Готовимся к юбилею любимого писателя

Разделы: Литература


Посмотрите на литературный календарь 2010 года. Сколько красных дат! Это юбилеи наших любимых писателей и поэтов, творчество которых в большей или меньшей степени изучают в школьном курсе литературы: А.С. Грибоедов, А.П. Чехов, Б.Л. Пастернак, П.П. Ершов, Е.И. Баратынский, Х.К. Андерсен, Д. Дефо и многие другие.

Юбилеи писателей и поэтов принято отмечать достойно, при этом очень важно "не навести хрестоматийный глянец", а погрузившись в мир юбиляра, понять значимость личности и современность его творчества.

В 2008/2009 учебном году в гимназии №1538 Москвы 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя был посвящен общешкольный творческий практико-ориентированный проект "Живое обаяние гоголевского творчества", получивший Диплом 1 степени на окружном конкуре "Будущее Северо-Запада" в номинации "К школе будущего".

Предлагаемая вашему вниманию статья обобщает опыт методической работы учителей гимназии по подготовке этого проекта и празднованию юбилея писателя.

План подготовки и проведения в гимназии №1538 Москвы декады, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, может служить алгоритмом организации различных литературных праздников, предметных недель в школе, посвященных освещению и осмыслению творчества интересующего вас и ваших учеников писателя, поэта.

Предлагаемый перечень мероприятий и их содержание носит примерный характер. Учитель может использовать любой набор представленного материала, учитывая специфику и уровень подготовки класса.

Рекомендации по выбору методик, материала для литературного праздника (на примере работы с проектом "Живое обаяние гоголевского творчества").

Человека нашего времени невозможно понять вне искусства. Именно искусство способно вооружить человека инструментарием целостного восприятия мира, такими знаниями, которые помогут ему стать не только знающим, но и осознающим, думающим, чувствующим, сопереживающим, творческим человеком.

Принципиально важную роль в формировании человека XXI века играет литература как особый вид искусства. Именно литература формирует индивида, способного решать творческие задачи, устремленного к поиску.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Для обогащения знаний учащихся, развития творческого потенциала школьников, вовлечения учащихся в процесс творческого изучения и осмысления произведений писателей прошлых столетий необходимо учитывать следующие моменты, на которых остановимся подобнее.

1. Роль проектно-исследовательской работы учащихся в учебном процессе.

За основу работы при подготовке и проведении литературного праздника, целесообразно взять методики реализации личностно-ориентированного обучения, в том числе и исследовательского метода обучения. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

Научно-исследовательская работа позволяет каждому гимназисту испытать себя, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.

Для создания и поддержки творческой атмосферы в работе с учащимися, необходимо вовлекать школьников в решение конкретных, социально значимых для них задач.

2. "Диалог культур".

Литература взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), так как на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Поэтому к работе по подготовке литературных праздников, творческих уроков целесообразно привлекать учителей этих дисциплин.

Кроме того, необходимо использовать культурологические возможности города, округа: музеи, театры, выставки.

В работе над проектом в гимназии №1538 успешно отрабатывались элементы театральной педагогики в учебном и воспитательном процессах. Гимназисты познакомились с репертуаром московских театров и посетили спектакли Театра им. Н.В. Гоголя. Ученики 9-11 классов посмотрели в школе моноспектакль артиста театра "Монплезир" по произведениям Н.В. Гоголя "Вышел я из кибитки:". Школьники сами были артистами, постановщиками, режиссерами, костюмерами во время подготовки и проведения творческих уроков.

Вызвать у учащихся зрительные образы героев произведений классика, усилить эмоциональное впечатление помогает работа с иллюстрациями к произведениям, с видеофрагментами спектаклей и фильмов, поставленных по изучаемым произведениям, с фотографиями актеров. Большое положительное впечатление на учащихся оказывает музыкальное сопровождение уроков.

Такая межпредметная работа погружает участвующих в ее воплощении в культурологическую среду, способствует "диалогу культур".

3. Выбор материала для творческих уроков, литературных праздников.

3.1. При выборе произведений для литературных праздников, творческих уроков, необходимо учитывать этапы литературного уровня развития учащихся:

I этап: 5 класс - движение настроения внутри произведения, движение эмоциональных потоков текста в сознании читателя;

II этап (подготавливающий переход на качественно новую ступень в общении с искусством): 6 класс - нравственная оценка содержания текста читателем и писателем;

III этап: 7-8 классы - нравственная проблематика произведения и способы авторской оценки героев;

IV этап: 9 класс, завершающий литературное образование, - мироощущение художника и манера писателя.

3.2. Анализ стандартов основного общего образования, обязательного минимума содержания образовательных программ по литературе, анализ программы по литературе позволит отобрать те произведения, к которым необходимо обратиться в период проведения литературных мероприятий.

4. Сочетание урочной и внеклассной работы.

Уроки и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа является продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся, способствуя развитию их творческих способностей.

При выборе содержания, организации внеклассной работы учителя-словесники гимназии №1538 соблюдали принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:

5-7 классы - участие в создании выставки детских творческих работ - иллюстраций по произведениям Н.В.Гоголя;

5-9 классы - подготовка иллюстративного материала к творческим урокам, инсценировка отрывков из произведений классика;

8-11 классы - подготовка презентаций к урокам, участие в мероприятиях младших школьников, сбор материала для информационного стенда, оформление выставок;

10-11 классы - изучали репертуары московских театров, выделяя спектакли по произведениям Н.В.Гоголя, составляли театральные афиши, помогали в поведении викторины, подготовке презентаций уроков.

Учащиеся, посещающие музыкальную школу, помогали в создании музыкального оформления работ, в разучивании колядок. Учащиеся художественных школ участвовали в отборе детских творческих работ для выставки. Учащиеся танцевального кружка помогли пятиклассникам разучить танцы к спектаклю.

Подготовка и проведение праздничной декады, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.

Этапы подготовки и проведения праздничной декады.

1 этап. Подготовительный этап.

1. Все учащиеся гимназии получили задания:

  • познакомиться с творчеством писателя (небольшие сообщения на уроках, подбор материала для информационного стенда, викторины);
  • прочитать (перечитать) произведения, выбранные для творческих уроков;
  • составить словари ранее незнакомых слов (на элективных курсах).

2. Учащимся 5-7 классов было предложено проиллюстрировать сцены из прочитанных произведений, создать обложку к этим произведениям.

3. Учащимся 8-11 классов было предложено подготовить презентации к творческим урокам, собрать материал для информационного стенда.

4. Учащимся 10-11 классов было предложено изучить репертуары московских театров, выделяя спектакли по произведениям Н.В.Гоголя, составить театральные афиши.

5. Разработка анкеты и викторины по основным этапам жизни и творчества писателя, его произведениям.

6. Учащиеся 5-10 классов заполняли анкеты по творчеству писателя.

7. Учащиеся 5-11 классов были привлечены к созданиям творческих уроков учителей (по плану подготовки этих уроков).

8. Подготовка выставки произведений Н.В.Гоголя, научных работ о его творчестве (библиотекарь).

9. Организация просмотра кинофильмов, мультфильмов по произведениям Н.В.Гоголя (элективные курсы по филологии, ГПД, уроки, кружковые занятия по филологии).

10. Посещение театров, обсуждение спектаклей (уроки, занятия кружка).

11. Создание детско-взрослых творческих групп для подготовки мероприятий праздничной декады.

12. Подготовка грамот, призов для участников проекта, победителей викторины, конкурсов.

2 этап. Деятельный этап.

1. Оформление выставки работ учащихся (творческая группа: учащиеся, учителя литературы, ИЗО, технологии, родители);

2. Оформление выставки, посвященной Н.В.Гоголю (творческая группа: директор гимназии, учащиеся, учителя литературы, ИЗО, технологии, родители);

3. Оформление сменного информационного стенда по творчеству Н.В.Гоголя (творческая группа: учащиеся, учителя литературы);

4. Проведение общешкольной викторины по основным датам жизни и творчества писателя (творческая группа: учащиеся, учителя литературы);

5. Проведение творческих уроков (по планам учителей).

3 этап. Подведение итогов.

1. Составление учащимися отзывов об участии в проекте, заполнение портфолио (на уроках литературы, классных часах).

2. Проведение повторного анкетирования по творчеству писателя (администрация).

3. Подведение итогов викторины (учителя литературы).

4. Награждение лучших участников подготовки и проведения праздничной декады победителей викторины и творческих конкурсов в рамках проведенных уроков (администрация).

4 этап. Рефлексия.

1. Обсуждение уроков с учащимися (в конце урока, при написании отзыва и заполнении портфолио, на классных часах)

2. Изучение отзывов коллег и родителей, посетивших творческие уроки.

3. Подведение итогов, анализ выполненной работы на МО учителей русского языка и литературы.

2. Содержание основных мероприятий декады.

2.1. Выставка, посвященная основным этапам жизни и творчества Н.В. Гоголя.

Эта выставка включала портреты Н.В.Гоголя, информационный материал о жизни и творчестве писателя, иллюстративный материал к его произведениям, высказывания современников, примечания к произведениям классика. Выставка размещалась в холле 2 этажа, в котором находятся кабинеты учителей-словесников. Поэтому учащиеся могли обращаться к материалу выставки во время подготовки к урокам, викторине, анкетированию. Подготовленная группа старшеклассников проводила экскурсии для младших гимназистов.

2.2. Выставка творческих работ учащихся.

Выставка творческих работ учащихся 5-7 классов была создана из иллюстраций к произведениям Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством", "Вий", "Майская ночь, или Утопленница", "Тарас Бульба", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Сорочинская ярмарка". Эта выставка включала дополнительный материал "Толковый словарь" (объяснение слов из указанных произведений).

Работа по созданию иллюстраций к повестям Н.В.Гоголя способствовала внимательному прочтению произведения, помогла учащимся обратить внимание на детали в изображении героев, была направлена на развитие фантазии и творческого воображения, закрепление навыков мастерства, полученных на уроках эстетического цикла.

На уроках ИЗО учащимся объясняли, по каким правилам составляется композиция рисунка на картине, какую роль играет цвет в характеристике изображаемого предмета и другие тонкости создания рисунка. В отборе материала на выставку участвовали учащиеся художественных школ, учителя литературы, ИЗО. Все детские работы оформлены в рамки, поэтому смотрятся как произведения искусства.

Выставка была расположена в холле 2 этажа у кабинетов по русскому языку и литературе. Такое расположение позволяет учащимся всех классов, гостям гимназии, родителям ее увидеть и оценить, что, несомненно, важно для юных художников.

2.3. Сменный информационный стенд по творчеству Н.В.Гоголя.

Этот стенд размещался в холле 1 этажа, был доступен для обозрения учащимся, учителям, гостям гимназии, родителям.

Постоянное оформление: портрет, хронология жизни и творчества писателя, план работы над проектом, информация об интернет-сайтах, посвященных Н.В.Гоголю, "Приглашение в театр" (афиша спектаклей по произведениям Н.В.Гоголя), приглашение на творческие уроки.

Сменное оформление: рубрики "Гоголь в воспоминаниях", "Знаете ли вы?", "Кулинария от Гоголя", "Афоризмы и крылатые фразы", вопросы викторины, ответы на нее (смена материала 1 раз в 2 дня).

Композиция стенда создавалась так, чтобы привлечь внимание учащихся к имеющейся информации, ее смене 1 раз в 2 дня, викторине (разноцветные листы, разнообразный шрифт, возможность получения быстрого ответа на вопросы викторины).

2.4. Викторина.

Вопросы викторины, а потом и правильные ответы на них подготовлены учителями и учащимися гимназии. Вопросы были посвящены основным произведениям классика, истории их создания, основным датам биографии, музыкальным произведениям на сюжеты Гоголя.

Ответы на вопросы викторины учащиеся оставляли на подписанных листах в специальной коробке, находящейся у стенда. В конце дня учащиеся 11 классов и учитель, ответственный за сбор ответов и их обработку, собирали ответы, проверяли и оценивали результаты. Через день на информационном стенде давались правильные ответы, и каждый мог с ними ознакомиться.

2.5. Выставка произведений Н.В. Гоголя и о Н.В.Гоголе.

Выставка организована на базе библиотеки гимназии №1538. Она включает произведения самого классика, изданные в разные годы в разных сборниках для учащихся средней школы. Также для выставки были собраны материалы и исследования о творчестве Н.В.Гоголя.

Материалами выставки могли пользоваться учителя и учащиеся при подготовке к занятиям, творческим урокам, викторине.

2.6. Анкетирование по творчеству Н.В.Гоголя.

В период работы над проектом проводилось анкетирование учащихся 5-10 классов. Для возможности оценки работы педагогов анкетирование проводилось дважды: в начале работы над проектом и в конце.

Анкета включала 3 группы вопросов: вопросы по биографии писателя; вопросы о произведениях Н.В.Гоголя; связанные с культурологическим аспектом восприятия творчества писателя.

Повторное анкетирование показало, что знания учащихся о творчестве Н.В. Гоголя значительно пополнились.

Мы еще раз убедились: выбор необходимых методических средств приводит к качественным изменениям в читательском восприятии личности писателя.

2.7. Творческие уроки.

Урок - коллективная форма обучения. Его необходимо провести так, чтобы у учеников формировались положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, возникали потребность в расширении и приобретении знаний и положительное отношение к учению.

Помочь в решении этих задач могут различные творческие задания, творческие приемы, смена жанров урока. При подготовке праздничной декады мы исходили из того, что использование на уроке игр, викторин, музыки, живописи, интересных творческих заданий повышает познавательную активность, творческую активность учащихся.

С помощью игры можно снять психологическое утомление, мобилизовать умственные усилия учащихся. Игра способствует развитию у учащихся организаторских способностей, создает обстановку радости на уроке. "У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворять" (А.С.Макаренко). При этом у ребенка не складывается ощущение того, что представление о героях произведений классика ему навязано. Оно возникает само собой. И эта свобода его проявления придает возникшему образу личностный характер.

Все уроки, проводимые в рамках проекта, были открытыми для учителей гимназии и округа. Это способствовало распространению педагогического опыта нетрадиционного проведения предметных недель, уроков, использования игровых ситуаций на уроках и во вне урочной деятельности.

Все творческие уроки, подготовленные учителями для праздничной декады, являются творческими, практико-ориентированными мини-проектами. Их подготовка проходила по всем законам и этапам этого вида проектов. Учителя были авторами проектов, или соавторами вместе с учащимися (в отличие от роли руководителя, консультанта проекта).