Цель: познакомить учащихся с понятиями спор и конфликт, с правилами предупреждения конфликтов; развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
Ход классного часа
Проведение игры "Счет до 10".
Кто-то один, не договариваясь, начинает счет после старта, нельзя говорить вместе. Если какое-то число назвали одновременно два или более человек - счет начинаем заново.
Обсуждение своего поведения во время игры.
Сколько попыток понадобилось, что бы сосчитать до десяти? (обычно от 4 до 7 попыток)
Каким образом вы вели себя во время счета? (возник спор: Кто начинает счет? Кто выскакивает вперед или говорит одновременно? и т.п.)
В каком случае данный спор мог перерасти в конфликтную ситуацию? (если бы не уступили друг другу или кто-то не сдержал своих эмоций и т.д.)
Объявление темы.
Работа в группах.
Класс делится на три группы. Каждая группа обсуждает, что такое спор и что такое конфликт.
Обсуждение результатов работы.
По одному представителю от группы на доске записывают свои результаты, выводят общее понятие спора и конфликта, сравнивают их с понятиями, которые предлагает учитель (смотри приложение № 1)
Работа в группах.
Обсуждение конфликтных ситуаций. Вспомнить случаи из своего жизненного опыта. В группе каждый должен высказаться по проблеме и найти пути решения конфликта. В помощь предлагается памятка с основными структурными элементами конфликта (смотри приложение № 2).
Первая группа: ученик - ученик (например, ситуация, когда один из учеников по ходу спора выбросил учебник другого ученика в мусорное ведро).
Вторая группа: ученик - учитель (например, учитель, после нескольких замечаний ученику выставил оценку за поведение в учебный журнал).
Третья группа: ученик - родитель (например, ученик был ударником - стал троечником, родители запретили ходить на улицу гулять).
Обсуждение результатов работы.
Каждая группа по очереди раскрывает свою ситуацию и предлагает пути выхода из конфликта. Учащиеся высказывают свое мнение.
Почему возникают конфликты? (причины: Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях. Все люди разные. Частные: связаны с конкретными видами конфликтов)
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации.
Ответить на предлагаемые вопросы (смотри приложение № 3). Сразу же обработать результаты (смотри приложение № 4) и соотнести их с самооценкой своего поведения. Обсуждение результатов по желанию.
Специальные правила предупреждения конфликтов.
Каким образом можно предотвратить конфликт?
Правила предупреждения конфликтов (смотри приложение № 5).
Заключение.
Классный руководитель благодарит присутствующих за работу, намечает пути дальнейшего сотрудничества - приглашение школьного психолога для беседы о психологической защите и проведение классного часа, посвященного практике культуры общения, где учащиеся учатся разрешать конфликты.