Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают "Тему, над которой работает учитель" и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы
- цели
- задачи
- предполагаемый результат
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .
Личный план самообразования учителя. (Беляевой Т.В.)
Необходимость сформированности вычислительных умений и навыков у учащихся с одной стороны и недостаточная освещенность этого вопроса в программе "Математика" Н.Б.Истоминой и определяет актуальность исследования.
Проблема: Каковы педагогические условия формирования вычислительных навыков у младших школьников при обучении математике на современном этапе.
Объект исследования: процесс обучения математике в режиме "Гармония".
Предмет исследования: комплекс заданий направленный на формирование вычислительных навыков
- название темы:
- "Формирование вычислительных навыков при обучении математике младших школьников (в рамках программы Н.Б. Истоминой)".
- цель: выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.
Гипотеза: можно предположить, что формирование вычислительных навыков у младших школьников будет проходить эффективно, если будут соблюдаться следующие условия:
- если в обучение будут включены систематически проводящиеся разнообразные виды устных упражнений на уроках математики и во внеурочной деятельности;
- будет разработан факультативный курс, направленный на формирование вычислительных навыков.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили его ведущие задачи.
- задачи:
- Проанализировать психологическую, педагогическую, специальную литературу по данной проблеме.
- Дать характеристику процессу формирования вычислительных умений и навыков.
- Теоретически обосновать целесообразность включения на уроках математики заданий формирующих вычислительные навыки.
- Выявить эффективные условия для формирования вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.
- Описать опыт включения в работу учителя формирование вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.
- Подвести итоги экспериментальной работы, проанализировать результаты.
- предполагаемый результат:
Теоретической значимостью работы заключается в том, что были выявлены эффективные условия для формирования вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.
Практической значимостью данного исследования является разработка курса для 4 класса, направленного на формирование вычислительных умений и навыков.
- этапы работы:
- Определение основных характеристик исследования, изучение литературы.
- Методы проведения исследования: педагогический эксперимент.
- Написание структурных разделов исследования.
Литературное оформление.
сроки выполнения каждого этапа
- 2005-2006 уч.год - Определение основных характеристик исследования, изучение литературы
- 2006-2007 уч.год - Методы проведения исследования: педагогический эксперимент
- 2007-2008 уч.год - Написание структурных разделов исследования
- 2008 год - Литературное оформление.
- действия и мероприятия, проводимые в процессе
работы над темой:
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий.
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий.
Опытно-экспериментальная работа по формированию вычислительных навыков при обучении математике
Констатирующий эксперимент в классе.
Цель: Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование вычислительных навыков при обучении математике по программе Н. Б. Истоминой.
Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального класса; провести исследовательские методы и выявить результат по данным исследования.
Методы:
1. Анкетирование учащихся.
Цель: выявить как учащиеся относятся к устным вычислениям и их заинтересованность в изучении математики.
2. Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.
Цель: провести наблюдение и выяснить, насколько дети экспериментального класса активны и заинтересованы на уроках математики.
3. Контрольный срез.
Цель: определить уровень вычислительных умений и навыков в устных вычислениях.
Дидактические материалы: "Организация дифференцированной работы при обучении математике младших школьников" - 2006 г.
Печатная работа: "Разноуровневые карточки как средство дифференциации обучения младших школьников" (Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, часть 3, Соликамск, 2007)
Печатная работа: "Формирование вычислительных навыков при обучении математике младших школьников" (Сборник материалов Международной научно-практической конференции, часть 2, Соликамск, 2008)
Участие в семинаре по программе "Гармония" (2006 г) и "Опыт. Проблемы. Перспективы" (2008 г). Курсы по базовой ИКТ компетенции.
Формирующий эксперимент
Цель: повышение уровня вычислительных навыков и познавательного интереса к урокам математики.
Задачи:
- подобрать различные виды упражнений для устных вычислений.
- способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики
- провести данные виды устных упражнений в экспериментальном классе.
- разработать факультативный курс, направленный на формирование вычислительных навыков.
Разработан курс "Вычисляй, решай, отгадывай"
Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия повышения уровня вычислительных навыков, а так же познавательного интереса к урокам математики.
- способ демонстрации результата проделанной
работы:
- Тестирование учащихся и анализ результатов.
- Участие в конкурсе дидактических материалов:
- Выступление на всероссийской (2007г.) научно-практической конференции в СГПИ.
- Выступление на международной (2008 г.) научно-практической конференции в СГПИ.
- форма отчета по проделанной работе:
- Защита научной работы.
- Выступление на педагогическом совете.
Постановка перед собой новых целей и задач:
- Разработка программы курса, повышающего вычислительные навыки учащихся.
Литература.
- Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С.Роботовой- М.: Академия, 1999. - С.163