Использование информационных технологий в учебном процессе

Разделы: Математика


Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. В своей педагогической практике наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся. Я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет

  • сделать этот процесс интересным, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • поддерживать эмоциональный климат учеников на уроках, создавая занимательные и игровые ситуации, корректно реагируя на ошибки;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность учащихся (проекты, презентации, публикации и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность. 

Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя.

ИТ применяю на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока, часто используя мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, обеспечивают получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Так, при проведении математических диктантов, тестов, самостоятельных работ можно использовать взаимопроверку, проверку по образцу, самопроверку. (Слайды, приложение)

Можно использовать презентацию для проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, так как при обычной проверке домашнего задания очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Я использую презентацию и для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений. (Слайды, приложение). Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение задач.

При изучении новой темы я применяю урок-лекцию с использованием мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. При изучении нового материала ребятам можно предложить исследовательскую работу. Например, при изучении темы “Теорема Виета” учащиеся выполняют сначала практическую работу: решая квадратные уравнения, заполняют таблицу, а затем проводят исследовательский эксперимент: сравнивают коэффициенты и корни уравнений, делают вывод самостоятельно. (Слайды, приложение).

Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем, свойств, правил в жизни. (Слайды, приложение)

Применение игровых моментов при закреплении темы, например, «Умножение многочленов», делает процесс обучения увлекательным, позволяет поддерживать положительный эмоциональный климат урока. При неправильном ответе появляется надпись «Неверно», «Ошибка» или слышится смешной звук. При успешно выполненном задании вспыхивает салют, звучат фанфары или появляются надписи «Молодец!», «Поздравляем!»

Использование ИТ дает возможность для:

  • повышения мотивации обучения;
  • увеличения объема получаемой информации;
  • увеличения качества обучения и качества знаний учащихся;
  • развития информационной компетентности учащихся;
  • активного участия школьников в проектной и исследовательской деятельности.

Таким образом, активно используя в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии, получаем высокие образовательные результаты, необходимые для жизни в современном информационном обществе.