Пояснительная записка
Третий год обучения
Цель: Закрепление навыков коллективной творческой работы.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания.
2. Воспитание доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.
3. Закрепление навыков театральной игры
Тема года: Сценические движения.
Тема 1 четверти: Дикция и артикуляция
Тема 2 четверти: Пластика и координация
Тема 3 четверти: Внимание и воображение
Тема 4 четверти: Театральная игра.
Программа "театральное искусство третьего года обучения рассчитана на детей 12-14 лет. Срок реализации программы 1 год. Для реализации данной программы требуется хотя бы минимальная подготовка. Ребенок должен быть коммуникабельным, не зажатым, свободно сходиться во мнении с коллективом, уметь слушать и выполнять требования педагога. Хорошо и чисто говорить, ориентироваться в пространстве, уметь работать в коллективе. Программа рассчитана на 3-х разовое посещение, по 6 часов в неделю, в год получается 227 часов: в первое полугодие - 105 часов, во второе - 122 часа.
На третьем году обучения вводится метод репетиции, подразумевающий ролевое исполнение. Много работы отводится на постановку голоса, сценического движения, работе над дикцией и артикуляцией актеров. Целью этих занятий является отработка мышечного навыка, который потребуется в более старших группах.
Основными этапами контроля за освоением программы являются поурочный и погодовой контроль. Поурочный контроль осуществляется творческими заданиями во время занятий. Погодовой контроль осуществляется на основе выполнения специально разработанных комплексных упражнений, зарисовок, миниатюр.
К концу года ребенок должен уметь:
1. Знать и уметь выполнять отдельные элементы сцендвижений.
2. Воспроизвести мини-сцену с показа.
3. Уметь импровизировать на заданную тему.
4. Ориентироваться на сцене.
5. Иметь мышечную память на артикуляционный аппарат.
| I четверть: Дикция и артикуляция | ||||
| I ЧЕТВЕРТЬ | Тема | Содержание | Количество часов | |
| 1. Вводные занятия, знакомства | Организационный момент. Беседа о театре. | 1 | ||
| 2. Дикция | Упражнения на дикцию. Работа над речевым аппаратом. | 25 | ||
| 3. Артикуляция | Артикуляционная гимнастика. Постановка голоса. | 15 | ||
| Снятие психофизических зажимов | 12 | |||
| ИТОГО: | 53ч | |||
| II четверть: Пластика и координация | ||||
| II ЧЕТВЕРТЬ | 1. Внимание | Упражнения на внимание | 15 | |
| 2. Геометрика движения | Движение по форме (по кругу, по прямой линии, по восьмерке) | 15 | ||
| 3. Этюды на пластику | Упражнения на развитие пластических движений | 22 | ||
| ИТОГО: | 53ч | |||
| III четверть: Внимание и воображение | ||||
| III ЧЕТВЕРТЬ | Тема | Содержание | Количество часов | |
| 1. Условность театральной игры | Миниатюры. | 20 | ||
| 2. Предполагаемые обстоятельства | Продолжи рассказ (эстафета по кругу) | 10 | ||
| Изобрази заданный предмет | 15 | |||
| Игры "А что было бы, если бы:", "Мы с вам оказались:" | 12 | |||
| 3. Целенаправленные действия | Жест, мимика, движение, речь - слагаемые действия. | 15 | ||
| ИТОГО: | 72ч | |||
| IV четверть: Театральная игра | ||||
| IV | 1. Предметы и их душа | Играем в фанты | 5 | |
| 2. Закрепительные занятия. | Вспомним прошлое. | 25 | ||
| 3. Занятие-концерт | Подготовка и проведение итогового занятия-концерта | 20 | ||
| ИТОГО: | 50ч | |||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету
"ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
средняя театральная группа
| Месяц | Общее кол-во часов |
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЧАСЫ |
| СЕНТЯБРЬ | 25 | 1 | Вводный урок. Беседа о театре. | 1 |
| 2 | Аритикуляционный аппарат. Упражнения для разминки. | 2 | ||
| 3 | Текст и его значение. Утрированная артикуляция. | 2 | ||
| 4 | Зарядка для губ. Скороговорки. | 2 | ||
| 5 | Работа над отдельниыми видами согласных (шипящие: щ, ш, ж) | 2 | ||
| 6 | Работа над отдельными видами согласных (межзубные звуки: з, ц) | 2 | ||
| 7 | Работа над звонкими согласными (м, н, л) | 2 | ||
| 8 | Работа над звком "Р". | 2 | ||
| 9 | Закрепелние звкового произношения. | 2 | ||
| 10 | Мышечная память. Стихи на ратикуляцию. | 2 | ||
| 11 | Статика в речи. Урок-игра. | 2 | ||
| 12 | Речевой аппарат. Разминка. Упражнения. | 2 | ||
| 13 | Закрепеление навыка артикуляции | 2 | ||
| ОКТЯБРЬ | 28 | 1 | Мышечная гимнастика. Урок-игра. | 2 |
| 2 | Постановка голоса. Вокальные упражнения. (гласные) | 2 | ||
| 3 | Постановка голоса. Сцена и звуковая аккустика. | 2 | ||
| 4 | Постановка голоса. Положение на сцене. | 2 | ||
| 5 | Разница звука при произношении. | 2 | ||
| 6 | Постановка голоса. Окончания в речи. | 2 | ||
| 7 | Постановка голоса. Подача звука. | 2 | ||
| 8 | Речевой аппарат и голос.Упражнения | 2 | ||
| 9 | Соединение артикуляции и звука. | 2 | ||
| 10 | Музыкальные скороговорки | 2 | ||
| 11 | Упражнения на снияте психофизических зажимов. | 2 | ||
| 12 | Верхний корпус. Зажим и его преодоление. | 2 | ||
| 13 | Нижний корпус. Зажим и его преодоление. | 2 | ||
| 14 | Закрепляющее занятие. | 2 |
| НОЯБРЬ | 24 | 1 | Развитие двигательной активности. | 2 |
| 2 | Подвижные игры | 2 | ||
| 3 | Координация на сцене. | 2 | ||
| 4 | Внимание и речь. Упаржнение. На внимание. | 2 | ||
| 5 | Внимание в произвдении. Способы реагирования. | 2 | ||
| 6 | Рассеянное внимание. Технология исполнения. | 2 | ||
| 7 | Напряженное внимание. Технология исполнения. | 2 | ||
| 8 | Пауза и внимание. | 2 | ||
| 9 | Координация текста и реагирования. | 2 | ||
| 10 | Внимание и движения. | 2 | ||
| 11 | Закрепеление навыков. | 4 | ||
| ДЕКАБРЬ | 28 | 1 | Пластика. Упражнения. | 2 |
| 2 | Движение по кругам (малый, средний, большой). Закрепление. | 2 | ||
| 3 | Отработка координации. Формирование движений. | 2 | ||
| 4 | Развитие гибкости | 2 | ||
| 5 | Движение по кругу (малый) | 2 | ||
| 6 | Движение по кругу (средний) | 2 | ||
| 7 | Движение по кругу (большой) | 2 | ||
| 8 | Ориентировка на сцене. | 2 | ||
| 9 | Координация пластики. | 2 | ||
| 10 | Пластика на сцене и в движениях. | 2 | ||
| 11 | Пластика и слово. Упражнения. | 2 | ||
| 12 | Закрепление координационных навыков. | 2 | ||
| 13 | Подготовка занятия-концерта. | 4 |
| МЕСЯЦ | Общее кол-во часов |
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЧАСЫ |
| ЯНВАРЬ | 24 | 1 | Миниатюры. Знакомство. | 2 |
| 2 | Мини-спектакль. Техника исполнения. | 2 | ||
| 3 | Речь в миниатюрах. | 2 | ||
| 4 | Дикция в миниатюрах. | 2 | ||
| 5 | Пластика и стиль исполнения мини-спектаклях. | 2 | ||
| 6 | Произношение текста и его смысловое значение. | 2 | ||
| 7 | Пластика и текст. Тренинг. | 2 | ||
| 8 | Звуковая основа миниатюр. | 2 | ||
| 9 | Смысловое значение сцены. | 2 | ||
| 10 | Тренинг. | 2 | ||
| 11 | Внимание. Развитие навыка сценического внимания. | 2 | ||
| 12 | Миниатюры на развитие воображения. | 2 | ||
| ФЕВРАЛЬ | 24 | 1 | Формирование навыка перевоплощения. | 2 |
| 2 | Воображаемые обстоятельства. | 2 | ||
| 3 | Продолжи рассказ. Урок-тренинг. | 2 | ||
| 4 | Рассказ и герои в них. Упражнения на внезапность. | 2 | ||
| 5 | Сказка добрая и злая. Закончи сказку. Урок-беседа. | 2 | ||
| 6 | Предметы и их значение в пьесе. | 2 | ||
| 7 | Предметы и миниатюры. Роль предмета. Проба. | 2 | ||
| 8 | Игры на внимание. | 2 | ||
| 9 | Упражнения на внимание. | 2 | ||
| 10 | Формирование внимания в актерской игре. | 2 | ||
| 11 | Внимание и сцена. Навык реагирования на ошибки. | 2 | ||
| 12 | Воображаемые обстоятельства. Эффект неожиданности. | 2 |
| МАРТ | 24 | 1 | Формирование умения внешней активности. | 2 |
| 2 | Воображение в спектакле. | 2 | ||
| 3 | Тренинги на воображение. | 2 | ||
| 4 | Вообрази себя предметом. Тренинг. | 2 | ||
| 5 | Неопределенные обстоятельства. | 2 | ||
| 6 | Способы реагирования в неопределенных обстоятельствах. | 2 | ||
| 7 | Мастерство перевоплощения. | 2 | ||
| 8 | Жесты в спектакле. | 2 | ||
| 9 | Смысловое значение жеста. | 2 | ||
| 10 | Жест и мимика - две основы. Тренинг. | 2 | ||
| 11 | Жест и речь - соответствие. Упражнения. | 2 | ||
| 12 | Закрепление на внимание и воображение. | 2 | ||
| АПРЕЛЬ | 26 | 1 | Предметы и их душа. Техника исполнения. | 2 |
| 2 | Играем в фанты. Изображение. | 2 | ||
| 3 | Техника исполнения неодушевленных предметов. | 2 | ||
| 4 | Мимическое исполнение неодушевленного предмета. | 2 | ||
| 5 | Роль и ее значение. | 2 | ||
| 6 | Чтение по ролям стихов. | 2 | ||
| 7 | Выражение и дикция исполнения. | 2 | ||
| 8 | Техника движения во время речи. | 2 | ||
| 9 | Актерское мастерство. Знакомство. | 2 | ||
| 10 | Актерское мастерство. Первые шаги. | 2 | ||
| 11 | Басни. Игра по ролям. | 2 | ||
| 12 | Сцендвижение. Отработка навыка. | 2 | ||
| 13 | Спектакль и роль. Внутренний мир героев. | 2 |
| МАЙ | 24 | 1 | Актерский тренинг. | 2 |
| 2 | Закрепление техники дикции. | 2 | ||
| 3 | Закрепление техники артикуляции. | 2 | ||
| 4 | Внимание и роль. Закрепление. | 2 | ||
| 5 | Пластика и координация. Закрепление. | 2 | ||
| 6 | Миниатюры. Техника исполнения. Закрепление. | 2 | ||
| 7 | Голосовая подача материала. Роль и ее тембр. | 2 | ||
| 8 | Воображаемые обстоятельства. Закрепление. | 2 | ||
| 9 | Мы и мир. Внезапность. Реакция. Закрепление. | 2 | ||
| 10 | Подготовка спектакля. Проба ролей. | 2 | ||
| 11 | Работа над спектаклем | 4 |