Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:
- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения,
- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ
Взаимодействие участников образовательного процесса
Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.
Остановлюсь на положительных тенденциях процесса развития взаимодействия родителей и педагогов нашего ДОУ.
К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется парциальностью, четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.
Педагогами нашего ДОУ наработана практика использования поддерживающего и развивающего или продуктивного взаимодействия с родителями. Эти типы взаимодействия помогают решать актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включают родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров. Они призваны предупреждать возникновение проблем “отцов и детей” и помогать родителям в освоении продуктивных способов общения с ребенком.
В практике педагоги учитывают и свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:
- доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;
- разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;
- учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;
- направленность педагогов и администрации ДОУ на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;
- использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов.
Учет перечисленных свойств помогает педагогам решать основные на данном этапе задачи:
Интенсифицировать работу с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.
Пересмотреть информационную политику в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъективной позиции родителей в управлении этим процессом.
Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг.
Одним из активизирующих методов является метод проектов, который получил большое распространение в нашем ДОУ. Он позволяет эффективнее использовать внутренние ресурсы образовательной системы ДОУ, включать нетрадиционные модели взаимодействия с семьей.
В настоящее время в ДОУ действует несколько проектов, которые можно разделить на группы:
- постоянно действующие: “Родительская почта”, “Малотиражная газета”, “Адаптационный клуб “Солнышко” (для родителей будущих воспитанников детского сада”.
- Краткосрочные: “Наш семейный герб”, “Семейное хобби”.
- Находящийся на начальном этапе реализации: “Музейная педагогика”.
- Направленные на совершенствование педагогического мастерства педагогов: “Клуб молодого специалиста”, “Медиацентр”.
Каждый проект включает в себя следующие структурные компоненты: обоснование, основная цель, задачи, мероприятия.
Представлю вам один из постоянно действующих проектов: “Адаптационный клуб “Солнышко” (для родителей будущих воспитанников)
Обоснование: родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, сомневаются в наличии в ДОУ условий (материальных и педагогических) для пребывания в нем своих детей.
Цель:
- оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих образовательное учреждение,
- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в облегчении адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ
Задачи:
- познакомить родителей (законных представителей) с режимом работы ДОУ, особенностями организации жизни ребенка в детском саду,
- помочь родителям подготовить ребенка к посещению ДОУ,
- познакомить родителей с системой комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом, социальном развитии детей в условиях детского сада,
- обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением и городскими структурами, занимающимися социальной и медицинской поддержкой детей и родителей.
Мероприятия:
- Разработка положения об “Адаптационном клубе “Солнышко”
- Формирование банка данных о детях, нуждающихся в образовательных и медицинских услугах ДОУ.
- Составление плана работы.
- Реализация плана.
Таким образом, стремление педагогов ДОУ к изменению формы общения с родителями несомненно является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Социальное партнерство. Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. “Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости” (П.Н. Третьяков). Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства “детский сад-семья-социум”, способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
- работу с государственными структурами и органами местного самоуправления,
- взаимодействие с учреждениями здравоохранения,
- взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры,
- взаимодействие с общественными организациями.
Взаимодействие со структурами 1 и 2 группы в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений со структурами 3 и 4 группы педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- добровольность,
- равноправие сторон,
- уважение интересов друг друга,
- соблюдение законов и иных нормативных актов,
- обязательность исполнения договоренности,
- ответственность за нарушение соглашений.
В договоре, который мы заключаем с каждым из социальных партнеров, четко определяем, что делает детский сад в интересах партнера и какую работу осуществляет партнер. Например, в договоре с “Открытым Народным Университетом “Старшее поколение” обязанности сторон определены следующим образом:
ОНУ обязуется:
Согласно утвержденному плану организовывать занятия, мастер-классы, выставки для детей и сотрудников.
- Подбирать комплекты методических разработок для организации продуктивных видов деятельности с детьми в помощь воспитательному процессу.
- Систематически информировать сотрудников о намечаемых в музеях и других организациях города.
ДОУ обязуется:
- Обеспечивать сотрудников ОНУ рабочим местом, удобным для проведения занятий, мастер-классов, выставок.
- Обеспечить явку детей, сотрудников на мероприятия, проводимые ОНУ.
Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.
Такая работа, проводимая педагогами нашего ДОУ, способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников, развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, имеющих детей с ОВЗ, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.