Цели:
- создать условия для осмысления учебной информации, используя прием проектного обучения и игровой деятельности;
- создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком;
- способствовать формированию умений: выдвигать гипотезу и обосновывать ее в процессе анализа учебной информации, оформлять результаты работы, рецензировать творческую работу одноклассника;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.
Оборудование:
- Учебник "Мир вокруг нас" 4 класс, А.А. Плешаков;
- Волшебный сундучок с заданиями для групп;
- Карточки с дополнительной информацией;
- Модели: завода, лесополосы, домов, стрелки;
- Таблички с названиями отделов;
- Инструкции каждой группе;
- Картинка с изображением сороки.
Ход урока
I. Запуск проекта:
Парты в классе расставлены так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на 3 группы.
На партах стоят таблички: "Отдел охраны зверей", "Отдел охраны птиц", "Отдел охраны растений".
Дети рассаживаются по желанию, формируя команды.
- Ребята, в какой большой зоне мы побывали на последних уроках? (Леса России)
- Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в этом разделе.
- Прочитайте тему урока с доски: "Будь природе другом".
- Когда человека можно назвать настоящим другом природы?
- Зачем человеку нужно охранять природу?
- Сегодня вам придется самостоятельно составить "Свод законов о природопользовании" каждой группе по своему отделу и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.
II. Планирование работы:
- Работать будем в группах. Выберите лидера группы::..
- К нам на урок прилетела помощница, угадайте, как ее зовут:
Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась - и в лес.
(сорока)
На доске появляется картинка с изображением сороки.
- Сорока из леса принесла волшебный сундучок. Что в нем?
(Учитель открывает сундучок)
- Здесь задания для каждой группы. Лидеры, получите задания и инструкцию по их выполнению.
Задание № 1
Задание № 2 (в конвертах) (Приложение 1)
Задание № 3
- Ребята, сможете ли сразу выполнить задания?
- Что вам понадобиться для этого?
(учитель раздает альбомные листы, ножницы, фломастеры).
- А еще помощница - сорока принесла дополнительную информацию каждой группе. Открываем сундучок:
Информация для групп № 1, № 2, № 3. (Приложение 2)
- Внимательно рассмотрите, прочитайте информацию. Сколько времени вам понадобиться? (15 минут)
III. Определение уровня готовности к поисковой работе.
- Дети, прочитайте еще внимательнее ваше задание.
Учитель подходит к каждой группе.
Учащиеся вместе с учителем определяют конечный результат деятельности.
Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий.
IV. Выполнение проекта:
Дети знакомятся с источником информации, отбирают главное содержание, анализируют информацию, формируют гипотезы, предлагают варианты решения проблемы.
Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
V. Игра "Где разместить завод?"
На доске модели завода, лесополосы, домов, стрелка с направлением ветра.
Задание: выйти к доске и правильно разместить завод, чтобы в атмосфере города как можно меньше было загрязняющих веществ.
VI. Оформление результатов работы.
Дети в группах проговаривают правила защиты, готовят отвечающего, рисуют знак или знаки.
Учитель оказывает помощь.
VII. Защита проекта.
Дети защищают свой проект, вывешивают знаки.
Сорока их внимательно слушает и помогает рецензировать работу.
Она благодарит все и дарит на прощание стихотворение:
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Я. Аким
VIII. Итог. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите еще раз на знаки и скажите, какое решение вы приняли для себя по отношению к растениям и животным?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему каждый из вас научился сегодня?
- Какое главное дело вы сделали?