Обоснование разработки проекта
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Актуальность
Приоритетной средой обитания для детей дошкольного возраста является дошкольное образовательное учреждение. Наличие причинно-следственной зависимости в системе "здоровье детей-среда образовательного учреждения" сегодня приобретает особую актуальность, во-первых, в связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, а так же его качества в России за последние десятилетия, а, во-вторых, с теми инновационными процессами, которые сегодня происходят в образовании. Как следует из "Концепции модернизации российского образования", обновление образования заключается не только в повышении качества образования и совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья участников образовательного процесса. Опираясь на результаты научных психолого-педагогических исследований, мы видим, что физическое и психическое нездоровье детей - результат сложнейших социально- экономических процессов и экологических проблем, характерных для России последних десятилетий.
Анализ исходной ситуации:
- Проблема здоровья детей,стойкая тенденция роста заболеваемости.
- Рост объема и интенсивность учебно-познавательной деятельностии невозможность гармоничного развития дошкольников без физкультурно-оздоровительной деятельности.
- Требования общества к образованию в плане здоровьесбережения,субьектной позиции ребенка.
- Направление государственной политики в области воспитания детей, требования региональных и городских органов Управления образования, запрос родителей частоболеющих детей.
Проблема, предполагаемый масштаб ее решения
Проект включает в себя систему мероприятий по оздоровлению детей дошкольного возраста:
- В ходе реализации проекта на пищеблоке будут установлены универсальная установка очистки воды "Аквафор викинг".
- Частично сменится сантехническая система.
- В физиотерапевтический кабинет преобретутся ультрозвуковые ингаляторы.
- Оборудование фитобара с набором травяных чаев,смонтированы ультрафиолетовые установки для обеззараживания воздуха в физкультурном и музыкальном залах, кабинете физиопроцедур и групповых комнатах.
- Для озеленения групп использовать фитонцидные растения.
- Проведение совместных мероприятий для родителей и детей: оформление информационных стендов, проведение спортивного семейного праздника.
- Проведение мастер-класса для родителей.
Цель: создание условий в ДОУ, способствующих укреплению здоровья ребенка,содействие его разростороннему развитию.
Задачи:
- Обеспечить комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в соответствии с требованиями ГОСТ.
- Создать оптимальную систему психокоррекционной, воспитательно-образовательной, оздоровительной работы - разработать диагностические методики сенсоматорного развития, состояния здоровья.
- Создать оптимальную модель здоровьесберегающей среды.
Ожидаемые результаты:
Количественные
- В проекте примут участие 180 детей и 45 взрослых.
- Привлечено внебюджетных средств на сумму 30000 рублей.
Качественные
- Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.
- У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей.
- Дети овладеют навыками самооздоровления.
- Приведение материально-ртехнической базы образовательного учреждения в соответствии с требованиями СанПиНов.
- Улучшение условий содержания участников образовательного процесса.
Этапы и сроки реализации проекта
- 1 этап – Подготовительный. Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы. Изучение опыта работы по данному вопросу других образовательных учреждений. Определение уровня состояния здоровья детей. Разработка локальных актов по организации здоровьесберегающей среды.
- 2 этап – Организационный. Разработка программ и описание технологий по созданию здоровьесберегающей среды. Планирование воспитательных мероприятий по проблеме. Создание условий для воспитания, обучения и развития. Комплексная диагностика детей. Проведение методических семинаров, педсоветов. Заключение договоров на преобретение нового оборудования;
- 3 этап – Практический. Апробация и внедрение здоровьесберегающих методик. Изучение и описание опыта педагогов по проблеме. Формирование учебно-методической базы. Промежуточный контроль, анализ, корректировка. Дооборудование спортивного зала, оборудование спортивной площадки, дорожки "Здоровья". Укрепление материально-технической базы. Капитальный ремонт и замена сантехнической системы.
- 4 этап – Обобщающий. Подготовка и публикация учебно-методического материала. Обобщение опыта по созданию здоровьесберегающей среды. Распространение данного опыта.
- 5 этап – Внедренческий. Определение перспектив востребованности данного опыта.
План работы. Средства решения проблем
- Создание условий для лицензирования физиотерапевтического кабинета.
- Разработка параметров мониторинга здоровьесберегающей деятельности.
- Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы.
- Просветительско-воспитательная работа с педагогами, родителями и детьми, направленная на формирование ценности здорового образа жизни.
- Проведение летней оздоровительной компании.
- Укрепление материально-технической базы.
- Капитальный ремонт и замена сантехнической системы.
- Оборудование спортивной площадки, дорожки "Здоровья".
Мониторинг результативности проекта: критерии оценки результата:
- Снижение % заболеваемости детей.
- Рост качественных показателей мониторинга физического состояния детей.
- Качественное изменение условий ДОУ.
Инструментарий, анализ результатов и процесса проекта деятельности:
- Создание условий для снижение уровня заболеваемости.
- Минимизация (нейтрализация) факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние здоровья участников образовательного процесса.
- Наличие сбалансированного питания в соответствии с действующими натуральными и финансовыми нормами.
Библиография:
- Вавилоа Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.- М.,1986.
- Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ Под.ред З.Л.Венковой,Н.В.Казанцевой
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка М., 1999.
- Маханева М.Д. Здоровый ребенок М., 2004.
- Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных ОУ: проблемы и пути оптимизации. М 2001.
- Лазарев В.С. Системное развитие школы М., 2002.