Знакомство с понятием дробного числа (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить с понятием дробного числа.
  • Объяснить смысл каждого натурального числа в записи дроби.
  • Научить читать и записывать дробное число.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.1. Формирование мотива. Создание ситуации успеха.

Здравствуйте, ребята, я рада новой встрече с вами. Я уверена, что наш урок будет полезным и результативным.

Кто из вас читал сказку про Малыша и Карлсона?

Назовите автора. Узнайте героев. (Карлсон и фрекен Бок)

На листочках напечатаны задачи про наших героев, прочитайте задачи про себя.

1). Фрекен Бок и Карлсон разделили поровну 100 плюшек.

Сколько плюшек досталось каждому?

2). Фрекен Бок и Карлсон разделили поровну 2 плюшки.

Сколько плюшек досталось каждому?

3). Фрекен Бок и Карлсон разделили поровну 1 плюшку.

Сколько плюшек досталось каждому?

Чем похожи задачи? (условием, вопросом, действием, простые, )

Самостоятельно решите задачи (по одной) в тетрадях, записав только решение с наименованием.

Объясните решение первой задачи. (Чтобы узнать, сколько плюшек получил каждый, надо 100 разделить на 2. Каждый получил по 50 плюшек.) 100:2=50(пл.)

У кого так?

Объясните решение второй задачи.

2: 2 = 1(пл.)

Какие числа получились в значении этих задач?

Как называются такие числа? (натуральные)

1.2. Создание проблемной ситуации.

Прочитайте решение третьей задачи. ( 2:1)

Кто согласен?

У кого другое решение? Какое?

1 : 2

Объясните его. ( плюшка была одна:)

Плюшка была одна, которую делили фрекен Бок и Карлсон (прикрепляю на доску рисунок плюшки)

Так какое решение верное? (второе, первое стираю)

Какой результат получится в этом выражении? (полплюшки,: Дети устно говорят ответы)

Решение одно, вариантов ответов много. Какая проблема встала перед нами?

(Мы разделили, но не можем записать ответ)

1 : 2 = ?

Будет ли ответ натуральным числом? (нет)

Почему? (Это число должно быть меньше 1, а 1 - это самое маленькое натуральное число)

2. Постановка учебной задачи.

Сформулируйте задачу урока. ( Мы должны познакомиться с такими числами, которые меньше самого маленького натурального числа 1)

3. Учебные действия.

Предложите, как фрекен Бок и Карлсон смогут поделить плюшку. Попробуйте сначала это на бумажных плюшках, которые лежат у вас на партах. (Дети пробуют, я могу их спровоцировать неправильным сгибанием, вызываю ученика показать деление)

(Они должны разрезать по середине на две равные части. Пополам - это на две равные части.)

Я не смогу свою плюшку согнуть пополам, но стараюсь разрезать как можно точнее.

  • Как сказать про то, сколько досталось каждому? (половина)
  • На сколько частей они разделили плюшку? (на две)
  • Сколько таких частей досталось каждому? (одна)
  • Как по-другому можно назвать каждую такую часть? (одна из двух;  одна вторая)

В математике это называется так: одна вторая.

Но в задаче надо записать результат и каждую часть обозначить числом?

Каким будет это число? (ненатуральное число; меньше 1).

В математике, чтобы люди понимали друг друга, выбрали такую форму записи:1/2.

- Обозначьте числом одну часть плюшки. Покажите мне.

Каким числом обозначим вторую часть? (таким же: ?)

Почему? ( эти части равные)

Попробуйте догадаться, как называются эти числа. А подскажет вам то, что плюшку делили, дробили, так говорили раньше.

Число 1/2 называют дробным числом или дробью.

Знаете ли вы, что слово " дробь" древнего происхождения. Оно обозначает часть целого числа, всякого рода мелочь, крупинка, крошка.

Это слово многозначное, о каждом значении этого слова мы поговорим на уроках русского языка. А в математике термин "дробь" появилось 200 лет назад.

Можем ли мы теперь записать значение к третьей задаче? (один ученик на доске записывает значение цветным мелом)

1 : 2 = 1/2

Скажите ответ к третьей задаче. (по ? плюшки досталось каждому)

Физминутка. Хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть.

Пришел из школы Малыш. Навстречу ему выскочил радостный щенок. Малыш принес плюшку и решил поделиться ею со своими друзьями.

  • Как вы думаете, на сколько теперь частей надо разделить плюшку? (на 4)
  • Какими должны быть части? (равными)

Действительно, ведь все друзья Малышу дороги.

Возьмите плюшку (бумажную) и разделите ее на 4 части.

  • На сколько равных частей разделили плюшку?
  • Сколько таких частей досталось каждому из друзей?
  • Как назовем каждую такую часть? (одна четвертая)

Так какую часть плюшки получил Малыш? (1/4) А фрекен Бок? Карлсон? Щенок? (Дети дробные числа записывают на частях плюшки)

Запишите решение, с помощью которого мы помогли Малышу разделить плюшку на всех друзей.

Почему мы записали 1:4, а не 4:1? (Мы делили 1 плюшку на 4 равные части)

1 : 4 = 1/4

Малыш разделил плюшку на 4 части. Щенок так радостно прыгал, что Малыш и фрекен Бок решили ему отдать свои части плюшки.

На сколько частей была разделена плюшка?

Сколько частей получил Щенок?

Каким числом обозначим часть плюшки, которую получил Щенок?

Ребята, кто сможет записать это число на доске? ( ?)

  • Прочитайте дробные числа, которые получили в ответах задач. (1/2, 1/4, 3/4)
  • Сколько чисел использовано при записи дробного числа? (два - 1 и 2; 1 и 4; 3 и 4)
  • Какой знак показывает, что записано не целое число, а дробное?
  • Подумайте, что обозначает число под чертой? (на сколько равных частей делили)
  • А что обозначает число над чертой? (сколько таких частей взяли)
  • Люди этим числам дали названия: числитель и знаменатель.
  • Назовите знаменатель в записи дроби 1/2?
  • Назовите числитель.
  • Как называются числа 3 и 1 в записи дроби 1/3?
  • Как же называются числа 1/2 и 1/3 ? (дробь или дробные)

Физминутка.

4. Действие контроля.

1. Вы помните, что Малыш учится в школе. На дом Малышу задали данные числа разделить на 2 группы. (числа на доске и на листочках на партах у детей)

1/6 2/17 17 5 4/85 486 1/4 20

Сможем ему помочь?

На какие группы разделили числа? (на натуральные и дробные)

Обведите дроби.

(Одна пара детей идет к доске выполнять это задание.)

- Прочитайте дробные числа.

Что вам помогло определить дробные числа? (их запись)

2. Молодцы, вы помогли верно Малышу выполнить домашнее задание. Лучший друг Малыша - Карлсон очень любит играть. Он приглашает и вас принять участие в игре. Вы должны будете не только узнать на слух дробные числа, но и составить его на наборном полотне. Как только вы услышите дробь, вы делаете хлопок и составляете его:

3 1/3 2/3 27 2/7 9 1/9 3/9

3. Вы уже безошибочно определяете дроби, и поэтому сможете справиться с заданием фрекен Бок. Она очень строгая, и задание постаралась придумать посложнее.

Фрекен Бок начертила геометрическую фигуру, разделила ее на равные части и попросила обозначить числом закрашенную часть фигуры.

  • На сколько равных частей разделили фигуру?
  • Сколько частей закрашено?
  • Какая часть фигуры закрашена? (1/5)
  • Если вы уверены, составьте его на наборном полотне. (1/5)
  • Кто записал такую дробь? (Показываю неправильную или правильную дробь)
  • Объясните, почему вы выбрали такое число под чертой и такое число над чертой?
  • Что обозначает число 5 в записи дроби?
  • Что обозначает число 1?

Молодцы! Мы вместе справились с заданием фрекен Бок.

Понравилось задание? Если кто-то из вас захочет, дома может составить похожие задания для друзей.

5. Действие оценки.

Наш урок подходит к концу.

Что нового вы узнали на уроке?

Молодцы, вы ничего не забыли, вспомнили все, с чем познакомились.

Выберите из предложенных рисунков тот, который бы охарактеризовал настроение каждого из вас и продолжите фразу.

Мое настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;

Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке.

Я благодарю вас за поддержку, мне было интересно и легко с вами работать!

В знак признательности я хочу угостить вас большим пирогом, а вы решите, на сколько равных частей его разделите и какая часть пирога достанется каждому из вас!