ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- обобщить и закрепить изученное по теме;
- отработать навыки определения однородных членов в предложении и расстановки знаков препинания при них;
- формировать навыки составления предложений с однородными членами;
- повторить учебные действия учащихся по применению полученных знаний в ходе практической работы (синтаксический разбор простого предложения);
- совершенствовать навыки лексического анализа, отрабатывать на письме орфографические и пунктуационные правила;
- формировать умение наблюдать за родной природой, относиться к ней с пониманием и уважением;
- воспевать в учениках доброжелательность, коллективизм, учить помогать друг другу;
- развивать творческие способности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация;
- фрагменты мультипликационного фильма "Серая Шейка";
- раздаточный материал.
Ход урока
Переключение слайдов производит учитель с помощью маркера для интерактивной доски
Слайд 1
I. Приветствие. Организационный момент.
В тетрадях число, классная работа.
Ноябрь:уже конец осени:А какой красивой, тёплой, золотой она была совсем недавно, поэтому жаль расставаться с ней.
Заставка.
На днях, возвращаясь из театра, из окна автобуса мы увидели, что Запрудка затягивается льдом, появляются полыньи. Всё это напомнило одну грустную, но красивую сказку "Серая Шейка". Её автор - Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, замечательный русский писатель.
Портрет. Слайд 2
Я даже нашла мультипликационный фильм, снятый по этому произведению в 1968 году, 40 лет назад, с удовольствием посмотрела его и решила вам напомнить эту историю.
Фрагмент фильма. Слайд 3
II. Мы ещё вернёмся к фильму и не прощаемся с героями.
Пусть они станут и героями нашего урока, помогут нам повторить и обобщить знания по теме "Синтаксис простого предложения".
Тема урока
В тетради. Слайд 4
- Кого из героев сказки вы вспомнили?
Мама Утка, Старый Селезень,
Заяц, Серая Шейка, Лиса
Представим себе, что они вдруг сошли с экрана и сели за парты в 5А классе. Что могли бы спросить они, если бы вдруг очутились у нас на уроке?
Мама Утка с серьёзным видом задала бы вопрос:
- Что изучает синтаксис? Ответ.
Старый Селезень уточнил бы:
- Что такое предложение? Ответ.
Заяц, который всего боится, наверное, с осторожностью бы спросил:
- Чем являются в предложении подлежащее и сказуемое?
Ответ.
Серая Шейка осталась зимовать в одиночестве, а так хотелось пообщаться с кем-нибудь. Поэтому и поинтересовалась бы:
- Какие члены предложения называются однородными?
Ответ.
А хитрая Лиса спросила бы:
- А вы помните, как эти слова пишутся?
Слайд 5
СИНТ_КС_С
ПР_ДЛ_ЖЕНИЕ
П_ДЛЕЖАЩ_Е
СК_ЗУЕМ_Е
Работа в тетради
Проверка на доске.
У доски ученик выбирает цвет маркера и вписывает пропущенную букву.
Учитель переключает доску в режим мыши и осуществляет проверку
Вы молодцы! С теорией справились, думаю, герои сказки тоже порадовались бы за вас.
III. А теперь, используя текст произведения, проверим наши знания и умения.
Чем мы будем заниматься, какую работу выполнять?
Ответ.
Слайд "Птицы" Слайд 6
Работа с карточкой жёлтого цвета.
- Выразительно прочитать текст.
1. Первый осенний холод привел птиц в большую тревогу.
2. Все прощались с родными местами, готовились в дальний путь.
3. Отправлялись в дорогу крупные птицы: лебеди, гуси и утки.
4. Шумели, суетились кулички, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно собирались в стайки и переносились по берегам, по болотам, по отмелям.5.У маленьких птичек была огромная, серьезная работа.
- Найти предложения с однородными членами, подчеркнуть однородные члены.
Молодцы, справились с этим заданием.
- Каких однородных членов предложения встретилось больше?
Подлежащих и сказуемых.
Действительно, однородные члены являются ярким стилистическим средством. Существительные дают нам представление о разнообразии предметов. И сегодня мы с вами познакомились с названиями птиц. Глаголы помогают создать определённый ритм в тексте, ощущается движение, ведь все собираются в путь.
Среди предложений с однородными членами есть одно, которое отличается от других знаком препинания.
- Обратили ли вы на него внимание?
№3. Обобщающее слово.
Конструирование
- Добавьте в предложение №4 обобщающее слово.
Маленькие птички.
2)- При помощи чего соединяются однородные члены предложения?
Союз, интонация.
- Что ещё могут эти союзы соединять, кроме однородных членов?
Части сложного предложения
Слайд "Зима". Слайд 7
Работа с карточкой красного цвета.
- Прочитать, расставить знаки препинания.
1. Скоро выпал первый снег но река не поддавалась холоду.
2. Ночью всё затихало.
3. Река засыпала а холод сковывал её льдом.
4. Тихо стоял молчаливый лес.
5. Бурлившая днем река присмирела и к ней подкрался холод.6.Он крепко обнял гордую красавицу и прикрыл её зеркальным стеклом.
Слайд 8 - 16
- Найти грамматическую основу предложения, сделать вывод, какое предложение: простое или сложное?
- Самостоятельно выполнить синтаксический разбор предложения №6.
Проверка на доске.
У доски ученики выбирают цвет маркера, тип линии и выполняют разбор предложения по шагам.
Учитель переключает доску в режим мыши и осуществляет проверку после каждого шага.
3)-Вы помните, чем закончилась эта сказка?
Фрагмент фильма. Слайд 17
Серая Шейка смогла пройти через все испытания и вновь обрела семью и друзей. Вся семья вместе - так и душа на месте! Вот и мы с вами вместе проделали серьёзную работу: проверяли свои знания:
- А что ещё мы делали на уроке?
Ответ.
Верно, разбирали предложения, конструировали, начали знакомиться с новой темой "Сложное предложение".
IV. Итог урока. Домашнее задание.
Молодцы! Но испытания для вас не закончились. Теперь я предлагаю каждому проверить себя, вспомнить изученные орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить необычный графический тест. Это будет ваше домашнее задание (на белой карточке).
- Прочитать предложения.
- Вставить пропущенные буквы.
- Расставить знаки препинания.
- На графике точками отметить, в каких предложениях есть однородные члены предложения, а в каких отсутствуют. Соедините эти точки. Что у вас получилось?
- Все готовят_ся в д_лёкий путь.
- Лебеди и гуси (не)бросят св_его гн_зда.
- П_желтели от инея берё_ки и покр_снели осины.
- Х_лодный ветер обрывал листья и ун_сил их.
- Р_ка была пуста и жизнь сохр_нялась только в л_су.
- Голые березы ивы и рябины п_крылись инеем.
- Скоро вып_л первый снег.
- Птицам в это время года особенно гол_дно и хол_дно.
- З_мля п_крылась б_лоснежным к_вром.
- Лес ст_ял тёмный и м_лчаливый.
- А что необычного, сказочного встретилось в произведении?
Ответ. Да, звери могут разговаривать только в сказке!
- Составьте, пожалуйста, небольшой диалог по картинке, используя обращения.
V. Прощание