Разновозрастное занятие. Урок-практикум по теме "Наблюдение. Выделение свойств объекта наблюдения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Организовать межвозрастное взаимодействие учащихся 5 и 1 классов на основе предметного материала 1 класса.
  • Принятие и "примеривание" позиции взрослого для пятиклассников во взаимодействии с первоклассником, позиции "младшего учителя".
  • Формирование функции самооценки и саморефлексии у всех участников группового взаимодействия.

Подготовка к разновозрастному уроку.

1 класс. Дети должны были вырезать части биологического конструктора (головы, туловища, лапы, хвосты собак различных пород). Принести клеящий карандаш, лист цветной бумаги.

5 класс.

1.Принять цели учителя - проверить, как дети умеют наблюдать и описывать свойства животного.

2. Обсудить и составить сценарий проведения занятия (Этапы работы, правила "младшего" учителя). (Приложения 1,4)

3. Найти дополнительный материал по защите домашних животных, для составления беседы, иллюстраций к уроку.

Учителя. Составить пары взаимодействий детей первого и пятого класса. "Сильный - сильный". "Сильный - слабый". Разделить всех участников занятия на два кабинета.

4. Организация практических действий по выделению и описанию свойств объектов наблюдения.

Организация целеполагания. Учитель обсуждает и записывает на доске глаголы для 1 класса: ОПИСАТЬ, СКЛЕИТЬ для 5 класса: ПОМОЧЬ, ПОБЕСЕДОВАТЬ, РЕАЛИЗОВАТЬ ПЛАН.

Задачи:

Для 1 класса Для 5 класса
Расширение знаний о породах собак Умение планировать деятельность с позиции учителя
Развитие речи при описании объекта наблюдения Выработать моральные нормы взаимодействия
Развитие технологических навыков Формирование учебной самостоятельности школьников (удержание точки зрения незнающего)
Бережное отношение к животным, принятие принципа "Я в ответе за тех, кого приручил"
Развитие рефлексии и самооценки

Пособия у детей: Наборы карточек биологического конструктора "Породы собак". Конспект проведения занятия у пятиклассника (приложение 1), дополнительные рисунки известных сказочных собак. Рефлексивные карточки (приложение 2).

Пособия у учителя. Список пар детей. Цифры (от единицы до пяти) для контроля времени за ходом урока (1-5 этапов).

Логические точки урока.

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока - практикума. Целеполагание.

2. Межвозрастное парное взаимодействие учащихся. Деятельность "младших" учителей - пятиклассников по реализации задач урока.

3. Рефлексия деятельности в паре взаимодействия (приложение 2).

4. Совместное краткое подведение результатов урока - практикума. Демонстрация продуктов деятельности - склеенных на листах изображения двух - трех собак, различных пород. Обсуждение способов деятельности на занятии.

Домашнее задание. Для 1 класса - собрать и склеить на листе бумаги двух - трех собак, самостоятельно.

Для 5 класса Рефлексивное сочинение "Сегодня, я был учителем в 1 классе". (Приложение 3).

Приложения.