Цели:
Образовательная:
- Обобщить знания учащихся по темам: "Оборудование временного укрытия", "Разведение костра в природных условиях", "Добывание воды в природных условиях"
Развивающая:
- Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через проектную деятельность
Воспитательная:
- Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
Тип урока: защита проектов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, проекты и макеты учащихся.
План урока
№ |
Этап урока |
Рабочее время (мин) |
Реальное время |
I- II |
Оргмомент. Вступительное слово |
1 |
10.35 - 10.36 |
III. |
Актуализация знаний |
5 |
10.36 - 10.41 |
IV. |
Презентация проектов |
(всего 25) |
|
Выступление 1 группы. Вопросы 1 группе |
7 |
10.41 - 10.48 |
|
Выступление 2 группы. Вопросы 2 группе |
7 |
10.48 - 10.55 |
|
V. |
Физминутка. |
4 |
10.55 - 10.59 |
Выступление 3 группы. Вопросы 3 группе |
7 |
10.59 - 11.06 |
|
VI. |
Обобщение по теме. |
3 |
11.06 - 11.09 |
VII. |
Оценивание работ. |
1 |
11.09 - 11.10 |
VIII. |
Домашнее задание. |
4 |
11.10 - 11.14 |
IX |
Итог урока. |
1 |
11.14 - 11.15 |
Ход урока
I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово.
Автономное существование человека в природных условиях - это вынужденное нахождение его в природе по разным причинам.
Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.
III. Актуализация знаний
1. Что такое выживание?
Выживание - активные разумные действия, направленные на сохранение жизни и здоровья и работоспособности человека в условиях автономного существования.
2. Одним из факторов, препятствующих выживанию, является растерянность, страх. Что необходимо сделать для преодоления такого состояния?
- решить, что делать, понять, откуда исходит опасность; проанализировать ситуацию; составить план действий; выяснить, что мешает осуществить этот план (по желанию отвечают ученики).
3. Выживанию в условиях автономного существования препятствуют многие факторы, перечислите некоторые из них?
- боль, холод, жара, одиночество, усталость, голод, жажда (по желанию отвечают ученики).
Перед человеком в условиях автономии ставятся задачи выживания. Трудность возникает от неожиданности. Главное не падать духом, анализировать ситуацию, мобилизовать волю. Какие качества необходимы человеку для выживания в ситуации вынужденной автономии?
- сила воли, воля к жизни, знание приемов самоспасения, физическая подготовка, психологическая готовность к действиям в условиях вынужденной автономии, навыки выживания, правильная организация спасательных работ (ученики отвечают по желанию).
Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание - это основа его успеха в аварийной ситуации и спасение своей жизни и здоровья.
IV. Презентация проектов.
1) Выступление 1 группы.
Проект "Оборудование временного укрытия". (Приложение 1)
Обсуждение проекта классом. Группа отвечает на вопросы одноклассников по данной теме.
2) Выступление 2 группы.
Проект "Разведение костра в природных условиях". (Приложение 2)
Обсуждение проекта классом. Группа отвечает на вопросы одноклассников по данной теме.
3) Выступление 3 группы.
Проект "Добывание воды в природных условиях". (Приложение 3)
Обсуждение проекта классом. Группа отвечает на вопросы одноклассников по данной теме.
V. Физминутка.
VI. Обобщение.
Итак, в первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.
VII. Оценивание работ.
Командир каждой группы комментирует участие каждого члена в проекте, выставляет оценки. Учитель корректирует оценки.
VIII. Домашнее задание.
1. Составить кроссворд, используя понятия по теме урока.
2. Опережающее задание по желанию. Составить рецепт походного блюда (из того, что можно найти в природе)
IX. Итог урока.
Паспорт проектной работы по ОБЖ
1. Тема: Выживание в условиях автономного существования .
2. Цели:
Образовательная:
- Обобщить знания учащихся по темам: "Оборудование временного укрытия", "Разведение костра в природных условиях", "Добывание воды в природных условиях"
Развивающая:
- Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ через проектную деятельность
Воспитательная:
Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
3. Задачи:
1). Разделить класс на 3 группы для работы над проектами по трем темам: "Оборудование временного укрытия", "Разведение костра в природных условиях", "Добывание воды в природных условиях".
2). Каждая группа составляет план проекта, план работы, распределяет работу между членами группы.
3). Результатом работы должен стать проект в печатном виде, практическая работа (поделка, макет, модель), презентация в программе Power Point.
4). Защита проектов состоится на отдельном уроке.
4. Возраст участников: 6 класс.
5. Время работы над проектом: 3 недели.
6. Режим работы: по отдельно разработанному плану каждой группы.
7. Тип проекта по количеству учеников: групповой.
8. Тип проекта по доминирующей деятельности: информационный, творческий.
9. Тип проекта по ориентации на предметную область: межпредметный проект (ОБЖ, информатика, технология)
10. Характер контактов: работа с библиотекарем, использование Интернет-ресурсов.
11. Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, подручный материал для макетов.
12. ЗУНы, необходимые учащимся: умение подбирать, анализировать и систематизировать материал, умение составлять план, делать выводы.
13. Специальные навыки, необходимые учащимся: умение работы на компьютере в программе Word, Power Point.
14. Предполагаемые приращения: анализ и синтез материала, умение работы в сотрудничестве, развитие навыков работы на компьютере.
15. Авторы - разработчики проекта: 15 человек (три группы по 5 человек)
16. Руководитель проекта : Подпорина Юлия Николаевна, преподаватель - организатор ОБЖ.
17. Дополнительно привлекаемые специалисты: библиотекарь, учитель информатики.