Задача урока:
- Реализация НРК в содержании физики при изучении темы "Простые механизмы"
- Вести учащихся от доступных непосредственному наблюдению объектов к выводам и обобщениям.
Цели:
- обучающая - знать основные виды простых механизмов и их практическое применение.
- развивающая - развитие творческих способностей учащихся.
- воспитательная - воспитание ответственности перед коллективом, взаимоуважения
Оборудование: АРМ, набор инструментов, штатив, деревянная линейка, линейка ученическая, динамометр, блок, модель колодца, презентация "Простые механизмы", видеофильм "Простые механизмы".
Ход урока
Приветствие учащихся. Убедиться в готовности учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: Творческий отчет по теме " Простые механизмы" Молодцы! Вы подготовили интересный материал. Постараемся заслушать выступления от каждой творческой группы. (На доске эпиграф: "Заставь свой ум постоянно действовать, со всей ему возможной силой" Л.Н. Толстой)
Отчеты
Повторение учебного материала:
а) Краткая историческая справка по материалам интернет - ресурсов "Из истории простых механизмов" (приложение - 1)
б) Основные понятия и принципы темы: "Простые механизмы" разгадывание кроссворда, (приложение - 2)
чтение формулировок (каждая творческая группа получает задание (приложение - 3)
в) Рычаг: устройство, понятие линии действия силы, понятие плеча рычага, условие равновесия, правило моментов.
Демонстрация правила моментов: с одной стороны от оси рычага сила 1 Н., с другой - 2 Н.
г) Диалог учащихся. Наклонная плоскость: (у доски два ученика - один выполняет измерения, другой - записи на доске). (На доске эпиграф: "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений" М.В.Ломоносов
Первый опыт: брусок скользит при подъеме по наклонной плоскости.
Второй опыт: тело такой же массы вкатывают по наклонной плоскости.
Учащиеся объясняют причину различия затраченных работ. (приложение -4)
Защита презентации "Простые механизмы"
Во время просмотра презентации учащиеся ведут беседу с классом.
Учитель: подведем итог: Все указанные механизмы в презентации дают выигрыш в силе - Ворот- во сколько раз? (ответ : выигрыш равен отношению радиуса рукоятки к радиусу цилиндра).
Рычаг колодца "Журавль"? (ответ: выигрыш равен отношению плеч действующих сил). (Приложение 5)
Решение экспериментальных задач
(на доске эпиграф "При изучении наук задачи полезнее правил" Ньютон)
№1. Определить выигрыш в силе, даваемый воротом (по модели).
№2 Измерить массу тела большую, чем 400г с помощью динамометра, рассчитанного на 4Н.
(приложение 6)
Конструирование моделей (Лего-конструктор)
(на доске эпиграф: "Я слушаю и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю" Ван Мейтс.
Учащиеся показывают собранные ими модели: подъемный кран, качели указывают в них простые механизмы. Демонстрируют действие лебедки и объясняют ее принцип действия.
Просмотр видеофильма "Простые механизмы".
Задание классу: по материалу видеофильма составить качественные задачи.
Классификация материалов.
Учитель: И так, все простые механизмы делятся на рычаги и наклонные плоскости. Еще раз убедимся в этом.
Ученик демонстрирует материалы, подразделяя их на рычаги и наклонные плоскости.
Проверка знаний учащихся: - диктант.
Ученики заполняют классификационную схему (учитель диктует термины (приложение 7)). Далее самопроверка: учитель диктует правильные ответы.
Итог урока:
Учитель отмечает результаты деятельности учащихся. Благодарит за урок: Ребята, знайте "Всякая школа славится не числом, а славою своих учеников" (Н.И.Пирогов). Учитесь, творите, и слава придет к вам.