Пунктуация при вводных словах и вводных предложениях

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • дать понятие о вводных словах и вводных предложениях;
  • формирование умений:
    • употреблять в речи вводные слова и вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, пояснения;
    • правильно расставлять знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях.

Методы технологии РКМЧП:

  • таблица сравнения, работа в группах, письмо " верно-неверно".
  • технология " Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП)
  • использует базовую модель: вызов - осмысление - рефлексия.

Вызов- постановка проблемы, процесс актуализации знаний и формирование интереса к его изучению.

Осмысление - осмысление новой информации и поиск её решения.

Рефлексия - стадия включения новых знаний в собственную систему знаний, обмен идеями.

Ход урока

Тема не заявлена.

I. Стадия - вызов.

Обучающимся предлагается прочитать стихотворение А.Кушнера "Вводные слова".

Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь,
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.
Мне скажут "К счастью:"
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова "во-первых", "во-вторых",
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.

- О какой роли вводных слов пишет поэт? Во всём ли вы согласны с ним? (вводные слова выполняют в речи важную роль: с их помощью можно ярко, точно, образно выразить своё отношение к тому, что сообщается)

Орфографический диктант.

К счастью, по словам старожилов, по-моему, во-первых, кажется, итак, видимо, к сожалению, по моему мнению, наверное, конечно, на беду, быть может, с одной стороны,

бесспорно, если можно так сказать, предположим.

- Что мы с вами записали?

Проблемная ситуация.

Включите данные вводные слова в начало предложения Дождь пойдёт. Изменится ли смысл предложения в зависимости от использования вводных слов разного значения? Как? А интонация?

II. Стадия - осмысление.

Сформулируйте тему урока, определите его цель.

Обучающимся нужно составить таблицу сравнения по теме урока (работа в парах).

Составление таблицы даёт возможность более чёткого сравнительного анализа темы.

Вводные слова

Линия сравнения

Вводные предложения

 

Место расположения в предложении

 
 

Знаки препинания

 
 

Какими членами предложения являются

 
 

С какой целью вводятся в предложения

 
 

Значение

 
 

Какова стилистическая функция

 

Представление таблицы.

Проанализируйте, полностью ли представлена тема урока. Внесите дополнения и изменения в таблицу, если необходимо.

Составьте и запишите предложения со словами: кажется, возможно, чтобы в одном случае они были членами предложения, а в другом - вводными словами.

Работа в группах.

Найдите в тексте предложения с вводными словами и вводными предложениями, расставьте знаки препинания.

1. Книги как известно издавна почитались на Руси. Как утверждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению сейчас её следы потеряны. Может быть когда-нибудь она будет найдена.

По мнению Николая Рериха отсутствие книг в доме - красноречивое свидетельство пустоты сердца и духа. На Востоке- писал он- самым благовидным подарком считается книга.

2. Сколько книг на свете! Между прочим умение читать - искусство. Как справедливо отмечают библиофилы так называют любителей и собирателей книг каждому необходимо знать элементарные вещи о том, как пользоваться книгой. Когда вы берёте в руки книгу во-первых запомните её автора. Возможно в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нём. Ознакомьтесь конечно с иллюстрациями. Кстати сказать хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге.

3. Правы те, кто говорят, что одни люди заполняют книгами жизнь, а другие - только стеллажи. Но вместе с тем пустота в душе пожалуй часто является следствием пустоты на домашних полках если не отсутствии их вообще или чтения пустых книг. Естественно каждый определяет свой круг чтения, однако нельзя читать только детективы или приключенческую литературу.

4. Книга может быть оружием. Есть книги - бойцы, пробитые пулями. Есть книги, которые сжигали на кострах, но от пламени их костров не рассеивался, а наоборот сгущался мрак. Книга, похожая на факел без сомнения мрак разгоняет, приближая час торжества разума.

Проверка работы.

Прочитайте предложения по теме урока.

III. Стадия - рефлексия.

1. Вернёмся к цели урока. Проанализируйте, удалось ли вам достичь поставленной цели.

2. Составьте пять утверждений по теме урока по принципу "верно - неверно".

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Выписать предложения с вводными словами и вводными конструкциями из текстов художественной литературы.