Цель:
- учить проверять орфограмму в падежном окончании слов м.р. с окончаниями а, я;
- повторить наборы падежных окончаний;
- развивать мышление, внимание, речь;
- воспитывать умение работать индивидуально и коллективно.
Ход урока
Ι. Орг. момент.
ΙΙ. Целеполагание.
- Чему учимся на уроках русского языка? (Подбирать падежные окончания к словам-предметам.)
- Что нам помогает проверять орфограмму в окончании слов, называющих предметы? (Наборы падежных окончаний.)
- Кто уже может проверять окончание в словах-предметах?
- Кому ещё трудно это делать?
- Какую цель поставим на урок? (Будем учиться проверять окончание в словах-предметах, подбирая слова из наборов падежных окончаний.)
ΙΙΙ. Работа по теме.
- Откройте тетради. Отразите настроение. Запишите: 16 декабря. Классная работа.
- Какие наборы падежных окончаний вы знаете? (Есть четыре набора падежных окончаний: один для слов мужского рода, один для слов среднего рода и два для слов женского рода.)
(Открываю.) На доске: Брат, детство, сестра, дочь, дядя.
- Запишите эти слова и выделите окончания.
(Кто первый - к доске.)
- У кого так же?
- Что интересного заметили?
- Какое слово можно назвать лишним?
- К какому набору падежных окончаний можно отнести слово «дядя»? Сомневаетесь?
- Давайте вместе разберёмся в этом.
ΙV. Групповая работа
На доске: Пасека, ночь, рысь, книга, море, дядя, поле, брат, конь, папа.
- Прочитайте слова.
- Значение всех слов понятно?
- Где мы можем узнать конкретнее, что означает слово?
(Пасека - пчеловодное хозяйство, место, где расположены ульи.)
- Я предлагаю вам поработать с этими словами в группах. Распределите их на группы и выделите окончания. Но прежде вспомним правила работы в группе.
(Дети наклеивают карточки на большой лист.)
брат |
море |
пасека |
рысь |
дядя |
конь |
поле |
книга |
ночь |
папа |
- Проверяем.
- Мнения разделились.
Далее идёт обсуждение.
- Какой же вывод сделаем из нашей работы? (Слова м. р. с окончаниями а, я будем проверять словом «стена».)
- Таких слов очень мало, но они есть. И если такие слова будут при записи встречаться, нужно проверить их словом стена.
V. Давайте попробуем найти такие слова в высказывании и проверить если нужно.
На доске: Летом Вася целыми днями пропадал у дедушк- на дач-.
- Прочитайте.
- Кто может уже назвать такие слова?
- А кто такой Вася? Почему слово записано с большой буквы? Какого рода это слово?
- Встаньте, пожалуйста.
- Выйдите к доске мальчики, имена которых оканчиваются на а или я.
Веня
Саша
Никита
Лёша
Илья
- Вернёмся к нашему высказыванию.
- Вставьте пропущенные орфограммы в словах.
- Я предлагаю выполнить эту работу в парах. (Задание в конверте.)
(Кто быстрее - к доске.)
- Проверяем. (Один говорит - другой контролирует.)
VΙ. Самостоятельная работа.
- Как вы думаете можно уже поработать самостоятельно?
- Попробуйте вставить пропущенную орфограмму в следующих словах:
с пап-й
с дяд-й
с Кол-й
по улиц-
Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Подбирать падежные окончания к словам-предметам.
- Кто уже может самостоятельно проверять орфограмму в падежных окончаниях?
- Кому ещё нужно упражняться?
- Какую цель поставим на завтра?
- Дома на с 145 выполните интересное задание под второй жёлтой точкой.