Монгольское нашествие на Русь (6-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели:

  • познакомить с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси;
  • воспитание чувства патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами;
  • развивать умение работ с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы.

Оборудование к уроку:

  • ноутбук, проектор с экраном;
  • DVD видео «На поле Куликовом»;
  • историческая карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками;
  • атласы для учащихся;
  • стихотворение к началу урока, о нападении на Рязань из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» (Приложение 1);
  • отрывок из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска, напечатанные на карточках для каждого ученика;
  • карточки для проверки уровня усвоения материала (для игры – 2 набора) (Приложение 2);
  • презентация к уроку.

План урока

I. Ориентационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята!...

1. Выход к теме.

Послушайте стихотворение Н.Кончаловской и сформулируйте тему урока.

Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой
Топча сухие ковыли.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колесах
С детьми и женами везли…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

(Ответы детей). Запись темы на доске, вывод на слайде.

2. Постановка цели.

На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы по этой теме?

(Ответы детей). Вывод цели на слайде.

II. Операционально-исполнительный этап

3. Просмотр видеофрагмента из диска «На поле Куликовом».

Постановка проблемы перед просмотром: на несколько ваших вопросов мы найдем ответы, просмотрев видеофрагмент.

Ответы на вопросы после просмотра:

Откуда пришли враги?

Как вы думаете, откликнуться ли русичи на призыв половцев? Почему вы так считаете?

4. Просмотр видеофрагмента (продолжение).

Ответы на вопросы: как закончилось первое столкновение русских войск и монголо-татар?

Почему таков исход битвы? Обоснуйте! (Ответы детей).

5. Работа с карточками в группах с отрывками из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска (приложение №1)

Каждая группа получает отдельный отрывок.

Ответы на вопросы:

  • Каким было монгольское войско?
  • Какую тактику использовали?
  • Чем были вооружены?

6. Рассказ учителя о том, что монголы не пошли в глубь Руси и ушли обратно.

Какой совет вы бы дали русским князьям после поражения в битве на Калке в 1223 году?

Как вы думаете, вняли бы они вашему совету?

7. Просмотр видеофрагмента (продолжение).

Как повели себя князья? (Ответы детей)

8. Стихотворение Н. Кончаловской о пожаре в Рязани (Приложение 1).

9. Рассказ учителя о героизме рязанцев и Евпатии Коловрате. (изображение Коловрата на слайде).

10. Работа с картой.

Покажите города, которые были захвачены моногло-татарами. Покажите место и назовите дату последнего крупного сражения. (Ребята выходят по одному – своеобразная физкультминутка).

11. Работа с учебником.

После победы на  р. Сить монголы решили идти на один из самых красивых и богатых городов Руси – Новгород Великий. Что заставило их повернуть на юг? (Ответы детей по тексту учебника)

12. Подведение итога первого похода Батыя.

(Ответы детей)

13. Рассказ учителя о втором походе на Русь.

14. Подведение общего итога походов.

Итак, каков итог монгольского нашествия на Русь?

В чем главная причина того, что Русь не смогла противостоять врагам?

(Ответы детей)

Вывод на слайде слов А.С. Пушкина о Европе «Европа спасена «растерзанной и издыхающей» Россией». Как вы понимаете его слова?

III. Заключительный этап

15. Запись домашнего задания.

  • прочитать параграф в учебнике;
  • закрасить контурную карту, выполнить задания;
  • выучить даты и события;
  • творческое задание: нарисовать рисунок или написать сочинение на тему «Героическая борьба русского народа с иноземными захватчиками».

16. Закрепление.

– А теперь командная игра: какая команда быстрее и правильнее построит события в хронологическом порядке (Приложение № 3)

Проверка по слайду.

– Спасибо за урок.