Цель: обобщение и закрепление знаний в основных классах неорганических соединений.
Оборудование и реактивы:
- Презентация, экран.
- Растворы в пробирках под номерами 1,2,3.- вода, раствор серной кислоты и гидроксида натрия. Индикаторы - фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.
- Задания для девяти конкурсов.
- Таблица для учета результатов.
Подготовка к уроку:
1. Составление заданий для конкурсов:
Конкурс I - Определения: оксиды, основания, кислоты, соли.
Конкус II, III - Классификация и номенклатура сложных неорганических веществ.
Конкурс IV - Качественные реакции на кислоты, щелочи.
Кокурс V - Составление формул кислот, солей, оснований, оксидов.
Конкус VI - Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований.
Кокурс VII - Химические свойства основных и кислотных оксидов.
Кокурс VIII - Химические свойства кислот.
Кокурс IX - Химические свойства солей.
2. Создание презентации с заданиями и верными ответами.
3. Подготовка 5 консультантов - старшеклассников для проверки выполнения заданий и учета результатов соревнования между командами.
4.Оформление доски. 4 таблицы для учета результатов соревнования каждому консультанту и общую таблицу.
5. Приготовление реактивов и призов.
6. Деление класса на 4 команды (жеребьевка).
7. За неделю до урока, объявление темы и вопросов для повторения.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
- цель урока;
- правила игры;
- представление классу ведущего и консультантов.
2. Ведущий после подведения итогов каждого конкурса показывает слайд с верными ответами, указывает время и правила оценки следующего конкурса.
3. Консультанты проверяют задания каждого конкурса, записывают результаты в таблицу на доске.
4. Ведущий объявляет общие результаты.
5. Учитель анализирует деятельность каждой команды, вручает призы.
Конкурс I. Вставьте пропущенное слово. (1)
Оксиды - это ....... вещества, состоящие из элементов, один из которых - ........ со степенью окисления ..... ...
Общая формула оксидов _________________________
Основания - это ....... вещества, состоящие из ионов ........ и связанных с ними одного или нескольких .........-.....
Общая формула оснований ____________________________________
Кислоты - это ....... вещества, молекулы которых состоят из атомов ....... и .......... ........
Общая формула кислот __________________________________________
Соли - это .... вещества, состоящие из ионов ......... и .......... .......
Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ....... на ионы ........
Общая формула солей ______________________________________________________
Конкурс I_ Поиграйте в "крестики-нолики". (1)
Покажите выигрышный путь, который составляют формулы:
а) оксидов
HCl | NaOH | SO2 |
O2 | Al2O3 | H2O2 |
FeO | H2SO4 | NaBr |
б) оснований
NaOH | K2SO4 | Na2O |
Na2O | KOH | H2SO4 |
NaCl | H2O | Cu(OH)2 |
в) кислот
H2SO4 | Cu(NO3)2 | Fe(NO3)2 |
HNO3 | CuO | FeO |
H3PO4 | Cu(OH)2 | FeCl2 |
г) солей
ZnO | Zn(OH2) | SO2 |
ZnCL2 | Hg(NO3)2 | Ca3(PO4)2 |
Br(OH)2 | P2O5 | H3PO4 |
Конкурс I__. "Третий лишний". (2)
Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.
1) Fe(OH)2, NaOH, Cu(OH)2
2) HNO3 , H2SO4 , HCl
3) CaO, SO2, BaO
4) H2SО4, HNO3, H2CО3
Конкурс IV. "Экспертиза". (2)
При помощи одного индикатора докажите в каких пробирках содержатся растворы: гидроксида натрия, воды, серной кислоты.
Конкурс V. " Рассыпанные формулы". (2)
Из цифр и химических знаков, находящихся в конверте, сложить формулы оксида, основания, кислоты, соли.
Na, Cl, 2, 2, 2, 3, 4, О, О, О, Н, Н, ), (, S, Ba, Fe.
Ответ: Na2O; Fe(OH)3 ; H2SO4; BaCl2;
Конкурс VI. Восстановите формулы веществ.
Впишите вместо многоточий формулы веществ в уравнениях реакций.
1. 2Fe(OH)3 = ::: + H2O
2. Ba(OH)2 + ::: = BaCl2 + 2H2O
3 ::: +CO2 = CaCO3 + H2O
4 :::.. + CuSO4 = Cu(OH)2 +Na2SO4
5. Fe(OH)2 + ::: =Fe(NO3)2 + 2H2O
Конкурс VI_. " Блиц" (2)
Командам выдают карточки с цифрами 1,2,3. Ответы на вопросы ученики дают, поднимая карточки с соответствующей цифрой. Вопросы читает ведущий.
Какое из перечисленных утверждений не характерно для оксидов щелочных металлов?
1. Растворяются в воде; 2. взаимодействуют с основаниями; 3. взаимодействуют с кислотными оксидами.
2. В какой паре вещества не могут реагировать между собой?
1. оксид серы (IV) и вода; 2 оксид фосфор а (V)и серная кислота; 3.Оксид кальция и углекислый газ.
3. Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для основных оксидов?
1. с кислотами; 2.с основаниями; 3. с кислотными оксидами.
4. Негашенная известь-это:
1. гидроксид кальция. 2. серная кислота. 3. оксид кальция.
5. Какое из перечисленных взаимодействий не характерно для кислотных оксидов?
1. с кислотами; 2. с основаниями; 3. с основными оксидам.
Конкурс VI__. "Кто быстрее".
Даны вещества: Zn, Cu, SO2, CuO, NaOH, BaCl2, H2SO4.
Какие из них будут взаимодействовать между собой. Составьте за одну минуту как можно больше уравнений.
Конкурс IX.
Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название металла:
а) Fe2(SO4)3 + 6KOH = ____________________________________________________________________K
б) KNO3 + NaOH = ______________________________________________________________________C
в) (NH4)2SO4 + LiOH =____________________________________________ A
г) Fe(NO3)2 + HCl = _______________________________________________E
д) Fe + CuSO4 = _______________________________________________ Л
е) NaCl + AgNO3 = _______________________________________________И
ж) BaCl2 + HNO3 = _____________________________________________________________________ А
з) Na2SiO3 + 2HCl =________________________________________________Й
Литература.
- Габриелян О.С., Вашукова А.В. Химия к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа. М.2009.
- Здешнева Т.Ф., Марзабаева М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений: 8 класс. -М: Чистые пруды, 2006.-32с.
- Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы. Учитель. 2003.
- Рогожников С.И. Все о химических элементах. Санкт - Петербург. "Химия" 1996.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге. М. Просвещение 1996.