Открытый урок по предмету "Математика" на тему "Решение задач" и выражений в разделе "Арифметические действия с многозначными числами до 1 миллиона". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Главная цель урока - обобщение навыков работы с многозначными числами при решении задач и выражений.

Цели урока.

Образовательные:

  • Закрепить случаи решения задач на нахождение Р и S выражениями.
  • Продолжить формировать умения решать задачи на движение используя формулы.
  • Закреплять умения читать и решать выражения на порядок действий, использовать приёмы письменного сложения, вычитания, умножения, деления.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к предмету:
    • через развитие психических процессов(мышление, внимание, память);
    • посредством меж предметной связи;

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения на уроке.
  • Воспитывать умение приходить на помощь друг другу.

Оборудование:

  • высказывание М.В.Ломоносова,
  • карточки со слогами и цифрами,
  • разрезная карта,
  • карточки с формулами к задачам на движение,
  • карточки с краткой записью простых задач на движение,
  • запись на доске краткого условия геометрических задач,
  • учебник,
  • жетоны для отметки ответов,
  • кружки 3-х цветов для физ минутки "Светофор",
  • аппликация "Ваза с цветами" для рефлексии,
  • цветы,
  • клей,
  • музыкальное сопровождение.

Ход урока

1. Приветствие. (Музыка). Организационный момент - проверка готовности к уроку.

2. Актуализация темы урока. Чтение учителем высказывание учёного. - на каких уроках ещё используются знания по математике?

- определим тему урока. Перед вами расположены карточки с буквами и цифрами. Расположите числа в порядке увеличения и вы узнаете тему урока. (2 ученика собирают карточки). Остальные поиграем в игру "Цепочка": говорим пример из таблицы умножения. Ответ используется следующим учащимся для составления следующего решения.

- Прочитаем хором тему урока. Обратите внимание на подчёркнутые цифры. Из каких разрядных единиц состоят числа 37, 789. Из каких классов состоят числа 10.123, 1.000.000.

- Чтобы не запутаться в следующих заданиях мы представим себя путешественниками и отправимся в поход за сюрпризом. Что нужно человеку для похода? (Свободные ответы детей). Я услышала слово карта, составим свою карту. Подойдите к моему столу. Здесь находятся фигуры. Как они называются? (Арифметические). Каждый возьмите по одной фигуре. Назовите её математическим термином. (Квадрат, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник, прямоугольный треугольник, прямоугольник, четырёхугольник). Соберите из фигур карту. Что видим на карте? (2 - ве дороги - синюю, красную, звезду, на дорогах пункты). Синяя дорога для мальчиков, красная - для девочек. Каждый пункт - новое задание. Разделитесь на 2 - ве команды и сядьте в свою команду. За индивидуальные ответы получите жетоны, чтобы определить активность и правильность ответов. Тетради будут нашими дневниками для записей. Откройте тетради и запишите число, классная работа. (При записи учитель напоминает о правилах посадки).

3. Решение геометрических задач.

- Переходим на первый этап " Размер". Сможем ли мы взять карту в дорогу? (Открыть запись на доске краткого условия геометрических задач. (Синяя запись для мальчиков, красная для девочек). Задача для мальчиков: - Ш. - 200мм, Д. - 250мм, Р -?мм = см, S - ?мм2 = см2. Дев. - Ш. - 150мм, Задача для девочек: - 400мм, Р - ?мм = см, S - ?мм2 = см2.

- Составьте по записи задачу (Ученик составляет с места для своей команды). Решите самостоятельно выражением.(Р= (200 + 250) * 2 = 900мм = 90см; S = 200* 250 = 50.000 мм2 = 500см2) (Р = (150 = 400) * 2 = 1.100мм = 110см. S = 150 * 400 = 60.000мм2 = 600см2). (Фронтальная проверка в группах. Чтение решения вслух). - Можем взять карту с собой в свёрнутом виде.

4. Составление и решение простых задач на движение с помощью формул и памятки.

- Переходим на второй этап " Задача". Надо узнать длину пути, силу передвижения, время. Откройте конверты и разложите перед собой карточки. Повторим пройденные правила. Игра " Молчанка" - показывайте ответы карточками. (Обратная связь).

- Каким словом обозначается путь? (Расстояние).

- Слово для обозначения единиц - ч, мин, сек (Время)

- Сила передвижения? (Скорость).

- Покажите латинскую букву для обозначения скорости?

- Времени?

- Расстояния?

- Покажите формулу для нахождения скорости?

- Времени?

- Расстояния?

- (Учитель открывает таблицу памятку над доской) Можете всегда пользоваться, как памяткой.

- Какие из этих слов словарные? (Чтение хором по слогам - расстояние, скорость).

- Получите команды конверты. Разберите карточки с задачами. Что узнаем для своего путешествия? (Скорость, время, расстояние).

- Самостоятельно решите свою задачу. (Чтение вслух своей задачи, решения).

- Измените вопрос к задаче так, чтобы получилась составная задача в 3 - и действия. (Узнать общее расстояние).

- Кто составил выражение? (Чтение сильным учеником). Запись по памяти. Взаимопроверка в командах.

5. Физ минутка.

Третий этап "Привал". Под музыку расслабляющие упражнения на воображение отдыха.

На цвета светофора повторить правила перехода улицы по светофору. Красный - тишина, жёлтый - хлопать, зелёный - топать.

6. Меж предметная связь с литературным чтением.

- Какие пословицы вам помогли справиться с заданиями? (Чтение пословиц о дружбе заранее подготовленных и заученных детьми).

7. Решение выражений на порядок действий по учебнику "Математика для 4 класса" автора М.И. Моро и др, стр 16 №12, 1-я строка - мальчики, 2-я строка - девочки.

- Переходим на следующий этап "Порядок". Откройте учебники и найдите своё задание. Объясните его смысл. Прочитайте выражение. Назовите порядок действий своего выражения. Можно ли его решить в уме? Самостоятельно решите. (Фронтальная проверка).

8. Индивидуальное решение выражений в одно действие на скорость, с помощью письменных приёмов по командам у доски. (Примеры записаны на доске учителем).

- Переходим на следующий этап "Победа".

- Какая команда первая решит свои примеры, та и получит сюрприз.

Девочки: - 82.420 : 4 = 20.605, 20.605 * 2 = 41.210, 41.210 - 20.605 = 20.605, 20.605 + 98.765 = 119.370.

Мальчики: - 91.215 : 3 = 30.405, 30.405 * 3 = 91.215, 91.215 - 30.405 = 60.810, 60.810 + 98.765 = 159.575.

9. Итог. Обобщение по уроку.

- Победила одна из команд. Что в вазе? (Цветы). Какие испытания вы прошли, чтобы найти цветы? (Свободные ответы детей). Кому на уроке было легко выберите красный цветок, у кого были затруднения - жёлтый. Подпишите цветы. Составим аппликацию. Какому празднику посвятим букет?

- Подсчитаем жетоны. Получите оценки.

10. Домашнее задание по усмотрению учителя.

- Спасибо за работу, до свидания.