Цели:
- уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе;
- формировать представление о круговороте воды в природе;
- установить зависимость испарения от солнечно света;
- создать непринужденную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон;
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками.
Ход занятия
Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?
Дети. Ясная.
Воспитатель. Какое настроение навевает такая погода?
Дети. Радостное, веселое.
Воспитатель. Что вы делаете, когда у вас такое настроение?
Дети. Радуемся, танцуем, смеемся.
Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поприветствовать друг друга ласковыми словами, пожимая руки.
Дети выполняют.
Воспитатель. Что вы почувствовали?
Дети. Тепло рук друзей
Воспитатель. И в группе стало еще теплее и радостней от ваших улыбок. Сегодня утром у дверей нашей группы я нашла письмо. От кого оно пришло? Посмотрим вместе. Адресовано нам, а вот от кого оно? Не написано. Интересно, что в нем. Читаю письмо.
"Разложите буквы в соответствии с числами и у вас получится слово. А потом прочтите письмо".
Дети берут карточки с буквами, на каждой номер от 1 до 10 и составляют слово "Почемучкин"
Воспитатель. Теперь я поняла - это письмо от Почемучкина. Прочтем?
(читаю письмо)
"Здравствуйте ребята. Я - невидимка. Когда я прихожу на ваши занятия, вы меня не видите. Я знаю, что вы умные и трудолюбивые, любите отгадывать загадки, читать книги. Я приготовил для вас игры, очень интересные задания. Если вы сделаете правильно, то в конце занятия вас ждет сюрприз.
Задания записаны по порядку".
Воспитатель. Ну что, попробуем выполнить задания? Тогда слушайте внимательно.
Задание 1. Отгадайте загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня (весна)
Воспитатель. А какие изменения в природе вы заметили? (ответы детей). Какие вы внимательные. А я читаю следующее задание.
Задание 2. какой у нас сейчас месяц? Почему апрель в народе называют водолей?
Дети. Тает снег, бегут ручьи, часто идут дожди.
Воспитатель. Что же происходит с таким количеством воды?
Дети. Сбегает в реки, впитывается в землю, испаряется.
Воспитатель. Приведите примеры, когда мы можем видеть как испаряется вода?
Дети. Чайник закипел, кастрюля на плите.
Воспитатель. А сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем, какая вода будет испаряться быстрее. Нальем в два ведра воду: горячую и холодную, закроем стеклом и понаблюдаем, что произойдет. [3]
Дети. Стекло на ведерке с горячей водой запотевает быстрее.
Воспитатель. В какую погоду вода будет испаряться быстрее: в солнечную или пасмурную? Почему?
Дети. В солнечную, т.к. солнце нагревает воду.
Воспитатель. Будет ли вода испаряться в пасмурную погоду? Чтобы узнать это, после занятия мы подойдем и посмотрим на ведерко с холодной водой.
Воспитатель. Что же такое пар?
Дети. Маленькие капельки воды.
Воспитатель. Что происходит с паром высоко в небе? Почему идут дожди?
Дети. Когда дует холодный ветер, капельки соединяются и идет дождь.
Воспитатель. Посмотрите в окно. Как вы думаете, высоко в небе дует холодный или теплый ветер, почему вы так решили?
Задание 3. А сейчас мы с вами превратимся в капельки. И у нас в группе пойдет дождь, но не простой, а клеевой. [2]
Дети встает в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и в таком положении преодолевают различные препятствия:
- перешагивают через камни;
- проползают в обруч;
- проходят по мосту;
- прячутся за деревьями.
Воспитатель. Но вот из-за тучи на одно мгновение выглянуло солнышко и растопило клеевой дождик, он распался на множество капелек.
Дети садятся на стульчики (на доске иллюстрации с изображением весны.)
Воспитатель. А я читаю следующее задание. Определили по картинке какой это месяц весны? Почему ты так считаешь?
Дети. Дети называют месяц и объясняют, по каким признакам догадались.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем и посмотрим какие вы сообразительные. Игра с мячом "Бывает - не бывает". Иней летом, снег зимой, мороз летом, капель летом, листопад летом, листопад весной и т.д.
Воспитатель. Нам осталось выполнить последнее задание. Соедините точки по-порядку и вы узнаете, где находится сюрприз.
Дети. Дети проходят к столам и выполняют задание.
Находим коробку с сюрпризом, открываем. В ней письмо.
Воспитатель.(читает). Вы выполнили все задания и сможете забрать подарок-книгу. Это "энциклопедия". В ней можно найти ответы на любые вопросы. А еще я приготовил вам медали разного цвета. Если у вас хорошее настроение, если вам было интересно выполнять мои задания, возьмите красные медали, если нет - желтые. До встречи. Почемучкин.
Литература:
- Вахрушева А. А., Кочемасова Е. Е.. Здравствуй, мир! Методические рекомендации. - М.: Баласс,2004;
- Корепанова М.В., Харлампова Е. В. Познаю себя Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2004;
- Секора О. Погода в картинках. - Л.: Дет.лит., 1990.