Цель:
- Познакомить учащихся со Святками (Святыми вечерами), с народными традициями этого праздника;
- прививать уважение к истории и культуре своего народа, любви к Родине
- пробудить эстетическое чувство, творческие способности, воображение.
Оборудование, оформление: класс оформлен под русскую избу, ёлка, украшенная гирляндами, на вершине ёлки сверкает Вифлеемская звезда, украшенная блёстками, DVD, мультимедийная установка, слайды с репродукциями, изображающими Рождество Христово; реквизиты: Вифлеемская звезда, шапочка с рожками для Козочки, корзинка для сбора подарков, расписное сито для обсеевания.
Ход классного часа
1. Вступительное слово ведущего.
Календарный год русского народа всегда освещали великие двунадесятые праздники (их в году двенадцать).
Большинство народных праздников отмечалось славянами в строго определённые дни года. Им сопутствовали разнообразные обряды, получившие название – календарные. В праздниках участвовали все: от мала до велика.
Обрядовые праздники открывались новогодними или святочными. Святки праздновались в период зимнего солнцестояния.
Рождество Христово - первый праздник в году, который открывает православный календарь. Этот праздник случается в ночь с шестого на седьмое января.
(Тихо звучит музыка). Давным-давно это было. В Древней Иудее, неподалёку от города Вифлееме в пещере, где во время непогоды укрывали скот пастухи, родился младенец Христос - сын Божий. Поздно вечером, накануне этого события, добрались до Вифлеема родители Христа – Дева Мария и её муж, благочестивый старец Иосиф. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег. И тогда они нашли себе пристанище в пещере, называемой вертепом. Каждый час и каждую минуту рождаются на земле дети. Но когда родился Христос, явилась миру чудная звезда. Переливаясь огнями, она шла с севера на юг и остановилась над Вифлеемом, опустив золотой луч над колыбелью Богомладенца. Вслед за нею пришли и поклонились ему ангелы. Затем поклонились божественному младенцу мудрые волхвы и пастушки, первые узнавшие о чудесном рождении.
2. Ученики читают стихи
Я помню древнее преданье
Давно, давно минувших дней
Когда в рождественском сиянье
Звезда блеснула для людей.
И хоры ангельские пели
Земле святую песнь с небес,
И светлой радостью звенели
Цветы в полях и тёмный лес.
И шли волхвы за той звездою,
Они к Христу – младенцу шли.
И вот под кровлею простою
Они спасителя нашли…
3. Исполнение песни «Христово Рождество»
4. Ведущий:
Вслед за рождественской ночью наступало долгожданное для детей и молодёжи время – время святок, проходивших с 7 до 19 января, до Крещенья.
Первые три дня называются Святыми вечерами. В эти дни в домах славили Христа дети, молодёжь, старые люди. Их так и называли «христославы», «славельщики». Самый ранний обход, до первой утренней звезды, по традиции совершали дети, так как по общему убеждению, чистая детская молитва быстрее доходит до престола Господня.
Колядование, т. е. хождение по крестьянским дворам, было одним из примечательных явлений святочных праздников. Обычаю обхода дворов с поздравлениями предшествовала длительная подготовка. Накануне праздника дети и молодёжь сбивались артелью от семи до двадцати человек, и, собираясь у кого – нибудь в избе, мастерили Вифлеемскую звезду. Чаще всего звезду делали из старого ненужного сита, прикрепляли к нему рога – лучи, украшенные махрушками из цветной бумаги, колокольчиками.
Дом, куда входили «славельщики», считался освещённым на весь предстоящий год. Поэтому хозяева ждали дорогих гостей с нетерпением, заранее пекли для их одаривания обрядовое печенье - «козули». Изображали эти печенюшки коров, коней, оленей, баранов, козлов. А всё это для того, чтобы и в новом году водилась в доме скотина, давала приплод. Фигурки - не просто выдумка, а определённые символы.
Хозяева одаривали колядующих, подавая мальчикам «бычков», а девочкам «коровок». Обрядовый магический смысл печенья подчёркивают украшающие его знаки Солнца – круги, кресты, свастика, которые вылепливались из того же теста, или наносились глазурью.
5. Инсценировка «Коляда»
Ведущий:
Вот и матушка зима пришла,
Отворяй – ка ворота!
Пришли Святки!
Пришла Коляда!
Колядовщик 1.
Коляда – моляда,
Зашла в новы ворота!
Колядовщик 2.
А за ней и мороз
Через тын перерос.
Колядовщик 3.
Принёс он холод,
Так что дед Архип
Стал молод!
Колядовщик 4.
Мороз невелик,
Да стоять не велит.
Колядовщик 5.
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.
Колядовщики, взявшись за руки, идут «змейкой» и поют:
Коляда-моляда
Прикатила молода.
Мы нашли Коляду
На Ивановом двору!
Эй, дядька Иван,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Примораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Или тепленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!
Хозяин. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!
Хозяйка.
Вот вам угощенье –
Пироги да печенье,
Пряники, конфетки
Покушайте, детки.
Колядовщики.
Мы - малёшеньки колядовщики,
Мы пришли прославлять,Хозяев величать.
Иван – господин,Светлый месяц!
Красно солнышко -
Его Варварушка!Часты звёздочки –
Его детушки!Иван Иванычу –
Житья сто лет!Его жёнушке –
Всегда здравица!И всем деточкам:
Сыновьям, дочерям – барышням!Житья всем вместе
Лет до двести!
Исполнение песни «Овсень».
Колядовщики.
Всем людям добрым
Желаем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!
Колядовщики поют колядку:
Счастье будет вам горой!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеничка, и горох, и чечевичка!
Кому песенку споём,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется!
Хозяйка.
А вот вам на память печенье,
Примите от нас угощенье.
(Дети получают печенье – колядки).
6. Ведущий:
Святые вечера сменялись «страшными». После 9 -10 января по дворам начинали ходить «ряженые». С давних времён, ещё у древних славян бытовало поверье, что накануне Нового года и других больших праздников дома живущих на земле людей посещают души умерших предков, чтобы увидеть, как живут их потомки и. если нужно, помочь им «с того света».
«Ряженые» считались заместителями душ умерших предков, потому и встречали их с уважением, одаривали богато. Во время «страшных» вечеров по деревням «кудесили» подростки и молодежь: разбирали поленницы, примораживали двери, а потом требовали с хозяев выкуп. Такие шалости были традиционными лишь во время «страшных» вечеров.
Под Новый год – с 13 по 14 января – пелись под окнами домов специальные песни – «щедровки» и «виноградья», названия которых говорят сами за себя. Дети в это время норовили придти в гости на рассвете с лукошком или мешком, в котором была пшеница. Рассевая её по избе, они исполняли особые песни – «засевалки» с пожеланием богатого урожая.
7. Инсценировка «Щедрый вечер»
Хозяйка и хозяин за празднично накрытым столом.
Хозяйка. Желанные гости – дому утеха. С песнями, хороводами да плясками время, как птица, летит. Оглянуться не успели, как за святыми вечерами, щедрый вечер пришёл.
(Раздаётся стук в дверь.)
Хозяин. Ну, жена, жди гостей со всех волостей! Кто там?
Дети (приоткрыв дверь, за порогом). Разрешите в избу войти, зерно посеять!
В избу входит группа девочек и мальчиков. В руках у ведущей девочки – расписное лукошко, у мальчика – холщовая сумка через плечо. Крестятся, кланяются хозяевам, поют.
Добрый вечер, люди
Мы пришли до хаты,
Чтобы с новым годом
Всех вас поздравляти.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям Новый год.Чтоб масло и сало
На кухне скворчало,
Жилось без печали,
Чтоб деньги бренчали.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям Новый год.
1-я девочка (разбрасывая крестообразно зерно из лукошка). На счастье! На здоровье! На Новый год!
Дети (хором припевают).
Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем!
Мальчик(перенимая лукошко). Чтоб здоровенькими были, много лет прожили!
Дети (хором припевают).
Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем!
2-я девочка. Жито, пшеницу, всякую пашницу! В поле – зерно, в доме – добро. В поле – колосисто, в доме – порожисто.
Дети (припевают).
Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем!
Дети (хором).
А теперь и наш черёд:
Открывать пошире рот!
2-й мальчик. Открывайте сундучок! Подавайте пятачок!
2-я девочка. Не подашь ватрушку, разобьём кадушку! Не подашь пирога – мы корову за рога!
Хозяйка(выносит обрядовое печенье). Как же таких гостей не одарить, не попотчевать. И пели, и плясали. Вот вам, милые, за доброе слово, за песни звонкие, за пляски огневые.
Хозяин. Спасибо всем – за честь, за славу!
Дети. И вам за хлеб да за соль почтение наше!
Мальчик. Будьте здоровы …
Дети хором: … на многие лета! (Поют).
Многие лета!
Многие лета!
Многие лета!
Спаси, Христе Боже,
Спаси, Христе Боже,
На многие лета!
Уходят.
8. Ведущий
Заканчивались Святки Крещеньем. В Крещенскую ночь люди с молитвой обходили все надворные постройки и закрещивали их крестами, загоняя нечистую силу в ад.
Канун праздника – вечер 18 января – называется Навечерием Крещенья, или Крещенским сочельником. Самое главное и торжественное событие праздника – Великое водоосвещение. Воду освещают в сочельник после литургии – в память о том, как Иисус своим собственным крещеньем освятил воды Иордана.
В полночь ходили к проруби (Иордани) за святой водичкой, купались в Иордани. Крещенская святая вода обладает удивительными свойствами. Её кропят углы комнат, чтобы в доме были покой и благодать.
19 января – последний день Святок.
Литература
- Ладик Л.А. Русские народные праздники: возрождение традиций (Рождество). Методические рекомендации. СЭИ СО РАН, Иркутск, 1996 г.
- Колпакова Н.П. Ходили, гуляли колядовщики. Л.: Детская литература, 1984 г.
- Ляховская Л. Колядки. Энциклопедия православной обрядовой кухни. СПВ, 1993 г.