Цель: "открыть" понятие симметрия, как свойства фигур относительно прямой на плоскости, понятие оси симметрии, изучить закономерности расположения симметричных точек, учиться находить симметричные точки, закрепить навык умножения многозначного числа на круглое число, решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого с комментированием по компонентам действий, сравнение выражений не вычисляя, используя знания переместительного закона сложения (умножения), знание взаимозависимости компонентов действий, решение составных задач на кратное сравнение, на нахождение площади прямоугольника, деление по содержанию, развитие математической речи, логического мышления, интереса к предмету, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон "Математика" 3кл. 2ч., рабочие тетради учащихся, "Блиц - турнир", на каждую команду, чертежи с изображением симметричных точек А и В относительно прямой с (на каждого человека), песочные часы, угольники, 5 ключей, 2 подсказки, мультимедийная установка, декорации для оформления форта, боярды (шоколадные монетки).
Класс делится жребием на 3 команды: красные, синие, зелёные. Различаются по цвету эмблемы.
1) Самоопределение к деятельности.
Представление команд, приветствие гостей.
Учитель: поднимите руку те, кто видел передачу "Форт Боярд" и хотел бы принять участие в этой игре? Сегодня нам предоставлена возможность завоевать математический форт. Соревнуясь в скорости мысли, знании математических понятий и умении проводить математические операции мы покорим форт, а самых успешных ждёт награда: сокровищница форта. Первыми в неё попадут те, кто заработает большее количество ключей и подсказок и сможет отгадать ключевое слово. Ребята, которые не справятся с заданиями, становятся пленниками форта и нуждаются в помощи команды.
Итак, мы начинаем.
На каждое задание отводится время 5 минут.
2) Актуализация знаний.
Вопрос задаёт старец Фура - ключ. Ответив на него, вы узнаете тему урока, изучив которую, вы обязательно придёте к победе.
Сколько прямоугольников изображено на чертеже? (10)
"Открытие" детьми нового знания.
3) Тема урока: СИММЕТРИЯ.
Учитель: Как вы понимаете слово "симметрия"? На каких уроках мы встречались с этим понятием? (Это свойство фигур. На уроках ИЗО и худ. труда, окружающего мира).
Работа с чертежами.
Что можно сказать о расположении точек А и В относительно прямой с? (Они равноудалены или расположены на одинаковом расстоянии относительно прямой с).
Учитель: сколько прямых на плоскости можно провести через две точки? (Одну).
Проведите прямую через точки АВ.
Что можно сказать о прямых с и АВ? (Они пересекаются, они перпендикулярны).
Доказательство перпендикулярности с помощью угольника. Правило в учебнике с.40.
Вывод: точки А и В - симметричны относительно прямой с.
4) Первичное закрепление.
Задание №2. (5 минут) ключ.
С. 40 учебник.
Какие точки являются симметричными? в) б)
Доказать правильность выбора.
5) Повторение ранее изученного материала.
Задание №3. (5 минут) ключ.
С. 41 учебник.
Сравни выражения, не вычисляя. Обоснуй свой ответ.
Задание №4 (5 минут) ключ.
Выполни действия: (у доски по одному представителю от команды).
- 94500 х 800 = 75600000
- 36800х70=2576000
- 6940х500=3470000
Физ. минутка.
Задание №5 - подсказка. (5 минут). Пауки. Задание распределено по цвету выбранного паука.
Решить уравнение с комментированием по компонентам действий. (У доски по одному представителю команды).
- Х+ 2548=15700 (Х= 13152) (Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое)
- 90050 - Х = 4806 (Х = 85244) (Чтобы найти неизвестное вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность.)
- Х - 534 = 30967 (Х = 31501) (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое)
Задание №6 - подсказка. (5 минут) (работа в команде с последующим комментированием)
Блиц-турнир
В первой темнице было а пленников, а во второй - на б пленников меньше. Во сколько раз в первой темнице больше пленников, чем во второй? а: (а-б)
Длина прямоугольного участка земли n метров. Это на 6 м больше, чем ширина. Какова площадь участка? n х (п-6)
n монет разложили в сундуки по а золотых и б серебряных монет в каждый сундук. Сколько получилось сундуков? n: (а + б)
5) Рефлексия деятельности.
Подведение итогов: у кого больше ключей и больше подсказок?
Сокровищница.
Подсказки:
- ось
- перпендикулярные прямые
Дополнительная подсказка: тема.
Ключевое слово: симметрия.
Слава победителям. Вручение сокровищ форта. Благотворительность в отношении проигравших команд. Самоанализ работы команды, отметки.
№ 3, 6 с. 41 учебника, задание для освобождения из плена.
Дом. задание: №9, №10 с 42 (обязательно прокомментировать).