Урок-игра "Основные классы неорганических соединений"

Разделы: Химия


Цель: обобщение и закрепление знаний в основных классах неорганических соединений.

Оборудование и реактивы:

  • Презентация, экран.
  • Растворы в пробирках под номерами 1,2,3.- вода, раствор серной кислоты и гидроксида натрия. Индикаторы - фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.
  • Задания для девяти конкурсов.
  • Таблица для учета результатов.

Подготовка к уроку:

1. Составление заданий для конкурсов:

Конкурс I - Определения: оксиды, основания, кислоты, соли.

Конкус II, III - Классификация и номенклатура сложных неорганических веществ.

Конкурс IV - Качественные реакции на кислоты, щелочи.

Кокурс V - Составление формул кислот, солей, оснований, оксидов.

Конкус VI - Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований.

Кокурс VII - Химические свойства основных и кислотных оксидов.

Кокурс VIII - Химические свойства кислот.

Кокурс IX - Химические свойства солей.

2. Создание презентации с заданиями и верными ответами.

3. Подготовка 5 консультантов - старшеклассников для проверки выполнения заданий и учета результатов соревнования между командами.

4.Оформление доски. 4 таблицы для учета результатов соревнования каждому консультанту и общую таблицу.

5. Приготовление реактивов и призов.

6. Деление класса на 4 команды (жеребьевка).

7. За неделю до урока, объявление темы и вопросов для повторения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

  • цель урока;
  • правила игры;
  • представление классу ведущего и консультантов.

2. Ведущий после подведения итогов каждого конкурса показывает слайд с верными ответами, указывает время и правила оценки следующего конкурса.

3. Консультанты проверяют задания каждого конкурса, записывают результаты в таблицу на доске.

4. Ведущий объявляет общие результаты.

5. Учитель анализирует деятельность каждой команды, вручает призы.

Конкурс I. Вставьте пропущенное слово. (1)

Оксиды - это ....... вещества, состоящие из элементов, один из которых - ........ со степенью окисления ..... ...

Общая формула оксидов _________________________

Основания - это ....... вещества, состоящие из ионов ........ и связанных с ними одного или нескольких .........-.....

Общая формула оснований ____________________________________

Кислоты - это ....... вещества, молекулы которых состоят из атомов ....... и .......... ........

Общая формула кислот __________________________________________

Соли - это .... вещества, состоящие из ионов ......... и .......... .......

Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ....... на ионы ........

Общая формула солей ______________________________________________________

Конкурс I_ Поиграйте в "крестики-нолики". (1)

Покажите выигрышный путь, который составляют формулы:

а) оксидов

HCl NaOH SO2
O2 Al2O3 H2O2
FeO H2SO4 NaBr

б) оснований

NaOH K2SO4 Na2O
Na2O KOH H2SO4
NaCl H2O Cu(OH)2

в) кислот

H2SO4 Cu(NO3)2 Fe(NO3)2
HNO3 CuO FeO
H3PO4 Cu(OH)2 FeCl2

г) солей

ZnO Zn(OH2) SO2
ZnCL2 Hg(NO3)2 Ca3(PO4)2
Br(OH)2 P2O5 H3PO4

Конкурс I__. "Третий лишний". (2)

Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.

1) Fe(OH)2, NaOH, Cu(OH)2

2) HNO3 , H2SO4 , HCl

3) CaO, SO2, BaO

4) H24, HNO3, H23

Конкурс IV. "Экспертиза". (2)

При помощи одного индикатора докажите в каких пробирках содержатся растворы: гидроксида натрия, воды, серной кислоты.

Конкурс V. " Рассыпанные формулы". (2)

Из цифр и химических знаков, находящихся в конверте, сложить формулы оксида, основания, кислоты, соли.

Na, Cl, 2, 2, 2, 3, 4, О, О, О, Н, Н, ), (, S, Ba, Fe.

Ответ: Na2O; Fe(OH)3 ; H2SO4; BaCl2;

Конкурс VI. Восстановите формулы веществ.

Впишите вместо многоточий формулы веществ в уравнениях реакций.

1. 2Fe(OH)3 = ::: + H2O

2. Ba(OH)2 + ::: = BaCl2 + 2H2O

3 ::: +CO2 = CaCO3 + H2O

4 :::.. + CuSO4 = Cu(OH)2 +Na2SO4

5. Fe(OH)2 + ::: =Fe(NO3)2 + 2H2O

Конкурс VI_. " Блиц" (2)

Командам выдают карточки с цифрами 1,2,3. Ответы на вопросы ученики дают, поднимая карточки с соответствующей цифрой. Вопросы читает ведущий.

Какое из перечисленных утверждений не характерно для оксидов щелочных металлов?

1. Растворяются в воде; 2. взаимодействуют с основаниями; 3. взаимодействуют с кислотными оксидами.

2. В какой паре вещества не могут реагировать между собой?

1. оксид серы (IV) и вода; 2 оксид фосфор а (V)и серная кислота; 3.Оксид кальция и углекислый газ.

3. Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для основных оксидов?

1. с кислотами; 2.с основаниями; 3. с кислотными оксидами.

4. Негашенная известь-это:

1. гидроксид кальция. 2. серная кислота. 3. оксид кальция.

5. Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для кислотных оксидов?

1. с кислотами; 2. с основаниями; 3. с основными оксидам.

Конкурс VI__. "Кто быстрее".

Даны вещества: Zn, Cu, SO2, CuO, NaOH, BaCl2, H2SO4.

Какие из них будут взаимодействовать между собой. Составьте за одну минуту как можно больше уравнений.

Конкурс IX.

Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название металла:

а) Fe2(SO4)3 + 6KOH = ____________________________________________________________________K

б) KNO3 + NaOH = ______________________________________________________________________C

в) (NH4)2SO4 + LiOH =____________________________________________ A

г) Fe(NO3)2 + HCl = _______________________________________________E

д) Fe + CuSO4 = _______________________________________________ Л

е) NaCl + AgNO3 = _______________________________________________И

ж) BaCl2 + HNO3 = _____________________________________________________________________ А

з) Na2SiO3 + 2HCl =________________________________________________Й

Литература.

  1. Габриелян О.С., Вашукова А.В. Химия к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа. М.2009.
  2. Здешнева Т.Ф., Марзабаева М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений: 8 класс. -М: Чистые пруды, 2006.-32с.
  3. Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы. Учитель. 2003.
  4. Рогожников С.И. Все о химических элементах. Санкт - Петербург. "Химия" 1996.
  5. Штремплер Г.И. Химия на досуге. М. Просвещение 1996.

Приложение.