Цели урока:
- Организовать межвозрастное взаимодействие учащихся 5 и 1 классов на основе предметного материала 1 класса.
- Принятие и "примеривание" позиции взрослого для пятиклассников во взаимодействии с первоклассником, позиции "младшего учителя".
- Формирование функции самооценки и саморефлексии у всех участников группового взаимодействия.
Подготовка к разновозрастному уроку.
1 класс. Дети должны были вырезать части биологического конструктора (головы, туловища, лапы, хвосты собак различных пород). Принести клеящий карандаш, лист цветной бумаги.
5 класс.
1.Принять цели учителя - проверить, как дети умеют наблюдать и описывать свойства животного.
2. Обсудить и составить сценарий проведения занятия (Этапы работы, правила "младшего" учителя). (Приложения 1,4)
3. Найти дополнительный материал по защите домашних животных, для составления беседы, иллюстраций к уроку.
Учителя. Составить пары взаимодействий детей первого и пятого класса. "Сильный - сильный". "Сильный - слабый". Разделить всех участников занятия на два кабинета.
4. Организация практических действий по выделению и описанию свойств объектов наблюдения.
Организация целеполагания. Учитель обсуждает и записывает на доске глаголы для 1 класса: ОПИСАТЬ, СКЛЕИТЬ для 5 класса: ПОМОЧЬ, ПОБЕСЕДОВАТЬ, РЕАЛИЗОВАТЬ ПЛАН.
Задачи:
Для 1 класса | Для 5 класса |
Расширение знаний о породах собак | Умение планировать деятельность с позиции учителя |
Развитие речи при описании объекта наблюдения | Выработать моральные нормы взаимодействия |
Развитие технологических навыков | Формирование учебной самостоятельности школьников (удержание точки зрения незнающего) |
Бережное отношение к животным, принятие принципа "Я в ответе за тех, кого приручил" | |
Развитие рефлексии и самооценки |
Пособия у детей: Наборы карточек биологического конструктора "Породы собак". Конспект проведения занятия у пятиклассника (приложение 1), дополнительные рисунки известных сказочных собак. Рефлексивные карточки (приложение 2).
Пособия у учителя. Список пар детей. Цифры (от единицы до пяти) для контроля времени за ходом урока (1-5 этапов).
Логические точки урока.
1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока - практикума. Целеполагание.
2. Межвозрастное парное взаимодействие учащихся. Деятельность "младших" учителей - пятиклассников по реализации задач урока.
3. Рефлексия деятельности в паре взаимодействия (приложение 2).
4. Совместное краткое подведение результатов урока - практикума. Демонстрация продуктов деятельности - склеенных на листах изображения двух - трех собак, различных пород. Обсуждение способов деятельности на занятии.
Домашнее задание. Для 1 класса - собрать и склеить на листе бумаги двух - трех собак, самостоятельно.
Для 5 класса Рефлексивное сочинение "Сегодня, я был учителем в 1 классе". (Приложение 3).