Игра «Лото».
Цель: закреплять знания о животных, уметь называть их на казахском языке
Материал: таблицы с изображением животных, фишки
аю − медведь ит − лошадь
түлкі − лиса сиыр − корова
қоян − заяц қой − овца
тиыін − белка түйі − верблюд
Ход:
Перед детьми таблицы с животными, воспитатель предлагает рассмотреть ее, какие животные изображены. Воспитатель называет животное на казахском языке животное, дети должен нужное закрыть фишкой. Потом дети называют каких животных они закрыли.
Игра «Покажи столько же»
Цель: знать счет в пределах 10 на казахском языке, уметь соотносить число с количеством предметов
Материал: карточки с изображением предметов разного колличества
Солнце − аспан − 1 курочек − тауықтар − 6
Ягнат − қозылар − 2 машин − машиналар − 7
Зайчика − қояндар − 3 деревьев − ағаштар − 8
Жеребят − қулыншақтар − 4 медвежат − аюлар − 9
Верблюжат − боталар − 5 мячей − доптар − 10
Ход:
Один ребенок называет любое число в пределах 10, второй должен показать карточку соответствующую этой цифры и сосчитать. Затем дети меняются местами.
Игра «Накрой дастархан»
Цель: уметь гостеприимно встречать гостей, правильно накрывать на стол, называть национальные блюда.
Материал: дастархан, курпешки, картинки с национальными блюдами
Ход:
Несколько детей садятся вокруг дастархана,остальные приходят в гости. Их приглашают:
− Кел, төрлет
− Отыр
Затем каждый ребенок гостям предлагают угощенья.
− Қымыз іш
− Сүт іш
− Шай іш
− Нан же
− Бауырсақ же
Гости имитируют принятие пищи. В конце принятия пищи говорят:
− Рақмет
Игра «Семья»
Цель: знать всех членов семьи, закрепить знания о названии их на казахском языке
Материал: паровоз с вагончиками, карточки с изображением членов семьи
Ход:
Воспитатель говорит: «Сегодня мы всей семьей поедем в гости, а кого с собой возьмем вы сами скажите». Дети берут карточки по очереди вставляют в вагончик и называют.
она − мама ага − брат
әке − папа апа − сестра
әже − бабушка мен − я
ата − дедушка
Воспитатель с детьми подводит итог как одним словом сказать кто поехал в гости: − семья, закрепляем его на казакша отбасы.
Игра «Домино»
Цель: знать домашних животных и их детенышей, правильно называть изображенных на картинках животных.
Материал: картонные карточки с изображением домашних животных и их детенышей
Сиыр − бұзау, ит − күшік, жылқы − құлын, ешкі − лақ, шошқа − торай, тауық − шөже, түйе − бота, қой − қозы
Ход:
Перед детьми лежат карточки с изображением в верхней части детенышей домашних животных, а в нижней взрослые животные. Играющие должны соединить детеныша с матерью, но при это самое главное правильно называть их.
Игра «Платочек»
Цель: закрепить знания детей о цвете, форме, игрушках на казахском языке
Материал: курпешки, платочки, карточки с изображением различных предметов, игрушек.
Ход:
Дети сидят на курпешках по кругу перед ними платочки, а под ними различные предметы, например: мяч, круг, пиала, тюльпан, заяц и т.д.Дети по очереди поднимают платочек берут предмет иназывают его: что это? какого цвета? Например:
Игра «За покупками в магазин»
Цель: упражнять детей в выборе нужного предмета, развивать наблюдательность, учить использовать в речи словосочитания на казахском языке.
Материал: всех игрушек по 3 разного цвета: машина, мяч. медведь, кукла, лодочка.
Ход:
Перед детьми карточки с игрушками, воспитатель говорит: − представте себе, что вы пришли вмагазин и вам нужно купить игрушку. Нужно назвать игрушку и ее цвет, например:
Игра «Мяч»
Цель: закрепление слов на казахском языке, упражнять вловле мяча.
Материал: мяч
Ход:
Дети становятся по кругу, воспитатель по очереди бросает мяч детям и называет слово, ребенок должен поймать мяч и сказать это слово на казахском языке. Можно провести эту игру на оборот, воспитатель говорит на казакша, а дети на русском языке. А также дети могут играть сами между собой под присмотром воспитателя.
Игра «Запомни слово»
Цель: развивать память, наблюдательность, желание говорить на казахском языке.
Материал: любые картинки, какие слова хочет выучить воспитатель с детьми.
Ход:
Воспитатель в группе на видном месте вешает картинку и слово на казахском языке, которое дети за день должны запомнинить. Воспитатель говорит: − Что нового вы видите у нас в группе? (дети называют) Давайте поиграем в такую игру, мы это слово будем называть весь день только на казахском языке. Воспитатель планирует этот день так, чтобы это слово часто встречалось в речи. Здесь можно подключить родителей, чтобы это слово и дома называли на казахском языке.
Игра «Времена года»
Цель: знать времена года, их отличительные признаки, четко и правильно произносить в связной речи, а не изалированно.
Материал: картинки с изображением времен года көктем − весна, күз − осень, қяз − зима, жаз − лето
Ход:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением времени года, дети рассматривают называют время года и его отличительные признаки, например:
это лето − бұл жаз
яркое солнце − ашық аспан
красивые цветы − әдемі гүлдер
голубая речка − көк өзен
Игра «Помощники»
Цель: уметь правильно произносить слова, приучать к труду, желание содержать группу в чистоте.
Материал: игрушки балапан − цыпленок, машине − машина, ұшақ − самолет, доп − мяч, аю − медведь, шелек − ведерко, пирамида − пирамида,қуыршақ − кукла, тортбұрыш − кубики.
Ход:
Воспитатель заранее создает небольшой беспорядок в игровом уголке.
− Ребята посмотрите какой у нас беспорядок, давайте наведем порядок, только по правилу, вы приносите на место игрушку и называете ее на казахском языке.
Игра «Волшебный сундучок»
Цель: упражнять в счете в пределах 10, развивать ловкость, сноровку.
Материал: сундучок, золотые монетки из картона.
Ход:
Воспитатель: Посмотрите какой красивый у меня сундучок, давайте посмотрим что в нем лежит.
Достает монетки и рассыпает их. Дети собирают и считают на казахском языке, кто больше соберет и правильно сосчитает.