Урок по теме "Русские святые в изобразительном искусстве и музыке" (4-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 4


Задача урока:

Образовательные:

  • Формировать понятие знаменный распев.
  • Познакомить с биографией и подвигами князя Александра Невского.

Развивающие:

  • Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства. На основе чувственных ощущений научить сравнивать картины, написанные в разной технике. Развивать внутренний слух и умение чувствовать музыку в картинах.

Воспитательная:

  • Воспитывать чувство прекрасного средствами изобразительного искусства и музыки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в учебном плане: 8 урок по теме "Можем ли мы услышать живопись?"

Методы: Частично - поисковые, объяснительно - иллюстративные.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер, магнитофон, ф-но.

Ход урока

Организационный момент - 2 мин.

Вход под песню " Богородице Дево, радуйся!" С.В.Рахманинова.

Музыкальное приветствие.

Подготовка к усвоению новых знаний - 13 мин.

- Где можно услышать такую музыку? (в церкви).

- Что происходит в ней? (В церкви происходит богослужение).

- Храм (церковь) - это особый дом, дом Бога. Он отличается от обычного здания тем, что над ним возвышается один или несколько куполов с крестами.

- А где можно прочитать о боге? (в библии).

- В новом завете говорится о том, что бог пришёл на землю к людям в виде человека. Как его зовут? (Иисус Христос).

- В 988 году на Руси произошло великое событие. Это событие связано с именем князя Владимира, в народе его называли "Красно солнышко". Кто знает о каком событие идёт речь? (Крещение Руси).

- С этого момента началась новая для Руси эпоха в развитии культуры, связанной с христианским мировоззрением. Русь стала наследницей и продолжательницей традиций греческой церковной культуры и музыки. Церковная музыка связана с двумя эпохами её исторического развития - до середины XYII века и после.

- Как называется песня, исполняемая в церкви? (молитва).

- Первоосновой церковной музыки является каноническое слово. Поэтому каждое песнопение - это распетая молитва. Правилам распева русские учились у греческих певцов, приехавших на Русь. Но в русской православной культуре был создан свой вариант песнопений. До XYII века церковная музыка существовала как мужское одноголосное пение. Песнопения записывались особыми знаками - крюками, или знаменами. Отсюда возникло и название знаменный распев. Знаки записывались над текстами без линеек и скорее напоминали певчим известные им распевы, а не точно обозначали высоту и ритмический рисунок мелодии.

Приложение.

- Знаменное пение не однородно. Один из типов знаменного распева "большой" знаменный распев, возникновение которого относится к XYI веку. Это уже мелодически сложный напев, богатый широкой распевностью слога (на один слог нередко приходилось свыше пятидесяти звуков). К творцам большого знаменного распева относятся знаменитые распевщики Фёдор Крестьянин (Хрестьянин) и Савва Рогов, которые были приближёнными певчими Ивана Грозного, большого знатока церковного пения. Они возглавляли одну из крупнейших школ церковного пения того времени.

- Сегодня мы с вами разучим знаменный распев.

- С принятием Христианства на Руси церковь получила от Византии богослужебный ритуал, тексты церковных песнопений в славянском переводе. А для того чтобы вести богослужения на славянском языке требовалась азбука. Её и создали равноапостольные Кирилл и Мефодий, которых называли учителями славян.

- Сейчас, когда идут споры о судьбе России, мы обращаемся к памяти великих предков, великих святых, какими являются Кирилл и Мефодий, к тому, что сделали они для России.

- Назовите ещё имена русских святых.

- Можно согласиться с утверждением древних, что жизнь, как рассказ, ценится не за длину, а за содержание. Сегодня мы вспомним имя и жизнь одного из русских святых, князя, который жил давным-давно, в XII веке.

- Кто это? (Александр Невский).

- Почему его так называют? (за победу над шведами на реке Неве).

- В конце XIII века во Владимиро-Суздальской Руси неизвестным автором, лично знавшим князя, была написана "Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра", из которой мы узнаём, что "сей князь родился то отца милосердного и человеколюбивого, и более всего - кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии 30 мая 1220 года в городе Переяславле - Залесском, где княжил его отец". Александр Невский был небольшого роста, но большого ума, большой физической силы и выносливости. Он великолепно владел мечом и копьём, цепко держался на коне, стойко переносил тяжкие конные и пешие переходы. Имел талант полководца. Рано научившись грамоте, он много читал по - древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тёзки своего Александра Македонского. Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240года над шведским отрядом, за что стал называться Невским. А 5 апреля 1242 года он победил немецких рыцарей Ливонского ордена. Это сражение вошло в историю как Ледовое побоище. Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом - монголо - татарами. В течении двадцати лет после Ледового побоища князь Александр Ярославович терпеливо налаживал отношения с Ордой, её ханами. В 1262 году Александр Невский лично отправился с дарами в Орду, чтобы умилостивить хана Берке. По дороге домой, в город Владимир, он занемог и 14 ноября 1263 года в городе Городце скончался. Тело его было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы. Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, а в 1380 году после победы над ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра Невского, православная церковь канонизировала его. Именно в это время открыли гробницу и увидели, что тело Александра осталось нетленным после 117-летнего пребывания в земле.

- В 1724 году царь Пётр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра), а в1725 году был учреждён орден Александра Невского - один из высших наград России, существовавших до 1917 года. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учреждён советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. За годы войны им было награждено более 42 тысяч человек.

Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражения в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих "Александр Невский".

- Эту картину Павел Дмитриевич Корин писал в дни Великой Отечественной войны, в 1942-43 годах, в полутёмной мастерской с забитыми окнами, куда еле проникал свет, писал с мыслью о величии и душевной красоте русского народа.

- Ледовому побоищу посвятил свою картину В.Серов "Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища",

- Н .Зиновьев " Ледовое побоище".

- Чем отличаются эти картины? (техникой написания)

- Этому историческому событию посвящён кинофильм "Александр Невский" режиссёра Сергея Эйзенштейна, созданный в 1938 году. Роль Александра Невского в фильме сыграл Николай Черкасов, а музыку к фильму написал композитор Сергей Прокофьев,

- На основе музыки кинофильма С.С.Прокофьев создал кантату "Александр Невский" для соло, смешанного хора и оркестра. В кантате 7 частей. Мы послушаем 4 часть кантаты, а вы подумайте, какие кадры из фильма вы себе представили? (Слушание 4 части кантаты).

- Какими средствами композитор показывает Древнюю Русь? (колокола).

- Так биография князя Александра Невского отразилась в разных произведениях искусства. Роль и значение этого образа трудно переоценить. Как писал историк С.Соловьёв, "Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского".

-Всё в жизни начинается с малого: первый шаг, первое слово, первая книга, первый наставник. И хорошо, что встречаются добрые, умные люди, которые помогают сделать первый шаг, произнести первое слово, прочитать первую книгу. Ими богата наша русская земля.

- Спасибо за урок.