Личный план самообразования – основной этап саморазвития педагога

Разделы: Администрирование школы


Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают "Тему, над которой работает учитель" и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы
  • цели
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .

Личный план самообразования учителя. (Беляевой Т.В.)

Необходимость сформированности вычислительных умений и навыков у учащихся с одной стороны и недостаточная освещенность этого вопроса в программе "Математика" Н.Б.Истоминой и определяет актуальность исследования.

Проблема: Каковы педагогические условия формирования вычислительных навыков у младших школьников при обучении математике на современном этапе.

Объект исследования: процесс обучения математике в режиме "Гармония".

Предмет исследования: комплекс заданий направленный на формирование вычислительных навыков

  • название темы:
  • "Формирование вычислительных навыков при обучении математике младших школьников (в рамках программы Н.Б. Истоминой)".
  • цель: выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.

Гипотеза: можно предположить, что формирование вычислительных навыков у младших школьников будет проходить эффективно, если будут соблюдаться следующие условия:

  • если в обучение будут включены систематически проводящиеся разнообразные виды устных упражнений на уроках математики и во внеурочной деятельности;
  • будет разработан факультативный курс, направленный на формирование вычислительных навыков.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили его ведущие задачи.

  • задачи:
  • Проанализировать психологическую, педагогическую, специальную литературу по данной проблеме.
  • Дать характеристику процессу формирования вычислительных умений и навыков.
  • Теоретически обосновать целесообразность включения на уроках математики заданий формирующих вычислительные навыки.
  • Выявить эффективные условия для формирования вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.
  • Описать опыт включения в работу учителя формирование вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.
  • Подвести итоги экспериментальной работы, проанализировать результаты.
  • предполагаемый результат:

Теоретической значимостью работы заключается в том, что были выявлены эффективные условия для формирования вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.

Практической значимостью данного исследования является разработка курса для 4 класса, направленного на формирование вычислительных умений и навыков.

  • этапы работы:
    • Определение основных характеристик исследования, изучение литературы.
    • Методы проведения исследования: педагогический эксперимент.
    • Написание структурных разделов исследования.

Литературное оформление.

 сроки выполнения каждого этапа

  • 2005-2006 уч.год - Определение основных характеристик исследования, изучение литературы
  • 2006-2007 уч.год - Методы проведения исследования: педагогический эксперимент
  • 2007-2008 уч.год - Написание структурных разделов исследования
  • 2008 год - Литературное оформление.
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
    • Чтение конкретных педагогических периодических изданий.
    • Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
    • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий.

Опытно-экспериментальная работа по формированию вычислительных навыков при обучении математике

Констатирующий эксперимент в классе.

Цель: Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.

Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального класса; провести исследовательские методы и выявить результат по данным исследования.

Методы:

1. Анкетирование учащихся.

Цель: выявить как учащиеся относятся к устным вычислениям и их заинтересованность в изучении математики.

2. Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.

Цель: провести наблюдение и выяснить, насколько дети экспериментального класса активны и заинтересованы на уроках математики.

3. Контрольный срез.

Цель: определить уровень вычислительных умений и навыков в устных вычислениях.

Дидактические материалы: "Организация дифференцированной работы при обучении математике младших школьников" - 2006 г.

Печатная работа: "Разноуровневые карточки как средство дифференциации обучения младших школьников" (Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, часть 3, Соликамск, 2007)

Печатная работа: "Формирование вычислительных навыков при обучении математике младших школьников" (Сборник материалов Международной научно-практической конференции, часть 2, Соликамск, 2008)

Участие в семинаре по программе "Гармония" (2006 г) и "Опыт. Проблемы. Перспективы" (2008 г). Курсы по базовой ИКТ компетенции.

Формирующий эксперимент

Цель: повышение уровня вычислительных навыков и познавательного интереса к урокам математики.

Задачи:

  • подобрать различные виды упражнений для устных вычислений.
  • способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики
  • провести данные виды устных упражнений в экспериментальном классе.
  • разработать факультативный курс, направленный на формирование вычислительных навыков.

Разработан курс "Вычисляй, решай, отгадывай"

Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия повышения уровня вычислительных навыков, а так же познавательного интереса к урокам математики.

  • способ демонстрации результата проделанной работы:
    • Тестирование учащихся и анализ результатов.
    • Участие в конкурсе дидактических материалов:
    • Выступление на всероссийской (2007г.) научно-практической конференции в СГПИ.
    • Выступление на международной (2008 г.) научно-практической конференции в СГПИ.
  • форма отчета по проделанной работе:
    • Защита научной работы.
    • Выступление на педагогическом совете.

Постановка перед собой новых целей и задач:

  • Разработка программы курса, повышающего вычислительные навыки учащихся.

Литература.

  1. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С.Роботовой- М.: Академия, 1999. - С.163