Экологический краеведческий КВН (8–9-й классы)

Разделы: География


Цель внеклассного мероприятия: расширение знаний по экологической ситуации в крае. Название команд: "Земляне" и "МЧС" (5 чел.)

Конкурс I. Приветствие команд.

Приветствие команды "МЧС"

Капитан:

Для Вас мы подготовили друзья.
Рассказ печальный, но без этого нельзя.
Сама природа в гости к нам пришла.
Свои печали людям принесла.

У ребят на груди таблички с надписями.

"Окружающая среда". "Река". "Роща". "Болото". "Чернозем".

Окружающая среда:

Мы к Вам пришли, чего же более,
Что можем о себе сказать....
Мы поделиться своим горем решили с вами
И как знать.
Вы захотите нам помочь?

Река:

Была я тихой, чистой рекой.
Во мне плескалось детвора.
Моя вода поля поила.
Я радость рыбакам дарила.
А что теперь?
Теперь я - сточная канава.
Мои зловонны берега.
А воду пить, что пить отраву.
Так загубили вы меня!

Роща:

А я была зеленой рощей
Служила домом для зверей.
Я людям кислород дарила.
Несла прохладу, пенье птиц!
А что теперь?
Деревьев нет. Их все срубили.
Гнилые пни на сотни га.
Зверье и птиц вы истребили.
И нечем стало вам дышать!

Болото:

А я была глухим болотцем.
Во мне рождались ручейки.
Они питали наши реки.
Которые в море текли.
А что теперь?
Нас осушили.
Тем самым реки погубили.
А вкус черники с голубикой.
Морошки, клюквы, ежевики вам не узнать.
И очень жаль!

Чернозем:

А я -могучий чернозем.степями русскими рожден.
Нет плодороднее меня! Колосья золотой пшеницы я вам дарил.
И вот иссяк.
Меня вы ядом напоили,
Себя нитратами вскормили!
Уносит ветер чернозем.
Что степью русскою рожден!

Хором поют на мотив песни из к/ф "Белорусский вокзал".

Здесь птицы не поют, деревья не растут
И повсеместно лес горит повсюду там и тут.
Смотри, животных убивают
И реки все загрязнены.
В опасности страна моя родная,
И мы помочь ей обязательно должны - 2 раза

(речитативом все вместе)
Пора за дело взяться: деревья посадить
И не давать природе загрязняться
Цветы растить, зверей и птиц хранить-2 раза.

Приветствие команды "Земляне"

Капитан:

Реки, города, моря.
Горы степи и поля.
Это все моё родное.
Это Родина моя.

I ученик

Видишь карту на стене?
Говорит она тебе
Здесь равнины, здесь хребты.
Здесь границу видишь ты.

II ученик.

Только, если присмотреться
Вдруг увидеть можно то,
Что с природою родную
Сделал сапиенс гомо.

Ш ученик

Черный смог закрыл пол неба.
Сохнет лес. горит тайга.
Скважин нефтяных уколы
Как бумагу рвут кору.

IV ученик

Умирает все живое от озоновой дыры
Запретить фреон при этом государства не смогли.

V ученик

Эта мрачная картина
Не во сне приснится нам
Оглянитесь, опомнитесь, слышишь!

Вместе: Ведь придет и твой черед!

Поют на музыку группы "Дискотека Авария" "Новый год к нам мчится"

Новый век к нам мчится.
Может все случится,
Если только люди нашу землю сгубят.
Ждать уже не долго, пропадем без толка
Если не проснёмся, чтобы себя спасти.
Земля пустыней станет
И дустом всех отравят
А ядохимикаты покроют Все вокруг.
Эй. люди, встаньте!
Леса, моря спасайте!
Зверей и птиц спасайте
Не дайте умереть.
Пойти ты в лес захочешь
Чтобы отдохнуть душевно
А вместо леса палки
Да стаи воронья.
И чистою водицей
Теперь уже не напиться
И даже в Антарктиде
Её ты не найдешь.
Заводы не дымите,
И воздух не травите.
Не сбрасывайте в реки мазут и керосин.

Жюри подводит итоги 1 конкурса из 5 балов.

II Конкурс "Разминка".

Ведущий предлагает каждому члену команд выбрать для себя вопрос (полоски бумаги с вопросами разложен на столе ) Правильный ответ оценивается 2 мя баллами, если используется помощь команды, то 1 им балом. Подведение итогов разминки.

III Конкурс "Экологический" Команды задают друг, другу вопросы по экологии края.

Подведение итогов III конкурса из 5 балов.

IV Конкурс "Экологическая пантомима".

Ведущий предлагает командам за 1 мин. Придумать сюжет экологической пантомимы. Команды соперники должны угадать о чем сюжет. Подведение итогов IV конкурса из 4 балов.

V Конкурс "музыкальный" "Экологические частушки".

Выступление команды "МЧС"

Капитан

А вот пришел отряд ребят.

Эко-частушки спеть они хотят.

(поют на мотив песенки из мультфильма Бабки -Ёшки(Летучий корабль))

1 ученица

Я купалась в реке,
Загорала на песке
Вот она зловредная
Палочка холерная

2 ученица:

Собирала я грибы.
Испекла бы пироги.
Думала опяты,
А они мутанты.

3 ученица

Я колодец во дворе
Вырыла глубокий.
Теперь черпаю бензин.
Нет в нем родниковой.

4 ученица

Я на море отдыхала
И ныряла в глубине.
Сине море Черным стало
Не загар, а грязь на мне.

5 ученик

Ну. а я люблю рыбалку.
Рыбу удочкой ловлю.
Металлические банки
Из под кильки я ужу.

Все вместе

Мы частушки-эколушки
Перепели вам друзья.
Позаботьтесь о природе.
Без неё нам жить нельзя.

Выступление команды "Земляне" (на тот же мотив)

1: Я про бешенство коровы
Про куриный грипп узнал.
Колбасу с куриной ножкой
Видеть я во сне устал.

2: Я на грядках спину гнула.
Урожай ждала большой.
Колорадский жук все скушал
Не считаяся со мной.

3: Ну а к речки Кирпили
Подойти мы не смогли.
Банки, склянки и жестянки
Все вокруг усыпали

4: Я дорогу перед школой
Перешла едва - едва.
Прет машин поток широкий
Выделял СО2.

5: На колхозных на полях
Выросла капуста
Только нет в ней витаминов,
А нитратов густо.

Поют вместе:

Невеселые частушки
Мы пропели вам друзья.
Вас подумать призываем,
Ведь так дальше жить нельзя.

Жюри оценивает частушечный конкурс из 7 балов и подводит итоги После объявления итогов команды вместе поют финальную песню на мотив песенки из м/ф "Бременские Музыканты"

Ничего на свете лучше нету.
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен
Эту радость мы с тобой разделим - 2 раза
Береги ты все живое рядом.
И на все смотри хозяйственным взглядом.
Знают даже маленькие дети
Должен быть порядок на планете - 2 раза
Пусть вода всегда в реке струится
Пусть всегда поют над нами птицы
И природе сами мы поможем
Эту радость мы с тобой умножим - 2 раза.

Вопросы для конкурсного задания I

1. С какой целью создаются заповедники?

Ответ: Для сохранения исчезающих растений и животных.

2. Как называется книга, куда заносятся исчезающие виды животных и растений? Ответ: "Красная книга".

3. Что такое эндемики?

Ответ: растения и животные, обитающие на определенной территории.

4. Какие растения называются реликтовыми?

Ответ: Те, которые сохранились с до ледникового периода.

5. Какой газ является разрушителем озонового слоя, защищающего нашу планету
от ультрафиолетового излучения солнца?

Ответ: Этот газ называется фреон, его используют в холодильных установках и аэрозольных баллончиках.

6. Какое главное свойство почвы и от чего оно зависит?

Ответ: Главное свойство - плодородие. Оно зависит от содержания перегноя и минеральных веществ, воздушного и водного режима почвы.

7. Для чего поля в Краснодарском крае окружают лесными полосами?
Ответ: Для борьбы с ветровой эрозией почвы.

8. Является ли водная эрозия почвы в равнинной части Краснодарского края такой
же разрушительной, как в средней полосе России?

Ответ: Нет, у нас в крае поверхность плоская или слабовсхолмленная в равнинной части, что замедляет водную эрозию.

9. Что произойдет, если на склонах Кавказских гор будут уничтожены леса?
Ответ: Процессы разрешения будут идти очень быстро. Исчезнут реки, стекающие
с год, и в целом изменится Природный комплекс.

10. Почему многие бытовые и промышленные отходы называют вторсырьем? Ответ: Потому что они пригодны для вторичного использования, что позволяет значительно сохранять природные ресурсы и сокращать затраты на производство. Это металлолом, битое стекло, макулатура, пластиковые бутылки и т.п.

Задание для III конкурса.

Что является причиной изменения жизненного слоя - бентоса в Черном море? Ответ: Увеличение содержания в воде сероводорода. Увеличение связывает с разложением остатков водных организмов особыми бактериями, живущими в бескислородной среде. Они разлагают трупы морских животных и остатки растений на простые химические вещества, которые взаимодействуют с морскими солями и образуют сероводород.

Что такое бентос и сколько метров он составляет в Черном море?

Ответ: Жизненный слой в морях и океанах. В нем наиболее благоприятные условия для жизни водорослей и других морских обителей. Он хорошо прогревается, в нем больше питательных веществ и больше растворено кислорода. У берегов Кавказа он составляет 200 метров, в центральной части Черного моря 80-100 метров.

В Азовское море ежегодно поступает 28 км пресной воды, что произойдет, если это количество, приносимое реками Кубань, Дон и др., сократится до 21 км? Ответ: Это приведет к увеличению солености, в море исчезнут пресноводные промысловые виды рыб, которыми особенно богато Азовское море.

Что произойдет с Азовским морем, если поступление пресной воды Кубани и Дона увеличится с 28 км 3 до 50 км 3?

Ответ: В хорошо прогреваемом море начнут быстро развиваться водоросли, т.е. море зацветет, как многие пруды и водоемы.

Почему в возе Азовского моря содержатся пестициды и минеральные удобрения?

Ответ: Пестициды и минеральные удобрения широко используются в районах рисосеяния в низовьях реки Кубань. Вместе с кубанской водой, содержащей и другие вредные вещества, они поступают в Азовское море и накапливаются в водорослях и рыбе.

Проблемой Азовского моря является нашествие медуз из Черного моря. Объясните, что является причиной такого нашествия, и каковы последствия этого явления?

Ответ: Причина в строительстве Краснодарского водохранилища и большим расходам воды рек Кубани и Дона на орошение полей и другие нужды. Соленость воды увеличивается. С более соленой водой Черного моря через Керченский пролив в Азовское море пришли медузы. Они поедают планктон, лишая рыб корма.

С чем связано химическое загрязнение почвы в Краснодарском крае?

Ответ: Причина в чрезмерном использовании ядохимикатов и минеральных удобрений на полях края. Из-за разрушения структуры почвы урожайность снижается на 20%. Что является причиной изменения структуры?

Ответ: Черноземная почва имеет зернистую структуру, что создает наиболее благоприятные воздушный, водный режим, необходимый для развития растений. Землю пашут, боронят, культивируют, при этом изменяется структура почвы, она разрушается, превращается в пыль, уплотняется, а значит, уменьшается ее плодородие.

Почему в полосе отчуждения вдоль автомобильных дорог нельзя выращивать сельскохозяйственные культуры?

Ответ: Потому что выхлопные газы проезжающих машин содержат вредные соединения, особенно тяжелые металлы, способные накапливаться в почве и в растениях, а затем попадать в организм человека, что вызывает различные заболевания.

Что такое мониторинг? Для чего его проводят в заповедниках и национальных парках?

Ответ: Мониторинг - это отслеживание хода всех природных процессов и с этой целью его проводят в заповедниках и национальных парках.