Новые формы профилактики безнадзорности детей и подростков

Разделы: Внеклассная работа


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали бы себя социально-защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается подростков, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. Объектом деятельности данного проекта являются подростки, нуждающиеся в помощи, в процессе их социализации. К этой категории относятся подростки, находящиеся в социально-опасном положении с педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания.

Предлагаемая нами модель организации летнего трудового лагеря при общеобразовательной школе может быть использована в работе с детьми "группы риска" в каникулярное время.

Работа с детьми "группы риска" предполагает использование многообразных форм проведения мероприятий и постоянной смены видов деятельности. Необычные формы проведения мероприятий обеспечили заинтересованность детей, раскрытие каждого ребенка в отдельности и сплочение детского коллектива.

Формы работы:

  • ШОУ-ПРОГРАММА;
  • КВН;
  • КАПУСТНИК;
  • ЭКСПЕДИЦИЯ;
  • ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭКСПРОМТ;
  • МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН;
  • ТЕЛЕМОСТ.

Работа с детьми предполагала многообразие использование форм культурно-досуговой деятельности. С помощью различных форм мы достигли поставленных целей и задач.

Использование разнообразных форм совместной работы населения с детьми "группы риска" помогает им включиться в общественную жизнь микрорайона, приобрести активную социальную позицию и проявить себя в различных видах творческой деятельности.

Таким образом - хорошо спланированная работа, слаженный коллектив руководителей проекта, благоприятный психологический климат коллектива благотворно повлияли на общую совместную работу взрослых и детей в рамках реализации социального проекта летнего трудового лагеря.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Основные моменты воспитательной системы в летнем лагере были взяты из Федеральной программы развития образовании и Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".

За основу было взято - формирование гражданских качеств:

  • Гражданственность,
  • Трудолюбие,
  • Нравственность,
  • Уважение к правам и свободам человека,
  • Любовь к Родине,
  • Любовь к семье,
  • Любовь к окружающей природе.
  • Были отработаны задачи:
  • Развивать гражданственность и патриотизм личности;
  • Обогащать социальный опыт личности;
  • Помогать личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании.

Воспитание гражданских качеств тесно связаны с морально-нравственными качествами. Нравственная основа - тот стержень, на котором должна основываться жизнедеятельность любого человека. Совесть, достоинство, потребность человеческого общения - это нормы, без которых не может полноценно функционировать ни общество, ни государство, ни сам человек.

Инициаторами данного направления в лагере стали Совет ветеранов округа №4. Основной упор в формировании у ребят патриотизма, любви к Родине и готовности к выполнению гражданского долга был сделан на пропаганду героического прошлого страны и боевых традиций. Совет ветеранов разработал план мероприятий по патриотическому воспитанию детей "группы риска" и успешно его реализовал.

КОНКРЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Успех работы обеспечили:

  • грамотное содержание деятельности с точки зрения педагогики;
  • уважение требовательности к детям по принципу Макаренко "Максимум уважения ребенка - максимум требовательности к нему". Все положительные усилия подростков замечались и поощрялись, а нарушения принятых правил наказывались;
  • разнообразие интересных дел, возможность выбора;
  • предоставление возможности "начать с нуля", забыв о прошлых неудачах и ошибках;
  • поощрение каждого в зависимости от вклада в общее дело.

Организация и содержание работы лагеря

Каждый день в лагере начинался с 20 минутного занятия. Руководители предлагали детям ряд философских вопросов: "Кто ты?", "Какой ты?", "Покажи, что в тебе хорошего?", "Разгляди в другом хорошее?" и т.д..

Руководители были мотивированы на поиск хорошего в каждом. На общем сборе в конце дня каждому говорили, что хорошего заметили в нем. Был выбран кандидат, который отмечался орденом "Герой дня" за выдающиеся заслуги (добрый или благородный поступок, необычное решение какой-то проблемы, малейшая победа над своими слабостями или недостатками). В конце сезона были подведены итоги ("Аллея звезд"). Ребята, получившие большее количество орденов, были награждены ценными подарками.

С первого дня дети получили контрольные листы с четкими критериями оценки работы, расписание рабочих недель и мероприятий.

Было предложено 4 творческих объединения:

  • экологическое;
  • творческое;
  • художественное;
  • спортивное.

Для преодоления влияния толпы вся группа была поделена на 4 команды, по 5 человек, отобранных по командным ролям, для успешности взаимодействия. Каждая команда имела свое название, девиз, эмблему. Каждая команда оформляла свой визитный стенд и писала коллективный портрет "Я", отвечая на следующие вопросы:

  • "Я - это"
  • "Я могу"
  • "Я не терплю"
  • " Я люблю" и т.д.

Жизненный ритм лагеря строился следующим образом: утро начиналось с занятия, затем все команды расходились по творческим объединениям, после обеда дети занимались культурно-досуговой деятельностью.

Итогом работы стали отчетный концерт и выставка творческих работ "Yes! Я это сделал!"

На праздник пригласили родителей и своих друзей. Выставка и концерт стали откровением для многих взрослых, гордостью для детей, убедительной демонстрацией своих возможностей и желанием жить радостной, наполненной смыслом жизнью.

Презентация.