Цель: составление таблицы умножения на 3.
Задачи:
- познакомить с табличными случаями умножения на 3;
- закрепить умение находить периметр многоугольника;
- отрабатывать вычислительные навыки;
- развивать мышление, речь, творческие способности учащихся;
- создавать условия для формирования у учащихся культуры здоровья.
Оборудование: учебник “Математика” Чекин А.Л. 2 класс, тетрадь для самостоятельной работы “Математика” Юдина Е.П., Захарова О.А. 2 класс, смайлики, карточки с таблицей умножения.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Дети, какое у вас настроение? (Показывают смайлики.) <Приложение 1>
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
– Откройте тетради, запишите число.
– Ребята, где можно узнать, что мы изучали, и что ещё предстоит изучить? (Можно посмотреть содержание и уточнить, какую тему изучали вчера, и найти тему сегодняшнего урока.)
– Посмотрите, какую тему мы сегодня будем изучать? (Умножение числа 3 на однозначные числа.)
– Что мы узнаем на уроке? (Как умножать на число 3.)
– Откройте учебник на той странице, где находится данная тема. (Стр. 116)
2. Объяснение нового материала
Устный счёт.
- Человек должен чистить зубы 2 раза в день. Сколько раз вы почистите зубы за 2 дня?
- На уроке физкультуры 7 учеников пробежали по 2 круга. Сколько кругов пробежали ученики на уроке физкультуры?
- Во время утренней зарядки Петя выполнил 2 упражнения по 5 раз. Сколько упражнений выполнил Петя во время утренней зарядки?
– Рассмотрите схему вычислений.
– Давайте запишем суммы в виде произведений в тетрадь и вычислим их значения. (Дети выполняют работу в тетради.)
– Посмотрите внимательно на результаты и скажите, на сколько следующий результат отличается от предыдущего?
– Теперь, используя полученные результаты, заполните третий столбик “Таблицы умножения”. (Дети заполняют 3 столбик на карточках с таблицей умножения.) <Приложение 2>
– Сколько в этом столбике однозначных значений произведений?
– Сколько двузначных?
– Сколько среди двузначных значений таких, в составе которых одни десяток? Два десятка?
– У вас должен получиться такой же столбик, как на рисунке стр. 116.
– Какие строчки этого столбика вы уже запомнили?
– Найдите в незаполненных столбиках “Таблицы умножения” произведения, в которых второй множитель равен числу 3. Какие строчки они занимают в каждом столбике? Вычислите и запишите значения этих произведений. Воспользуйтесь правилом перестановки множителей.
• Физминутка. Упражнение “Скалочка”: дети катают ручку между ладонями, большими и указательными пальцами.
3. Закрепление изученного материала
• Отработка таблицы умножения на 3.
– Проверим как вы запомнили таблицу умножения на 3.
1, 2, 3, 4, 5,
Начинаем умножать
Вы умеете иль нет?
Мой вопрос, а ваш ответ.
Если 3 на 2 умножить,
Сколько буде
– Будет 6.
– 6?
– 6!
– Так и есть!
Ну, а если 3 на 5. Тоже можете сказать?
Трижды пять…
– 15!
– Это знаем братцы.
Ну, а 3 на 6 умножить?
– 18. Всё точь в точь!
С вами я, ребята, побеседовать не прочь.
3 на 3 умножить?
– 9.
– О, какая голова! Сколько будет 3 на 8?
– 24.
– Вы умнейшие все в мире. 3 на 9 – это сколько?
– 27.
– Известно всем.
Вот, что значит не лениться!
Вот каких успехов можно в математике добиться!
– Рассмотрите записанные на доске два столбика с числовыми выражениями.
– Сопоставьте сумму одинаковых слагаемых с соответствующим произведением. Запишите результат в тетради в виде равенства.
• Работа в тетради для самостоятельной работы.
– С. 52, №1. Заполните таблицу. Если затрудняетесь, воспользуйтесь таблицей умножения. (Самостоятельное заполнение таблицы. Коллективная проверка.)
• Физминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
• Работа по учебнику.
– №5. Почему номер задания выделен жёлтым цветом? (Сложное задание.) Прочитайте его.
– Что такое периметр? (Периметр – сумма длин сторон фигуры.) (Определение периметра треугольника. Коллективное обсуждение. Самостоятельная запись решения в тетрадь.)
– Ребята скажите, что в вашей записи означает число5? (Число 5 означает длину каждой стороны треугольника.)
– А число 3? (Число 3 означает, что таких сторон 3.)
4. Домашнее задание
– Т. с.52, №3, повторить таблицу умножения на 3.
Подведение итогов урока.
– Таблицу умножения на какое число мы сегодня изучали?
– На сколько раз увеличивается каждое последующее число в этой таблице?
– Покажите с помощью смайликов с каким настроением вы уходите с урока. <Приложение1>