСКОВО ОДЕЛА ДЕРЕВЦА ЕЛОВОГО ЦАРСТВА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стр 91 упр 5 (1 вариант -1 и 2 предложение, 2 вариант- 3 и 4 предложение)