Знания, в противоположность вещам, обладают
неограниченной способностью к накоплению.
И. Чангли
Цель: осознание учащимися сложности процесса памяти и его взаимосвязи с другими компонентами психики человека.
Ведущая идея: наша память находится в неразрывной взаимосвязи с другими психическими процессами – вниманием, восприятием, ощущением, а также личностными способностями.
Работа с понятиями: память, запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
К работе прилагается презентация и Десять заповедей Мнемозины.
Ход занятия
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент Перед началом урока мы сегодня проведем необычный расчет по цвету: На белый, красный, желтый, зеленый рассчитайсь! |
Учащиеся ведут расчет |
2. |
Мотивационное начало урока
Видите, как много информации может воспроизвести человек. Все это и многое-многое другое содержится в вашем внутреннем мире, помогает вам ориентироваться в вашем внутреннем мире, помогает формулировать свои мысли. Хранить всю эту информацию о происшедшем с вами помогает особый отдел мозга, который называется … ПАМЯТЬЮ. Так о чем пойдет речь на нашем уроке? – Проверка памяти: буду называть цвет, а вы хлопаете в ладоши: белый, красный, желтый, зеленый. Молодцы! |
Ответы учащихся Слайд 1, 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5
О памяти Чей цвет называется, те хлопают в ладоши |
3 |
Основная часть урока 1. Люди издавна почитали Память. Древние Греки считали Богиню Памяти – Мнемозину матерью девяти муз – покровительниц всех известных в те времена наук и искусств. – Для чего нужна человеку память? Чтобы использовать образы памяти при решении жизненных проблем Чтобы не тратить зря время на то, что уже было усвоено Чтобы не повторять своих ошибок. 2. Как мы помним? Облако – Белое Мухомор – Красный Солнце – Желтое Ель – Зеленая 3. Ученые предполагают, что при поступлении сигнала от органов чувств в клетках мозга происходят биохимические изменения (перестройка молекул). В таком зашифрованном виде информация и сохраняется в вашем мозге. Известны случаи исключительной памяти: Знаменитый шахматист А. Алехин мог играть вслепую на 40 досках; полководец Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего 30-ти тысячного войска. Физминутка – каждый из вас сейчас изобразит в воздухе тот предмет, который обозначает ваш цвет. 4. Психические процессы связаны с органами чувств, у каждого органа чувств своя память ощущений, образов – это образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), она имеется и у животных. Но у человека, в отличие от животных, есть речь и язык, на которых основывается словесная память. Словесная память многократно увеличивает возможности запоминания. В памяти различают процессы:
Что такое память? Памятью называется запоминание, сохранение и восстановление прошлого опыта
Проверка памяти: вспомнили свой цвет, предмет и составили предложение с этими словами |
Слайд 6 Запишем тему урока Богиня Мнемозина
Учащиеся встают, когда называется предмет, соответствующего цвета Слайд 7
Слайд 8
Учащиеся рисуют в воздухе двумя руками свои предметы Называют органы чувств
Записывают в тетради Слайд 9
Определение в тетрадь
Слайд 10
Устно составляют предложение – определение Слайд 11 Записывают слова в тетрадь предложение, желающие зачитывают |
4. |
Проверка словесной памяти Дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце |
Записывают слова в тетрадь по памяти Проверка: слайд 12 |
5. |
Подведение итогов Что нового вы узнали сегодня на уроке? Зачем нужна человеку память? Вывод: Память – это способность мозга запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать полученную информацию. |
Ответы учащихся |
6. |
Домашнее задание Нарисовать образ богини Мнемозины. Познакомиться с заповедями Мнемозины (учитель раздает каждому 10 заповедей) Это тема следующего урока Всем спасибо за работу! |
Записывают в дневник Слайд 13
|