Цель урока:
- Исследовать свойства воды, проанализировать результаты и уметь сделать выводы.
- Выявить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.
Оборудование урока:
- карточки-тесты,
- проектоскоп,
- принадлежности для исследования воды (ложечка, соль, мел, песок, воронка, салфетка, колба, стакан, снег, горячая вода).
Ход урока
1. Повторение пройденного материала.
1. устный опрос
а) Что такое тело? Приведите примеры?
б) Что такое вещество, из чего состоит вещество?
в) Какие могут быть вещества?
2 индивидуальные задания по карточкам - тестам (см. Приложение № 1) проверить можно разными вариантами: взаимопроверка, вместе, обсуждая, после урока и др. На данном уроке для проверки использовался проектоскоп.
2. Изучение нового материала.
1. Загадка.
Что в гору не вкатишь,
В решете не унесешь,
В руках не удержишь? (вода)
Где можно встретить воду?
2. Вступительное слово учителя по теме "Вода в природе"
3. Сегодня на уроке мы попробуем исследовать свойства воды. Но прежде подготовимся:
Проводится физминутка
- Чтобы глазки были зоркими, вращение глазами по кругу, перевод взгляда с далекого предмета на близкий.
- Чтобы слух был острее, потерли ушки, прижали их ладонями (2-3 раза)
По ходу исследования, мы будем открывать ключи, и проверять правильность наших выводов.
Ребята читают задание вместе, и выполняют задание в парах. КЛЮЧОМ открывают правильное суждение. Например: КЛЮЧ к первому опыту.
ОПЫТ 1
Опустите в стакан с водой ложечку. Видите ли вы её? Имеет ли вода цвет?
Какой можно сделать вывод? (после обсуждения открываем ключ)
КЛЮЧ 1 Вода прозрачная и бесцветная.
ОПЫТ 2 Понюхаем воду. Что вы чувствуете? Вывод.
КЛЮЧ 2 Вода без запаха.
ОПЫТ 3 Накапайте насколько капель на предметное стекло. Что происходит с водой?
КЛЮЧ 3 Вода текуча.
ОПЫТ 4 Перелейте воду из стакана в чашечку, а потом в бутылку, займет ли она форму бутылки? Какой вывод можно сделать?
КЛЮЧ 4 Вода не имеет формы.
ОПЫТ 5 Насыпьте в стакан немного соли. Размешайте. Что произошло? Какой вывод?
КЛЮЧ 5 Вода - растворитель.
ОПЫТ 6 Насыпьте в стакан песок, толченый мел. Размешайте. Частицы плавают. Вывод?
КЛЮЧ 6 Не все вещества растворяются в воде.
ОПЫТ 7 Как очистить воду? Пропустить через фильтр. Сделайте фильтр из салфетки, вставьте в воронку и пропустите смесь. Какая вода течет? Вывод? Эта очистка называется фильтрованием.
КЛЮЧ 7 Фильтрование - очистка воды.
ОПЫТ 8 Нальем в колбу подкрашенной воды. Начнем нагревать (опустим в горячую воду). Что произойдет с водой? Почему?
КЛЮЧ 8 При нагревании вода расширяется.
ОПЫТ 9 Нальем в колбу подкрашенной воды. Начнем охлаждать (опустим в снег). Что произойдет с водой? Почему?
КЛЮЧ 9 При охлаждении вода сжимается.
Нарисуйте на доске частицы нагретой и охлажденной воды кружочками:.
На доске должна получиться примерно такая схема.
По окончанию исследования каждый обучающийся получает большой ключ "Исследователь воды"
3. Закрепление
1. Мы с вами исследовали свойства воды (прочитайте все определенные свойства воды)
2. Сравните свойства воды со свойствами воздуха (изученная ранее тема)
3. Работа со словарными словами. Записать в словарь: фильтр, фильтрование.
4. Для человека очень важно знать свойства воды, вся его жизнь связана с водой. Без пресной воды нет жизни. Её надо беречь от загрязнений. От грязной воды страдает всё живое вокруг, она вредна для здоровья.
4. Итоги урока, оценки, домашнее задание. Стр. 32-35 учебника. Подумайте, сколько раз в день вы встречаетесь с водой?
Спасибо за урок!
Приложение № 1
Тест.
1 Что такое воздух:
А) вещество,
Б) тело,
В) частица
2 Воздух состоит из газов, какой из них пригоден для дыхания?
А) азот,
Б) кислород,
В) углекислый газ
3 Что происходит с воздухом при нагревании?
А) расширяется,
Б) сжимается,
В) остается без изменения
4 Какого цвета воздух?
А) белый,
Б) голубой,
В) прозрачный.
5 Воздух проводит тепло:
А) хорошо,
Б) плохо,
В) совсем не проводит.
6 Что с воздухом происходит при охлаждении?
А) расширяется,
Б) сжимается,
В) остается без изменения