Урок обучения грамоты по теме "Звук [а], буквы [а, я]

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • познакомить детей с разнообразием цветов, со значением цветов в жизни человека;
  • развивать речь и творческие способности учащихся;
  • воспитывать доброту, отзывчивость и чувство прекрасного.

Оборудование:

  • Проектор, экран, компьютер.
  • Слайдовая презентация к уроку.
  • Иллюстрации с пейзажами леса, луга, поля, подоконника с цветком, склона горы.
  • Карточки для игры "Четвертый лишний".
  • Клей, заготовки цветочных клумб, файлы с изготовленными цветами.
  • Стенд.

Ход урока

1. Организация класса.

Эмоциональный настрой:

-Настроенье каково!

-Во!

-Все такого мнения!

-Все без исключения!

-Может Вы уже устали?

-Мы с собой таких не брали!

-Может ляжем отдохнём?

-Лучше мы урок начнём!

2. Сообщение темы.

- Хоть на улице стоит холодная зима, все кругом белым - бело, но мы будем сегодня вспоминать о прекрасном лете, у нас с вами пойдет разговор о прекрасном царстве цветов.

- Итак, мы отправляемся сейчас в путешествие по царству Флоры, по царству цветущих растений. СЛАЙД 1

Фильм "Вальс цветов"

Какие цветы вы увидели?

Какое настроение у вас вызывают цветы?

Подберите слова, которые подчеркнут красоту цветов

Обобщение: Цветы - одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота!

- Где вы встречали цветы?

Цветы растут в поле,

На лугу,

На склонах гор,

В водоеме,

В лесу

В горах

На подоконнике

- Правильно, ребята. Цветы растут повсюду, даже в нашем классе. У нас есть девочка, которая имеет цветочное имя. Она сейчас расскажет о нем.

Проект Таировой Азалии.

Меня зовут Азалия. Я узнала, что мое имя означает цветущий куст. Мне очень стало интересно узнать, что это за куст.

Оказалось, что у нас в городе он растет только в цветочных магазинах. Когда я увидела его, я была в восторге. Он такой яркий, красивый. Мне захотелось, чтоб этот цветок рос у меня дома. Мама любезно согласилась мне его купить.

Но чтобы за ним ухаживать, я должна была исследовать всю информацию. Мы с Натальей Сергеевной нашли все инструкции по уходу за моим цветком. Я узнала, что лучшая почва для азалий - это хвойная земля. Такая почва хорошо проветривается и не задерживает лишней сырости. У азалий поверхностная корневая система, поэтому горшки для них должны быть не слишком глубокие, а скорее широкие. Я и пересадила цветок в широкий горшок. Надо азалию содержать в прохладных условиях . Освещение должно быть ярким, но не должно быть прямых солнечных лучей. Почва должна быть все время влажной, для полива используют только мягкую воду. От пересушки азалии теряют не только цветки, но и листья. Нуждается в очень высокой влажности воздуха. Поэтому ее надо опрыскивать, но из очень мелкого пульверизатора, так как от капель могут появиться пятна на листьях.

Сейчас я ухаживаю за своим цветком и жду не дождусь первых цветочков.

Обобщение: Словно от прикосновения доброй волшебницы расцветают весной лес и поле. Не только деревья покрыты цветами, и под деревьями все цветет; и зелень лугов украшают пестрые цветы. На горных склонах можно встретить голубые и желтые ирисы, бело-розовые цветки шиповника. И как все это красиво!!! Но не всегда приходится этим любоваться. Грустно? А оказывается, удивительное рядом. Так, где же оно?

3. Работа по темы.

Перед нами кроссворд. Отгадав загадки, вы сможете открыть каждое слово в нем и узнать ключевое слова нашего урока. СЛАЙД 2

Загадки:

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Ответ (колокольчики)

Белые горошки на зелёной ножке.
Ответ (ландыш)

Золотой и молодой
За неделю стал седой (одуванчик).

Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный... (мак)

Мак - неженка. Быстро осыпаются его крупные лепестки. В Древнем Риме мак был священным цветком бога сна Морфея.

Бархатные лепесточки
На цветочке.

Если погладить руками кусочек бархата и лепестки бархатцев, то ощущение будет совершенно одинаковое. Поэтому эти растения называются "бархатцы".  

С неба звездочка упала,
На земле цветочком стала.

Название "астра" означает "звезда". Есть легенда, что этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды.

4. Физкультминутка.

1, 2, 3 - выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетел,
Стебелёчки покачал -
Вправо качнулись - низко пригнулись,
Влево качнулись - низко пригнулись.
Ветерок, улетай, ты цветочки не ломай!
Пусть они цветут, растут -
Детям радости несут!

Прочитайте слово, которое у нас получилось. (Клумба.)

- Что такое клумба? (Это приподнятый цветник виде замкнутой формы) СЛАЙДЫ 3

Люди устраивают клумбы, чтобы украсить свои сады, улицы, парки, города. (Показ фотографий с клумбами города.) Это целое творчество, какой только формы не придумывают люди клумбы. Миша встречал клумбу в форме осьминога и даже сочинил о ней стихотворение. СЛАЙД 4

Много времени отнимают цветы, ведь за ними нужно ухаживать. Но все это не напрасно, потому что цветы - лучшее украшение.

- Какие еще цветы растут на клумбе?

Гладиолус

- У гладиолуса вид торжественный, величавый. А его название означает "небольшой меч". Как вы думаете, почему?

Космея

Название "космея" в переводе означает "украшение".

Календула - ноготки

Рассмотрите плоды календулы. На что они похожи? Вот почему у календулы есть еще одно название - ноготки.

Петунья

Петунии дарят яркие душистые каскады цветков всех оттенков радуги с начала лета до морозов.

Пион

Пион - лекарственное растение. Названо оно по имени Пеона -древнегреческого врача, который исцелял богов.

Нарцисс.

Давным-давно в Греции жил прекрасный юноша Нарцисс. Он любовался своей красотой, за что боги его наказали. До конца своих дней Нарцисс был обречён любоваться своим отражением в пруду.

Анютины глазки.

Раньше это было лесное растение. Немцы называют этот цветок мачехой. По-другому этот цветок называется трёхцветная фиалка.

И многие другие.

- Ребята, а вы узнайте дома, у родителей, какие еще цветы высаживаются на клумбу.

5. Краеведение.

- Вы увидели много цветов. Но в наших северных краях не все они могут расти, им не хватает тепла, почва не та:.

- Узнайте цветы, которые растут на наших клумбах.

6. Игра "Четвертый лишний".

Анютины глазки клевер - кактус - одуванчик.

Роза, пион, петунья, василек

Мак, бархатцы, гвоздика, пион

Взаимопроверка.

На клумбах нашего города чаще всего вы встретите именно эти цветы: петунью, бархатцы, анютины глазки.

Практическая работа. СЛАЙД 5

- На кружке вы с Натальей Васильевной "выращивали" цветы. А сейчас каждый из вас высадит свои цветы на свою клумбу.

Слово Натальи Васильевне.

План:

Перед собой положим клумбу.

Из файла достанем цветы

Выберем цветы какие будем "высаживать" нам клумбу.

Приложим.

Намажем клеем цветок.

Приклеим его.

Выставка готовых работ

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали! У нас получились очень красивые праздничные клумбы!

Заключительная часть. СЛАЙД 6

Как прекрасны все цветы,
А со мной согласен ты?

Итак, завершился наш разговор о цветах.

- Какие цветы растут на клумбе?

- А для чего люди делают клумбы?

Цветы на клумбе.

Красота

Хорошее настроение

Чистый воздух

Здоровье человека

7. Итог урока. СЛАЙД 7.

Молодцы! Вот как много вы знаете о цветах! Сегодня мы с вами путешествовали в страну цветов. Ребята, цветы - это прекрасная, чудесная часть природы. Так давайте же защищать красоту нашей Матушки-земли!

Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

- Ребята, давайте друг другу улыбнемся, покажем и цветам, и ребятам, и гостям свое доброе лицо. Спасибо за урок.