Раздел "Материаловедение". "Путешествие в мир тканей из растительных волокон"

Разделы: Технология


Цель урока: Систематизировать и дополнить знания, полученные в начальных классах о тканях и их изготовлении из растительных волокон хлопка и льна. Ознакомить с видами переплетения нитей и определением сторон в ткани.

Задачи:

- формировать умение определять нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

- воспитывать уважительное отношение к профессиям ткачихи и прядильщицы;

- развивать познавательный интерес.

Наглядные пособия: коллекции “Хлопок”, “Лён”, “Волокно”, вата, пряжа, иллюстрации, образцы тканей с кромкой.

Оборудование и материалы: лупы, иглы, коробки, ножницы, вата, ткани.

Термины: материаловедение, волокно, хлопок, лён, ткань, равница, пряжа, нити, основа, уток, лицевая сторона, изнаночная сторона, полотняное переплетение.

Ход урока

I. Организационная часть.

  1. Подготовка рабочих мест.
  2. Приветствие.
  3. Учёт присутствующих.
  4. Сообщение темы и цели урока.

II. Основная часть.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучать новый, интересный раздел “Материаловедение”.

Слайд. Презентация

Тема нашего урока: “Путешествие в мир тканей из растительных волокон”.

Слайд

Цель урока.

Слайд

Задачей нашего урока является ознакомление с волокнами, с их видами, производством тканей, видами переплетения, определением сторон в ткани. Но мы не можем приступить к изучению этой темы, не вспомнив занятий, проводимых в начальной школе.

В начальной школе на уроках труда вы, в основном, работали с бумагой. Но не все из вас знают, что у бумаги и некоторых видов ткани (растительного происхождения) одна основа – целлюлоза.

К этому уроку оформлена выставка картин-коллажей, где использованы различные материалы.

Слайд

Вопрос: Всегда ли существовала ткань?

Ответы учащихся:

Вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь работать с тканью?

Ответы учащихся:

Вопрос: Какой была одежда первобытного человека?

Ответы учащихся:

Вопрос: Для каких целей используют ткани?

Ответы учащихся:

И вот сегодня я предлагаю вам совершить не просто путешествие, а научную экспедицию с целью исследовать историю появления хлопчато- бумажных и льняных тканей.

Я буду исполнять роль руководителя экспедиции, а вы будете моими коллегами – “научными сотрудниками”. Вы разделились на 3 группы. Каждая группа представляет творческую лабораторию. Экспедиция начинается с экскурсии в прошлое, во время которой сообщаются сведения о ткани, о волокнах.

Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья. Трудно себе представить, как при свете лучин, в тёмных избах, наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Создавали дивные узоры, красили растительными красками белые полотна и печатали рисунок.

Слайд. Крапива.

Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. Все они объединены в группу текстильных волокон.

Слайд. Классификация волокон

Вопрос: Что такое волокно?

Слайд

Ответ: Это маленькие, тоненькие тельца. Запишите себе в тетради.

А сейчас научные сотрудники познакомят нас с натуральными волокнами хлопка и льна.

Слайд

Хлопок

Хлопчатник известен человеку уже 5000 лет. Это кустарниковое тропическое растение.

Родина хлопка – Индия. До 16-го века индийцы в тайне держали производство хлопка. В Европу завозили только готовые ткани. В России хлопок выращивают с 18-го века. В мире произрастает 35 видов хлопка, но только 4 вида подходят для волокон.

Хлопчатник очень любит тёплый климат. Его выращивают в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Казахстане, Киргизии. Растение достигает высоты до 1 метра. Плоды хлопчатника представляют собой коробочки, в которых насчитывают от 7 до 15 тысяч волоконцев. Они очень короткие: от 6 до 50 миллиметров. Природный цвет волокон хлопка – белый или кремовый, иногда встречаются и другие цвета (бежевый, зелёный).

Волокна хлопка: белые, пушистые, тонкие, короткие, мягкие, прочные, матовые.

Слайд

Ткани, полученные из хлопка, называются хлопчатобумажными. К ним относятся: батист, бязь, вельвет, сатин, ситец, тик, фланель. Эти ткани прочные, гигиеничные, мягкие, тёплые, лёгкие, удобные в носке, хорошо стираются, утюжатся, но мнутся.

Слайд

Схема первичной обработки хлопка

  1. Из семян-коробочек получают хлопок-сырец.
  2. Его сортируют по качеству.
  3. Прессуют в кипы и отправляют на прядильную фабрику.

Слайд

Процесс производства хлопчато-бумажных тканей

Загадка:

В высоком дворце маленькие ларцы,
Кто их открывает – белое золото добывает.

Слайд

Лён (льняное волокно)

Лён однолетнее, травянистое растение, известен человеку со времён каменного века. За несколько тысяч лет до нашей эры ткани из льна знали в Египте, Грузи.

На Руси повсеместно лён выращивали с 10-го века. В мире насчитывают до 200 видов льна, но для производства льняного волокна больше всего подходит лён-долгунец. Это уникальное волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна достигает высоты до 120 см., в каждом из них от 300 до 650 волокон.

Длина волокна – 35-90 мм.

Цвет – от светло-серого до тёмно-серого.

Лён обладает характерным блеском, волокна имеют гладкую поверхность.

Когда-то в старину говорили: “Кого лён вымотает, того и озолотит”. И ведь богато, весело жили. Перед столичным купцом шапки не ломали. Лён кормил, одевал, помогал дома строить, детишек растить. Да и сейчас лён-кормилец не оставляет нас. Все кто толк во льне знают – здоровье берегут. Вот и выходит, что лён опять всему голова..

Лён в России называли “Русским шёлком”, и “Русским золотом”. А знаете, чем он ещё знаменит? Из него ткут пожарные рукава, крутят верёвки, делают паклю. Выжимают душистое масло из семени. Добавляют семя в самые дорогие конфеты, халву, печенье. Его используют в медицине и парфюмерии.

Лён – это богатство нашей земли, её украшение, это гордость и слава России.

Лён выращивают в Вологодской, Ивановской Костромской, Кировской, Ярославской областях, у нас в Сибири, а также на Украине, в Белоруссии, Прибалтике. На благо человека используется всё растение:

Семена (на волокно, масло);

Стебли (волокно для тканей);

Отходы (пакля для технических целей).

Слайд

Схема первичной обработки льна.

Льняные волокна: светло-серые, гладкие, длинные, толстые, прямые, прочные.

Слайд

Процесс производства льняных тканей.

О льне складывали стихи и песни, загадки, пословицы и поговорки:

Тысячелетняя профессия –
Лелеять тонкий долгунец.
Где в каждом венчике – поэзия!
И человек – её творец.
Лён и прочен и белён,
Для здоровья не дурён.
Лишь одна беда – забыли,
Как его все встарь любили!

А вот загадка:

Голубой глазок, золотой стебелёк.
Скромный на вид,
На весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.

Слайд

Поговорки и пословицы о льне.

  1. Лён вымотает, лён и озолотит.
  2. Лён не уродился – в мочало пригодился!
  3. Мни лён доле – волокна будет боле.
  4. Сеян лён у семи Алён.
  5. Лён – доходная культура, он и деньги и натура.
  6. Семя на племя, а нить на ткань.
  7. Не земля родит лён, а мочило.
  8. Не домнёшь мялкой – вспомнишь за прялкой.

Слайд

Как по приметам урожай угадать?

  1. Длинный сосульки – долгий лён.
  2. Лён надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы.
  3. Если бельё зимой не сохнет – льны хорошие будут.
  4. Земля после вспашки мхом обрастает – лён волокнистым будет.
  5. Кукушка закуковала – пора лён сеять.
  6. Лён две недели цветёт, четыре недели спеет, на седьмую семя веет.

Песня-физминутка “Уж я сеяла, сеяла ленок”.

Под дубравой – дубравою лён,
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала,

Припев:

    Чеботами приколачивала!
    Ты удайся, удайся ленок,
    Ты удайся, мой беленький ленок!

Я полола, полола ленок,
Я, половши, приговаривала,

Припев.

Уж я дёргала, дёргала ленок,
Уж я, дёргав, приговаривала,

Припев.

А я стлала, да стлала ленок,
Уж я стлала, приговаривала,

Припев.

Я мочила, мочила ленок,
Уж мочивши, приговаривала,

Припев.

Я сушила, сушила ленок,
Я, сушивши, приговаривала,

Припев.

Я трепала, трепала ленок,
Я, трепавши, приговаривала,

Припев.

Я чесала, чесала ленок,
Я, чесавши, приговаривала,

Припев.

Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я прявши, приговаривала,

Припев.

Уж я ткала, да ткала ленок
Уж я ткавши приговаривала,

Припев.

Фрагменты диафильма на прядильно-ткацкой фабрике.

Получение ткани

Слайд

Пряжа – это тонкая, длинная нить, полученная из коротких волокон путём их скручивания.

Процесс получения пряжи из волокна называется прядением.

Цель прядения – получение длинной, равномерной по толщине пряжи.

Слайд

На протяжении тысячелетий единственным орудием прядильщицы было ручное веретено.

Первые механические приспособления для прядения относятся к середине 15-го века. Первую самопрялку с ножным приводом придумал немецкий изобретатель Юргенс в 1530 году.

Первую прядильную машину сконструировал в 1764 году американский изобретатель Харгревс и в последствии она получила широкое промышленное применение.

На прядильной фабрике работают люди различных профессий, но главной является прядильщица.

Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где вырабатывают ткань на ткацких станках.

Слайд

Ткань – это переплетений 2-х нитей – основы и утка.

Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы или основными.

Нити, идущие поперёк ткани, называются нитями утка или поперечными.

По краям ткани получается кромка. Кромка – это неосыпающийся срез ткани.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровая. В ней имеются различные примеси, она грязноватая на вид и проходит последний этап отделки. Её опаливают, чтобы она была более гладкой, затем отбеливают, потом окрашивают. Если ткани отбеленные погружают в краситель – они становятся гладкокрашенными. На такие ткани можно наносить печатные рисунки. Всю эту работу выполняют специальные машины.

Рисунки бывают:

  1. Растительные (цветы, листья, растения).
  2. Геометрические (ромбы, квадраты, овалы).
  3. Тематические (изображение людей, животных, домики и т. д.).
  4. Смешанные (например горошек и цветы).

Слайд

Стороны ткани

Ткани имеют две стороны: лицевую и изнаночную.

Лицевая сторона: гладкая, блестящая, яркая, на ней меньше узелков и ворсинок.

Изнаночная сторона: шероховатая, матовая, на ней бледный цвет и рисунок, больше узелков и ворсинок.

Слайд

Существуют различные способы переплетения нитей: атласное, сатиновое, саржевое, но самое простое – полотняное.

Практическая работа

Изготовление образца ткани полотняного переплетения.

Инструменты и принадлежности разложены на рабочих местах.

1. Подготовленную ткань разрезать вдоль нитей основы шириной 1-1,5 см, другую однотонную ткань нарезать на полоски шириной также 1-1,5 см.

2. Отрезанные полоски ткани продевать через одну нить основы в шахматном порядке. Концы приклеить клеем ПВА.

Слайд

3. Каждой группе выполнить задания анаграммы по 3 шт. и объяснить их значение.

Слайд

4. Заключительная часть.

Выполнить по 1 заданию “Головоломок”.

  1. Лесенка.
  2. Кроссворд.
  3. Что значит позиция.

Что означает эта схема?

5. Анализ допущенных ошибок.

6. Оценка работы учащихся.