Цель урока: Изучить основные характеристики звуковых волн.
Задачи:
- Образовательные. Вызвать объективную необходимость будущей деятельности; способствовать овладению знаниями по теме “Громкость и высота звука”.
- Развивающие. Развитие кругозора, аналитических способностей, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений;
- Воспитательные. Продолжить формировать навыки публичных выступлений, поиска информации и методов работы с информацией.
Оборудование:
компьютерный класс, Цифровой образовательный ресурс “Высота и тембр звука. Громкость звука” из Единой коллекции Образовательных Ресурсов, камертон с молоточком, звуковой генератор, мультимедиапроектор, цифровые учебные материалы, металлическая линейка, фонограммы Шаляпина и Паваротти.
Тип урока. Комбинированный урок.
План урока
Этап урока | Продолжительность, мин. |
Организационный момент. | 1 |
Актуализация знаний. | 4 |
Постановка цели урока, мотивация. | 6 |
Изучение нового материала. Высота и тембр звука. Громкость звука. Уровень громкости и его влияние на организм человека. Устройства, усиливающие звук. |
20 |
Отработка знаний. | 10 |
Рефлексия и домашнее задание. | 4 |
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
Здравствуйте! Приятно снова вас видеть на уроке.
2 этап. Актуализация знаний.
Повторим материал, который пригодится нам сегодня на уроке (Слайд 1). Приложение 1
- Что такое звук?
- Назовите причины возникновения звука.
- Назовите физические характеристики звука.
3 этап. Постановка цели урока, мотивация
А теперь проведём следующий эксперимент.
1. Эксперимент с камертоном. Ударить по камертону не сильно, во второй раз сильно.
Чем отличаются эти звуки? (Ответы учащихся)
Громкость это физиологическая характеристика звука, а какая физическая характеристика связана с громкостью? Подумайте и запишите ответ в кластер.
2. Звучат фрагменты произведений Шаляпина и Плачидо Доминго.
Почему голоса певцов звучат по-разному? (Ответы учащихся)
Высота звука - это тоже физиологическая характеристика. Какая физическая характеристика отвечает за высоту звука? (Ответы учащихся записываются в кластер.)
Как вы думаете, какова тема нашего урока и его цель? (Ответы учащихся). На экране появляется тема урока “Высота и громкость звука”. (Слайд 2)
4 этап. Изучение нового материала.
- Сейчас вы сядете за компьютеры и с помощью цифрового образовательного ресурса (1) изучите новую тему. Необходимо найти термины, связанные со звуком, и заполнить схему в ваших кластерах. На работу вам отводится 10 минут.
(Через 10 минут происходит проверка работы в парах. Заслушиваются результаты работы пар.)
А теперь вернёмся к вашим предположениям. В кластере под чертой запишите правильные ответы на вопрос: от каких величин зависят высота и громкость звука? Поднимите руки, кто правильно предположил? Очень хорошо! (Учащиеся поднимают руки)
Займите свои места.
У вас на столах есть металлические линейки, с их помощью получите самый высокий звук и на этой же частоте самый громкий и самый тихий звук (учащиеся демонстрируют).
В задачниках, в паспортах акустических приборов для их характеристики, вместо громкости звука принято использовать уровень громкости, измеряемый в фонах или уровнем звукового давления, измеряемого в белах и децибелах. (Слайд 3).
Давайте рассмотрим таблицу. Какие звуки какой создают уровень звукового давления и как они влияют на организм при длительном воздействии. Нормой считается 40 децибел.
При сравнивании звуков разных частот, необходимо учитывать следующий фактор, влияющий на громкость. Дело в том, что человеческое ухо по-разному чувствительно к различным частотам. Поэтому при одинаковых амплитудах как более громкие мы воспринимаем звуки, частота которых лежит в пределах от 1000 до 5000 Гц. Громкость звука зависит также от длительности его звучания и от индивидуальных особенностей слушателя.
Для усиления звука используют следующие простые устройства: рупор, громкоговоритель, фонограф. (Выступление трех учащихся с мини-сообщениями).
5 этап Отработка знаний.
Попробуем применить свои знания, ответим на ряд вопросов.
- Чем определяется высота звука?
- Что такое тон и обертоны звуки?
- (Слайд 4, 5,6) Почему мы можем отличить два разных инструмента, даже если они воспроизводят одну и ту же ноту.
- Почему при выстреле из ружья пуля вылетает со свистом, а брошенная рукой летит бесшумно? (Слайд 7.)
- Почему понижается высота звука циркулярной пилы, когда к ней прижимают доску? (Слайд 7).
- Кто в полёте чаще машет крыльями: муха или комар? Ответ обоснуйте. (Слайд 8).
- Звук какой частоты – 500 Гц или 300 Гц – человеческое ухо воспринимает как более громкий при одинаковых амплитудах колебаний источников этих звуков? Демонстрируется работа звукового генератора:
- выставляется одна частота и меняется громкость.
- громкость не меняется, меняется частота. (Проверяются предположения учащихся)
А теперь проверим ваши знания, полученные на этом уроке.
Контрольный тест (Слайд 9).
Какое выражение всегда верно:
а) всякое звучащее тело колеблется;
б) всякое колеблющееся тело звучит.
Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника?
а) уменьшится;
б) увеличится;
в) не изменится.
3. От чего зависит высота звука?
а) амплитуды колебаний;
б) частоты колебаний;
в) скорости звука.
4. В каких единицах измеряется громкость звука?
а) децибел;
б) сон;
в) Гц.
5. Что такое основной тон?
а) качество, которое позволяет отличить звуки одних источников от звуков других;
б) самая высокая частота сложного звука;
в) самая низкая частота сложного звука.
6 этап Рефлексия и домашнее задание.
(Слайд 10)
На каждую букву слова ЗВУК назовите ассоциацию, которая возникает у вас по теме урока. (Ответы учащихся).
(Слайд 11)
Задание домой:
- параграфы35, 36, ответить на вопросы к параграфам.
- (для желающих получить “5”) Ответить на вопрос: “В чем разница между мажором и минором с точки зрения физики?”.
Спасибо вам за урок! С вами приятно было работать.
Литература и источники.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a2-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_9.swf
- Перышкин А.В. Физика. 9кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Перышкин А.В., Е. М. Гутник. – 13-е изд., дораб. – М. : Дрофа, 2008.
- http://viki.rdf.ru/item/583/download/