I. Содержание проекта: Изучение детьми и родителями определенной темы и представление этого материала детям подготовительной группы.
II. Тип проекта:
По доминирующей деятельности: творческий, познавательно - игровой.
По времени проведения: продолжительный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ; работа в социуме.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
III. Актуальность
В процессе работы с детьми по расширению представлений о родной стране, родном крае, родном городе, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родном городе.
Провели исследование: наблюдали за их общением, игрой, беседовали с детьми, проводили анкетирование. В результате:
- 87% детей не владели знаниями о родном городе. Они называли город, в котором живут, домашний адрес, говорили, что город им нравится, хотели бы жить в этом городе со своей семьей. Но на вопросы: что интересного есть в твоем городе? Что бы ты рассказал о своем городе приезжему другу? Дети ответить затруднялись.
- 13% детей могли рассказать историю города, назвать несколько его достопримечательностей.
После рассказов педагога о родном городе, о людях, проживающих в нем, просмотра видеоролика, фотографий и т.д., дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном городе. Необходимо было продумать работу в этом направлении.
Между тем, опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы с родителями воспитанников. Но анкетирование родителей показало, что:
- 20% родителей имеют знания о родном городе (могут рассказать историю города, символику, назвать достопримечательности и т.д.).
- 80 % родителей владеют недостаточной информацией о родном городе. Из бесед с ними выяснилось, что мало знаний о городе не потому, что они не хотят, не могут знать, а просто потому, что никогда не задумывались об этом. Отсюда вывод: недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно - патриотического воспитания.
На основании вышеизложенного у нас появилась возможность систематизировать, составить план работы с детьми и родителями по данному направлению. Возникла идея написания проекта «Любимый город».
IV. Цель
Создание условий для расширения кругозора детей и родителей о родном городе через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
V. Задачи
Расширить знания детей о достопримечательностях нашего города, об его истории, лучших людях.
Познакомить детей с видами спорта в нашем городе и его знаменитыми спортсменами, с культурной жизнью города.
Формировать представления детей о Сосновоборске – образовательном, через посещение образовательных учреждений.
Воспитывать бережное отношение к природе города.
Обобщить собранный материал по родному городу в ДОУ среди детей старшего дошкольного возраста, коллег и родителей.
Создать мини-музей «Город в зелени леса, Город в сосновом бору».
Вовлекать родителей воспитанников в совместную деятельность по изучению и представлению изученного материала о своем городе.
VI. Формы и методы работы
С детьми: познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, составление творческих рассказов, ознакомление с художественной литературой, поэзией.
С родителями:
- Беседы о важности данной проблемы.
- Оформление альбомов, папок-передвижек.
- Изготовление семейных альбомов.
- Презентация стихов о родном городе. Собственные сочинения.
- Привлечение родителей к пополнению мини-музея в группе.
VII. Предполагаемый результат
Итоговым результатом является диагностика в ходе которой определяется уровень знаний детей о родном городе и устанавливается личностный компонент.
Создание мультимедийной презентации проекта «Любимый город» и представление его коллегам и родителям ДОУ через сайт детского сада.
Создание мини-музея в группе «Город в зелени леса, город в сосновом бору…».
Оформление журнала «Мой город» с фоторепортажами экскурсий, фотографиями и рассказами детей и родителей.
Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, выставках, акциях на благо родного города.
VIII. Этапы управления проектом
Концептуальный: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта (совместно с родителями).
Исходно-диагностический: разработка и организация диагностического инструментария (совместно с психологом ДОУ).
Формирующий: деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Итогово-диагностический: оценка уровня сформированности знаний детей о родном городе и установление личностного компонента.
IX. Содержание формирующего этапа проекта.
Направления |
Формы работы с детьми |
Формы работы с родителями |
Цели |
Дата проведения |
1.Сосновоборск - исторический. |
1.Беседа "С чего начинается Родина?" (символика, герб) 2.Занятие в МВЦ: "Введение в историю родного города". 3.Экскурсия на автобусе по городу (исторические места) 4.Изготовление макета «Наша улица» (бумага) |
1.Оформление альбома "Родной город". Его история. 2.Представление собранного материала семьями о родном городе «Семейный фотоальбом». 3.Встреча с ветеранами ВОВ (круглый стол) (изготовление праздничных открыток). |
Довести до понимания детей, что Родина - это не только та страна, в которой мы живём, но и то место, где мы родились. Ознакомление детей с историей Сосновоборска, его достопримечательностями, лучшими людьми. |
Сентябрь 2009 год |
2.Сосновоборск – спортивный (совместно с детской юношеской спортивной школой (ДЮСШ)) |
1.Занятие по разделу: «Дети в музее» 2.Посещение тренировочных занятий наших борцов. 3.Рисунки детей. Выставка. |
1.Совместное посещение спорткомплекса «Надежда», лыжной базы, стадиона. 2.Оформление папки-передвижки. 3.Просмотр слайдов о спортивной жизни города. |
Развитие интереса к спорту и спортивной жизни города. |
Октябрь 2009 год |
3. Сосновоборск – культурный (совместно с отделом культуры) |
1.Целевая прогулка в цирковую студию «Сюрприз» 2.Посещение спектакля городской театральной студии «Кулиска» 3.Составление рассказов о художниках и поэтах города Сосновоборска. |
1.Представление материала о музыкальной школе семьями. 2.Оформление альбома: с фотографиями, стихами, рисунками о культурной жизни города. 3.Презентация стихов. 4.Совместное заучивание песни о Сосновоборске. |
Развитие интереса детей к культурной жизни города, желание посещать различные кружки. |
Ноябрь 2009 год |
4. Сосновоборск образовательный (совместно с администрацией ДОУ) |
1.Круглый стол. Встреча с учителями. Экскурсия в школу, техникум, в детский сад. |
1.Оформление альбома об образовании города. 2.Пополнение мини-музея книгой об истории образования г. Сосновоборска. |
Расширение знаний детей об образовании в г. Сосновоборске. Воспитывать желание учиться в школе. |
Декабрь 2009г.-январь 2010г. |
5.Природа города (совместно с педагогом доп.образования) |
1.Изготовление макета «Природа вокруг города» (природные богатства) 2.Игра-путешествие «Из нашего города – по родной стране» |
1.Совместный просмотр видеофильма «Природа вокруг нас». 2.Коллекции полезных ископаемых, гербарии семьями воспитанников и представление. 3.Конкурс семейных рисунков: «Мы за жизнь на Земле» Участие в акции «Накормим птиц». |
Формирование у детей представление о географическом положении нашего города. Продолжать знакомство с животными и птицами, обитающими в наших лесах. |
Февраль-март 2010г. |
6.Итоговое занятие «Знатоки родного города» (с участием родителей и детей старшего дошкольного возраста) |
1.Открытое занятие с участием детей старшего дошкольного возраста по данной теме. 2.Награждение на выпускном утреннике медалями «Знатоки родного города». |
1.Участие в открытом занятии. 2.Награждение активных семей в получении знаний о родном городе. 3.Круглый стол: представление диагностики (Приложение 1), анкетирование детей (Приложение 2) |
Обобщение и систематизация знаний о родном городе. |
апрель2010г. |
7.Создание мини-музея |
Пополнение и оформление мини-музея экспонатами, фотоальбомами, коллекциями. |
В течение всего проекта |