Организация воспитательно-образовательного процесса ДОУ в летний период

Разделы: Работа с дошкольниками


С каждым годом дети все чаще остаются летом в городе. Анализ посещаемости детьми дошкольного образовательного учреждения в летний период показал тенденцию роста численности дошкольников остающихся в городе (например: в 2005-2006 гг. в летний период количество воспитанников в ДОУ 109 человек; в 2007-2008 гг. в летние месяцы количество воспитанников - 154).

Желание сделать пребывание детей летом в детском саду интересным и непринужденным привело педагогический коллектив к использованию проектного метода организации воспитательно-образовательного процесса с увеличением времени нахождения детей на свежем воздухе и осуществлением физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Проведение мероприятий с детьми в летний период регламентируют нормативные документы:

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89);
  • Конституция РФ от 12.12.93 (ст. 38, 41, 42, 43);
  • Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.);
  • Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 677 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (с изм. и доп.);
  • Приказ от 16.07.02 Минобразования России № 2715, Минздрава России № 227, Госкомспорта России № 166, Российской академии образования № 19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации";
  • Приказ Минздрава России от 04.04.03 № 139 "Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений" (вместе с "Рекомендуемым перечнем оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений");
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.03; Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках (утв. Минпросвещения РСФСР 30.08.55);
  • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой (М. 2007);
  • Программа обучения и воспитания детей с ОНР под редакцией Г.В. Филичевой, Г.Н. Чиркиной;
  • Годовой план ГДОУ ЦРР.

ГДОУ является бюджетным учреждением, подведомственным УКДУОС СО РАН.

ГДОУ обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет. Длительность пребывания детей в ГДОУ составляет 12 часов. В ГДОУ №477 функционирует 12 групп, из них 4 группы детей ясельного возраста, 6 групп детей дошкольного возраста и 2 группы детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Система работы с кадрами в ГДОУ включает организационно-педагогический блок и методическую работу. В Центре развития ребенка работают специалисты: педагог-психолог, учителя-логопеды, инструкторы по физкультуре и плаванию, музыкальный руководитель, врач и медицинские сестры. Методическую работу с кадрами организует методическая служба дошкольного образовательного учреждения, в которую помимо заведующей, заместителя заведующей по методической работе, старшего воспитателя входят все специалисты.

Содержание воспитания и образования определяется программами:

  • "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой; "Программа обучения и воспитания детей с ОНР" под редакцией Г.В. Филичевой, Г.Н. Чиркиной.
  • Приоритетными направлениями развития в дошкольном образовательном учреждении являются: здоровьесберегающее направление, экологическое воспитание, коррекция отклонений в речевом развитии ребенка и музыкальное развитие.
  • В летний период времени комплектование групп ГДОУ ЦРР осуществляется на основании списочного состава детей, остающихся в учреждении на данный период и определяется по смешанно - возрастному принципу.

Лето представляет большие возможности для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, развития их познавательного интереса и экологической культуры. Желание сделать пребывание детей летом в детском саду интересным и непринужденным привело педагогический коллектив к созданию педагогического проекта организации воспитательно-образовательного процесса с увеличением времени нахождения детей на свежем воздухе и осуществлением физкультурно-оздоровительных мероприятий. Целью воспитательно-образовательного процесса является обеспечение возложенных на ДОУ задач по оказанию помощи семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране, укреплению их физического и психического здоровья, гармоничного развития личности в летний период. Задачи воспитательно-образовательного процесса: 1) создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма; 2) реализовать систему мероприятий, направленную на оздоровление и физическое развитие детей, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков; 3) стимулировать развитие самостоятельности и ответственности; 4) развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки; 5) формировать у детей представления о неживой природе через поисково-исследовательскую деятельность; 6) осуществить педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период; 7) развивать у детей связную речь с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; 8) способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку; 9) способствовать развитию у детей основных видов игровой деятельности.

Участниками проекта явились дети дошкольного возраста, воспитатели групп, старший воспитатель, инструкторы по физическому воспитанию, по плаванию, музыкальные руководители, учителя-логопеды, педагог-психолог, родители воспитанников.

Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период ГДОУ ЦРР имеет следующую структуру. Для каждой группы составляется план понедельных мероприятий. Каждая неделя каждого месяца проходит под своим названием и включает в себя определенное количество тематических дней, что доставляет особую радость воспитанникам. Содержание работы распределено по линиям развития. Представленные названия недель и дней являются примерными и вместе с перечнем занятий могут меняться, дополняться в каждом конкретном дошкольном учреждении.

Например, план воспитательно-образовательной работы на август проходит под темой "Ребенок в мире людей". Вторая неделя августа носит название "неделя города". Понедельник: "Мой Новосибирск", данная тематика включает беседы с детьми по истории родного города, чтение и заучивание стихотворений, рисование "по сырому" - "Город после дождя". Вторник: "Знакомство с Академгородком", предусматривает беседу с детьми, составление плана микрорайона, коллективную работу - макет детского сада Среда: "Достопримечательности Новосибирска", включает рассматривание фотоиллюстраций Новосибирска, конструирование из коробочек "Детское царство - государство. Четверг: "Моя улица", предполагает беседу об улицах города, лепку "Моя улица". Пятница: "Мой Новосибирск". Содержание темы дня предполагает проведение викторины "Я люблю тебя мой милый город", а также составление творческих рассказов на тему " Город в котором я хотел бы жить", изготовление подарков родному городу из разного вида материалов по замыслу. В течении всей недели предусматривается проведение подвижных игр "Палочка - выручалочка", "Городок", "Воробышки и автомобиль". Заучивание стихотворений, слушание песен о родном городе. Завершается неделя выставкой подарков для родного города, выполненных детьми.

Отдельно на летний период планируется физкультурно-оздоровительная работа с обязательным выполнением всех необходимых требований в зависимости от возраста детей. Организационно-методическая работа планируется на каждый месяц лета и традиционно включает в себя тематические консультации педагогов, семинары, практикумы, оперативный контроль.

Результаты реализации проекта организации воспитательно-образовательной работы ГДОУ в летний период оценивались по логической структуре с позиций востребованности, функциональности и разносторонней эффективности.

В детском саду создано образовательное пространство ДОУ, которое усовершенствовано новыми эффективными педагогическими системами, моделями и средствами для реализации индивидуальных способностей всех участников педагогического процесса.

Четкое распределение обязанностей между участниками проекта и грамотная координация их действий обеспечило эффективную работу системы эстетического и художественного сопровождения ребенка, развитие которого идет в здоровьесберегающей среде.

Анализ трехлетней работы с включением метода проекта в систему управления нашего ДОУ показал его педагогическую ценность. Она исподволь, ненавязчиво провоцирует внутреннюю потребность в овладении педагогическим менеджментом, необходимость работать в команде, масштабно использовать управленческие умения, что в свою очередь развивает потенциал, личностные качества и профессиональную активность.

В результате наблюдается рост профессионализма, квалификации и коммуникативной компетентности, что влечет за собой личностное развитие педагогов и воспитанников, социальную активность родителей.

Работа в такой системе позволила повысить престиж ГДОУ, обеспечить развитие индивидуальных возможностей и способностей детей, создать психологический комфорт во время пребывания в ДОУ.

В целом можно отметить, что реализация данного проекта позволяет не только грамотно спланировать и организовать работу всего коллектива в летний период, но и реформировать содержание образования, переход ДОУ на новый план воспитательно-образовательной работы в летнее время, а так же создать гибкую систему управления ДОУ через ее дифференциацию и оптимизацию.

Приложение.