Цель: формировать у детей представление о дружбе между людьми разных национальностей.
Задачи:
- Познакомить детей с разными народами, населяющими нашу планету;
- Познакомить с элементами разной культуры этих народов;
- Показать, в чём состоит различие и сходство людей разных рас.
- Продолжать работу по расширению кругозора и словаря у детей; развивать логическое мышление, внимание, диалогическую и монологическую речь.
- Развивать умение участвовать в совместной игре, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых.
- Воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли.
Оборудование: мультимедиа, глобус, цветик - четырёхцветик, магнитофон.
Ход занятия
I. Оргмомент.
- Добрый день уважаемые гости! Мы рады видеть вас. Рассаживайтесь поудобнее и чувствуйте себя как дома. Меня зовут Светлана Николаевна, а вот мои дети самые лучшие на свете.
Звучит музыка" Из чего наш мир состоит"
Дети, взявшись за руки, встают в центр.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, поприветствуем их.
(Дети приветствуют гостей)
- Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята.
- Какие вы ребята?
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся,
Все у нас получится.
- Давайте возьмёмся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнёмся соседям своей самой доброй улыбкой.
- А теперь закроем глаза, вытянем руки вперёд и соединим в центре. Представьте себе, что каждый из вас тёплый солнечный лучик. Вы чувствуйте рядом с собой такие же тёплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы - большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
- Теперь можете сесть на свои места.
II. Вводная беседа.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Давайте все вместе прочитаем тему нашего занятия.
Слайд
- Как вы думаете, о чём на занятии будем говорить?
- Как называется наша планета?
- На нашей планете много разных стран и в каждой стране живет свой народ.
- Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Согласны?
III. Основная часть.
- Путешествие будет необычное. Есть у меня волшебный цветок. Это цветик - четырёхцветик. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток, выполнить задание и чётко произнести волшебные слова:
Если все на свете дружат...
Люди, звери и леса,
Хороводы дружбы кружат
Значит, будет доброта.
- Давайте скажем все вместе громко.
- Теперь тихо, ведь это всё-таки волшебные слова.
- Давайте начнём наше путешествие,
(звучит волшебная музыка)
- Отрываем лепесток (дети отрывают лепесток)
Задание: выберите пословицы о дружбе:
Нет друга - ищи, а найдешь, береги.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Друг познаётся в беде.
Сам - погибай, а товарища - выручай.
(Дети произносят волшебные слова)
(слайды)
-Ребята, смотрите - "проснулся" волшебный экран! (на экране появляются иллюстрации с изображением японской девочки)
- Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка?
- Как вы догадались?
- Совершенно верно, это девочка из страны восходящего солнца - Японии. Там есть красивая "священная гора "- Фудзияма, Необычные (многоярусные) храмы.
Вот так выглядит национальная женская причёска и одежда.
Это традиционная постройка в Японии.
Эта девочка могла бы нам рассказать многое о своей стране, только как мы её поймём? Мы же не знаем языка. Давайте пошлём ей наше приветствие. В Японии приветствуют друг друга поклоном корпуса. Вот так (дети повторяют).
- А как бы нам подружиться с этой девочкой?
-Что любят делать дети на планете? (играть)
- Японские дети любят играть игрушками, которые делают сами из бумаги.
Искусство складывания бумаги называется - оригами.
- Посмотрите, какой красивый самолёт. Давайте сделаем такой же.
(дети выполняют задание на ковре)
- Вам нравится ваш самолёт?
- Давайте попрощаемся с девочкой, помашем ей рукой. На память о нашей встрече останется этот самолет.
- Ребята, вам понравилась встреча с японской девочкой?
- Будем дружить с ребятами из Японии?
- Наше путешествие продолжается. Отрываем 2 лепесток.
(звучит волшебная музыка)
Задание: рассказать о друге или подруге. (рассказ детей)
- Давайте произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)
Слайды
- Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам детей с чёрным цветом кожи.
- Кто из вас знает, где живут эти дети? (в Африке)
- Почему у людей в Африке такая тёмная кожа?
- Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. - Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. Теперь вы сами поздоровайтесь с африканскими детьми.
- Посмотрите, в Африке очень жарко, поэтому одежда у людей легкая.
- Вот так выглядит улица города.
- Так работают крестьяне в деревне.
- А это коренные жители - аборигены.
Красив и разнообразен животный мир. Это Африканский страус, розовый фламинго, Африканский слон, шимпанзе, антилопа.
- Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? (танцевать)
- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (потанцевать вместе с ними)
- Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма и потанцуем вместе с ними.
(показ отрывка из мультфильма "Катерок". Танец "Чунга - Чанга", дети танцуют танец)
- Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах. В память о них у нас остался весёлый танец.
- Будем дружить с ребятами из Африки?
- Продолжаем наше путешествие. Сколько у нас осталось лепестков? (два)
(дети отрывают лепесток (звучит волшебная музыка))
Задание: рассказать стихотворение о дружбе.
(дети рассказывают стихи о дружбе)
- Давайте произнесем волшебные слова. (дети произносят волшебные слова)
Слайды:
- Посмотрите на экран! Как вы думаете, почему эти дети так одеты? (они живут на севере).
- Народ, живущий на севере, называется - эскимосы. Они живут в Гренландии, на севере Канады, на Аляске и в России. (показать на глобусе)
- А здороваются они, помахивая руками. Давайте поздороваемся с ними. (дети машут руками)
- У эскимосов необычные дома. Их жилище называется иглу.
Строят их из больших кусков льда. В нём раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. А ещё эскимосы любят охотиться и ловить рыбу.
- Посмотрите, какие животные живут на севере.(белый медведь, пингвины, полярная сова, северный олень)
- Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детей "Белые медведи"
Игра "Белые медведи"
- Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой нелегкой борьбе с льдинами.
- Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли друзей, не похожих на нас. И в память о нашей встрече осталась игра, в которую мы будем играть.
- У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.
- Давайте скажем волшебные слова....
(дети произносят волшебные слова)
- Узнали этих ребят? Из какой страны эти ребята? Из какой школы?
- Правильно, это ребята из нашей школы.
- В нашей школе учатся разные ребята: и по характеру и по национальности. Есть ребята из республики - Горный Алтай. Но все мы здесь живём одной, дружной семьёй.
- Ребята в нашей школе дружные, добрые.
- Какие ещё ребята в нашей школе (умные, смелые, веселые, трудолюбивые)
- Они приготовили для вас задание.
Задание. Разложите буквы так, чтобы получились слова. Слова очень важные, об этом мы говорили на занятии.
(дети выполняют задание на ковре)
- Давайте прочитаем, что у нас получилось. (мир и дружба)
- Почему эти слова важные? (если будет дружба, значит, и будет мир на планете)
IV. Заключительная часть.
- А вы по-настоящему дружные ребята?
- Значит, для вас неважно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто будет с вами дружить?
- А что важно для дружбы?
Игра "Что важно для дружбы"
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, он отвечает на вопрос и возвращает мяч и т.д.)
- Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках; по-разному одеваемся; выглядим по-разному; мы живём в разных уголках земного шара.
- Вы пока ещё дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства!
V. Итог.
- Вам понравилось наше занятие?
-О чем мы говорили на занятии?
- В каких странах мы нашли друзей?
- Что понравилось больше всего?
-А мне понравилось, как вы работали на занятии. Про вас можно сказать, что вы: дружные, умные, весёлые, внимательные.