В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов физвоспитания, при необходимости, врачей.
Мой педагогический опыт (сначала в должности воспитателя логопедической группы, а затем - учителя-логопеда) позволил разработать систему, которая максимально эффективно реализовывает коррекционный потенциал взаимодействия этих двух специалистов.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.
При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки.
Работа логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять фонематические навыки.
Используя данные изучения речи детей, воспитатель определяет конечные цели и задачи коррекционно-речевого о воздействия применительно к каждому ребенку и фиксирует их в индивидуальных программах (форма их составления свободная). Свое воплощение они получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре. Так, воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи могут быть решены:
- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
- в совместной деятельности взрослого с детьми;
- в свободной самостоятельной деятельности детей.
На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.
Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции, развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей.
Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.
Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей под руководством педагога или самостоятельная. Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.
При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям логопеда - пример совместной работы логопеда и воспитателя.
Ежедневно в конце рабочего дня логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми. Количество детей, занимающихся вечером с воспитателем, не превышает шести.
В тетради записываются дата проведения занятий, задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. В последней записи логопед указывает, насколько успешно был усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий, предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.
В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения: - по отработке артикуляционных упражнений; - для автоматизации поставленных звуков; - на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом; - для развития фонематического слуха; - по формированию лексико-грамматической стороны речи.
Логопед не должен включать в вечерние занятия воспитателя упражнения по постановке звуков.
Примерный образец заданий для вечерних занятий может быть следующим:
28 сентября.
1. Ваня Р., Даша К. - вырабатывать направленную воздушную струю (упражнения "Забей мяч в ворота", "Прокати карандаш").
2. Наташа Б., Артем И. - автоматизировать звук С в чистоговорке:
Са-са-са - вот летит оса; су-су-су - отгоню осу; сы-сы-сы - вот и нет осы.
3. Для всей группы - провести игру "Поймай звук А в словах".
Дети с ОНР кроме фонематических нарушений испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, а также пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов.
Коррекционная работа представлена тремя этапами:
1. Подготовительный этап (2 занятия). Цель: познакомить детей с различными звуками; научить различать речевые и неречевые, гласные и согласные звуки.
2. Основной этап (13 занятий). Цель: отработать произношение гласных и согласных звуков; выработать умение дифференцировать звуки на слух и в собственной речи; сформировать навыки фонематического анализа и синтеза.
3. Заключительный этап (1 занятие). Цель: обобщить и закрепить навыки, полученные детьми в ходе реализации коррекционной программы.
В данной работе представлен план занятий на первую половину учебного года:
Занятия логопеда | Занятия воспитателя | ||
Тема | Цели | Тема | Цели |
Сентябрь | |||
Звуки вокруг нас | Познакомить с неречевыми и речевыми звуками. | Звуки вокруг нас | Закрепить понятия речевые и неречевые звуки. |
Гласные и согласные звуки | Познакомить детей с гласными и согласными звуками. Учить различать гласные и согласные звуки. | Гласные и согласные звуки | Закрепить понятия гласные и согласные звуки. Отработать навыки различения гласных и согласных звуков. |
Звук У | Отработать навык четкого произношения звука. Выделение звука из ряда звуков. | Звук У | Закрепить навык произношения звука в упражнениях. |
Звук А | Отработать произношения звука. Выделение звука из ряда звуков. | Звук А | Отработать произношение звука в упражнениях. |
Октябрь | |||
Звуки У - А | Дифференциация звуков. | Звуки У - А | Закрепить навыки дифференциации звуков |
Звук И | Отработать произношение звука. Выделение звука из начала слов. | Звук И | Закрепить навык произношения звука, закрепить навык выделения звука из слов. |
Звук Э | Отработать произношение звука. Выделение звука из ряда звуков, слогов,; выделение звука из слов. | Звук Э | Закрепить навык произношения звука. Закрепить навык выделения звука из слов. |
Звуки П, П` | Выработать навык различения гласных и согласных звуков. Отработать четкое произношение звуков. Дать понятия о мягкости согласных звуков. | Звуки П, П` | Отработать четкое произношение звуков на материале скороговорок. Закрепить навык различения мягких и твердых согласных. |
Ноябрь | |||
Звуки Б, Б` | Отработать четкое произношение звуков. Дать понятие о звонких и глухих согласных. Учить выделять звуки из слов. Дифференцировать звуки [п,б], [п`,б`]. | Звуки Б, Б` | Закрепить навык различения звонких и глухих согласных. Отработать четкое произношение звуков на материале пословиц, поговорок. Закрепить навык выделения пройденных звуков из слов. |
Звук О | Отработать произношение звука. Учить выделять звук из ряда гласных, из слов. Подбирать слова с данным звуком в составе слова. | Звук О | Отработать произношение звука. Закрепить навык выделения звука из слов. |
Звуки К, К` | Отработать четкое произношение звуков. Дифференцировать звук от сходных звуков [х, п]. выделять звук из состава слова. | Звуки К, К` | Отработать произношение звуков, употребление звука в речевых упражнениях. |
Звуки Г, Г` | Отработать четкое произношение звуков. Дифференцировать звуки от сходных звуков [к, х, п]. выделять звук из состава слова, подбирать слова на заданный звук.. | Звуки Г, Г` | Отработать произношение звуков, употребление звука в речевых упражнениях. |
Декабрь | |||
Звук Ы | Отработать произношение звука, употребление звука в речевых упражнениях: игра "Один-много". | Звук Ы | Отработать произношение звука. Закрепить навык выделения звука из слов. |
Звуки Т, Т` | Отработать четкое произношение звуков. Дифференцировать звуки [т, п], [т`, п`], выделять звуки из состава слова, подбирать слова на заданный звук. | Звуки Т, Т` | Отработать произношение звуков, употребление звука в речевых упражнениях. |
Звуки Д, Д` | Отработать четкое произношение звуков. Дифференцировать звуки [т, д], [т`, д`], выделять звуки из состава слова, подбирать слова на заданный звук. | Звуки Д, Д` | Отработать произношение звуков, употребление звука в речевых упражнениях. |
Совместное занятие логопеда и воспитателя - игра "Новогодняя сказка о звуках".
Цель: обобщить и закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по формированию фонематического слуха.
Формы проведения занятий: логопед в первой половине дня проводит фронтальные занятия с детьми по отработке звуков, воспитатель проводит "логопедические пятиминутки" по отработке этих же звуков, используя их в качестве динамических пауз во время проведения занятий общеразвивающего цикла. Во второй половине дня воспитатель проводит с детьми игры и упражнения на материале пословиц, поговорок, загадок, стихов, насыщенных изучаемыми звуками. Занятия проводятся с детьми всей логопедической группы, куда входят дети экспериментальной группы, участвующие в нашем эксперименте. В качестве наглядного примера применения данной системы занятий приводим фрагменты занятий логопеда и воспитателя.
Тема "Звуки А - У"
Занятие логопеда.
Цель: дифференциация звуков А - У
Задачи:
1. Закрепить в речи правильное произношение гласных звуков А - У.
2. Учить различать на слух и по артикуляции гласные звуки А - У.
3. Развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
4. Закрепить знания детей о гласных звуках.
Ход занятия
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы занятия.
Упражнение "Отбери и назови": - Отберите и назовите картинки, которые я назову; -Назовите первый звук в этих словах; -Поставьте картинки к соответствующей букве.
III. Уточнение правильной артикуляции звуков А - У.
IV. Выделение гласных звуков из начала слова.
-Поднимите красный символ, если услышите слова, которые начинаются со звука А или У.
V. Закрепление четкого и правильного произношения звуков А, У в чистоговорках.
VI. Физпауза. Расскажи стихи руками: "Пять малышей"
VII. Игра "Веселый поезд"
- Остановка "Сад" - найдите фрукты, названия которых начинаются на звук А.
- Остановка "Огород" - выберите те овощи в названии которых звук А находится в конце слова. Что положим к корзину? (свекла - свеклу)
- Остановка "Телецентр" - в телевизоре пропали звуки, почините телевизор: произнесите слова полностью (:рбуз, :птека, :збука, :втобус, кенгур:, почем:, сниз:, какад:). Кто запомнил, какие звуки пропадали?
- Остановка "Лес" - игра "Эхо": эхо повторяет только слова со звуками А, У.
- Возвращение домой.
VIII. Итог занятия.
Занятия воспитателя.
Цель: Закрепить навыки дифференциации гласных звуков А - У.
"Логопедические пятиминутки":
- Посмотрите, пожалуйста, на меня: какой звук я хочу произнести? (воспитатель четко артикулирует звук А не произнося его). У кого в имени есть звук А? Произнесите свои имена, выделяя голосом этот звук. (Дети называют свои имена). Сейчас встанет (сядет) тот, у кого в имени один звук А; два звука А.
- Я сейчас буду показывать артикуляцию звуков А и У без голоса, а вы должны догадаться, какой звук я показываю.
- Я сейчас буду показывать артикуляцию звуков А и У без голоса, а вы должны назвать слова, которые начинаются со звука, который я показываю.
Упражнение на выделение гласных звуков А и У на материале пословиц:
- Послушайте, пожалуйста, пословицу: "Весна красна цветами, а осень - плодами". Какой звук я выделила голосом? - Звук А. - Назовите слова со звуком А, которые вы запомнили, выделите этот звук голосом и правильно произнесите этот звук в словах. (Весна, красна, цветами, плодами). -Еще раз повторите хором пословицу, четко произнося звук А.
- Послушайте, пожалуйста, еще одну пословицу. Какой гласный звук часто повторяется в этой пословице? "Дружба дружбой, а служба службой". -Звук У - Повторим эту пословицу, правильно произнося звуки У и А, выделяя голосом звук У.
Игра "Эхо в горах":
- Давайте поиграем. Представьте, что мы в горах. Вы будете называть звук А (У) громко, а эхо вам будет отвечать тихо (воспитатель - дети; дети - воспитатель; девочки - мальчики; А - низким голосом, У - высоким и наоборот).
Аналогично проводятся занятия по другим темам, предлагаемым в коррекционной программе.
Опыт показывает, что реализация такой системы подготовительных занятий повышает эффективность преодоления нарушений фонематического слуха, служит совершенствованием речевых возможностей дошкольников с общим недоразвитием речи III уровням.
Список литературы.
- Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. //Логопедия, №1-2, 2003. - С.28-30.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. - М., 2005.
- Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей. //Советская педагогика, №6, 1954.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1974.
- Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. I период. Пособие для логопедов. - М., 2002.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб., 2002.
- Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). - СПб., 2003.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. - М., 2002.
- Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. - М., 1983.
- Рыбина Э. В. О подготовке детей логопедической группы к звуковому анализу //Дошкольное воспитание, № 10, 1986. - С.26-29.
- Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма. //Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С.Волковой. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003. - 10-18.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 2000.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М., 2000. - С.312-318.