Коррекционно-развивающие игры и упражнения для дошкольников с нарушением речи (из опыта работы педагога хореографа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Дети с нарушением речи более зажаты в своих эмоциональных и физических проявлениях. Мышечное перенапряжение проявляется в скованности и заторможенности действий или гиперподвижности.

Одним из методов, способствующих преодолению речевых нарушений, является логоритмика. Логоритмические занятия могут иметь сюжетный характер, доступны и интересны детям. Материал подбирается соответственно теме занятия, запоминается и исполняется по принципу “пластического” интонирования с использованием движений, например:

  • “Котенок сердится” – пригибание спины, показ зубов, шипение;
  • “Плачет маленькая мышка” – зажмуривание и протирание глаз, вытирание слез с поворотом корпуса;
  • “Рассердился, заупрямился” – нахмурить лоб, руки в кулачках на поясе, можно использовать притопы;
  • “Удивился” – приподнять брови, поднять плечи, широко открыть глаза, открыть рот;
  • “Виноват” – ходьба с опущенной головой – “простите меня”;
  • “Радостное солнышко” – высоко поднять руки вверх, приподнять брови, улыбнуться “во все лицо”, покружиться на носочках, сделать шаг с хлопком. Пальчиковая гимнастика: лучики, фонарики.

Использование наглядного материала “Эмоции людей” или карточки с изображением животных из мультфильмов, вызывают у детей живой отклик. Детям хочется изобразить “обиженного медвежонка”, “радостного поросенка”, “трусливого зайчика” и т.п.

Используя ритмичные движения, дети осваивают средства художественной выразительности танца через ритм, динамику и темп музыкальных произведений. Медлительные дети нуждаются в “стимулирующей” музыке и “активных” движениях. Для этого больше всего подходят польки: спокойные, быстрые, с умеренным темпом. Полька закрепляет навыки ходьбы, легкого бега, подскоков, приставного шага, согласовывая свои движения с движениями партнера.

Для детей с гипердинамичными характеристиками показана музыка умеренного темпа, снижающая возбуждение. Это дает возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным уровнем развития темпа деятельности.

На занятиях логоритмики ребенок учится слушать речь, ее ритм, интонацию, благодаря которой может “держать” ритмический рисунок танца, выполнять движения с ускорением и замедлением темпа, координировать свои движения и физиологическое дыхание.

Игры и упражнения на занятиях хореографии по темам и календарному планированию

ОСЕНЬ. Сентябрь.

Занятие № 1. Диагностика.

Занятие № 2. Диагностика.

Занятие № 3. Осень. Урожай на грядках и в саду (овощи, фрукты).

  1. Ритмическое упражнение: “На бабушкином дворе”.
  2. Игромассаж для ног и ступней.

Занятие № 4. Палитра осени, осеннего леса.

Логоритмическое упражнение – разминка: “Листья падают танцуя и кружась”

ОСЕНЬ. Октябрь.

Занятие № 5. Ягоды, грибы.

  1. Игра – пантомима: “Солим грибы”.
  2. Логоритмика: “По малину в лес пойдем, грибов и ягод наберем”.
  3. Игра с пением и движением: “Ребятушки”.

Занятие № 6. Профессии. Труд на селе, орудия труда.

Ритмические упражнения : “Молоточек и наковаленка”, “Кролики и крольчата”, “Три поросенка”.

Занятие № 7. Непогода. Дождь, ветер. Жилище человека, сельский дом.

Игра – разминка: “Ветер дует” на….стр.11 Е.А.Алябьев

Занятие № 8. Домашние животные.

  1. Игра – перевоплощение: “Природа создала репейник, чтобы он ко всем приставал” (к животным).
  2. Игра – превращение: “Кошка и когти”

ОСЕНЬ. Ноябрь.

Занятие № 9. Дикие животные.

  1. Логоритмика : “Веселый зоосад”; “Считалочка”.
  2. Креативная игра: “Кто живет в лесу?”
  3. Игра – разминка: “В гости к Вини Пуху”.

Занятие № 10. Поздняя осень. Перелетные и зимующие птицы.

  1. Игроритмика с увеличением темпа движения: “Воробьиная дискотека”.
  2. Игра – потешка: “Любопытная ворона”.

Занятие № 11. Кузбасс наш город – столица Кузбасса. Географическая карта. Города, реки, горы.

  1. Игра на характер движений: “реки”-“горы”.

Занятие № 12. Из истории Кузбасса и г. Кемерово.

Упражнение – перевоплощение: древний человек.

ЗИМА. Декабрь.

Занятие № 13. Зима. Хозяйка зима.

  1. Ритмическое упражнение: “Зимняя фантазия”.
  2. Ритмическая игра: “Ну погоди”.

Занятие № 14. Зимние забавы детей. Игрушки.

Ритмическое упражнение: “Бал игрушек”.

  1. Игра с пением: “Веселые хлопушки”.
  2. Ритмическое упражнение: “Сосульки”

Занятие № 15. Снеговик. Снегурочка. Дед Мороз.

  1. Игра – миниатюра: “Два Мороза”.
  2. Ритмическое упражнение: “Новогодний карнавал”.

Занятие № 16. Новогодний праздник, открытки, маски, костюмы.

Ритмическая разминка: “У Деда Мороза в гостях с замораживанием”.

ЗИМА. Январь.

Занятие № 17. Рождество. Волшебные сказки.

  1. Ритмическое упражнение: “Мы пойдем по кругу 1,2,3,”

Занятие № 18. Таежные истории, снежные сказки.

  1. Упражнение миниатюра: “Снежинка – пушинка”.
  2. Шутки – минутки: “Если нравится тебе”.

Занятие № 19. Сибирские холода.

Птицы, животные в зимнем лесу и в городе

Упражнение на дыхание (имитация животных) –

– ежик фыркает,
– воздушный шарик,
– волк воет,

Занятие № 20. Поэзия зимнего пейзажа. А.С. Пушкин.

– Упражнение на расслабление мышц и дыхание.

ЗИМА. Февраль.

Занятие № 21. Мужские темы. Транспорт.

Игры – потешки: “Трактор”, “Паровозик”, “Поехали”..

Занятие № 22. Защитники Отечества. Георгий Победоносец.

  1. Ритмическая игра: “Запрещенное движение”.
  2. Игра с приговорками

Занятие № 23. Мужские профессии. Инструменты. С. Я. Маршак.

  1. Логоритмика “Хлопай”.
  2. Игра – перевоплощение: “Великаны и гномы”

Занятие № 24. Аквариумные рыбы. Профессии, хобби.

  1. Пальчиковая гимнастика: “Флажок”, “Пароход”.
  2. Игроритмика с увеличением темпа: “Воробьиная дискотека”.

ВЕСНА. Март.

Занятие № 25. Весна. Весеннее настроение, солнце, капель.

  1. Упражнение массаж:”Печем для мамы торт”
  2. Игроритмика: “Цветик-семицветик”

Занятие № 26. Мамин праздник.

  1. Игра – комплимент: “Ай, да я!” (показ себя).
  2. Креативная игра: “Выставка картин”

Занятие № 27. Мебель. Посуда.

Упр.: “Что умеют наши ручки”.
Игропластика: “Танец чашек вокруг Самовара”

Занятие № 28. Женские профессии. Женские штучки.

  1. Игровой самомассаж с речетативом.
  2. Ритмическое упражнение: “Магазин игрушек”

ВЕСНА. Апрель.

Занятие № 29. Наука и космос. Первооткрыватели– пионеры.

Игроритмика: “Погода” (ветер, ветер сильный, дождь, сильный дождь, буря.

Занятие № 30. Путешествия. Животные жарких стран.

Игра – превращение: “Кошки и когти”

Занятие № 31. Культурные традиции, обычаи. Пасха.

Упражнение – массаж: “Печем для бабушки пасху”

Занятие № 32. Весенний разлив воды, кораблики, ручеек. А. Барто.

  1. Упражнения с водой на релаксацию.
  2. Этюд: “танец морских волн” “Ветер – дирижер волн”. Дети на 1-ый,2-ой – две волны танцуют попеременно под спокойную, среднюю, музыку.

ВЕСНА. Май.

Занятие № 33. Наша Россия – Родина. Москва – столица. Праздничный салют.

  1. Музыкальная игра на определение характера музыки (изобразить мимикой и движениями тела).

Занятие № 34. Весенние первоцветы. Деревья и цветы.

  1. Упражнение: “Вальс цветов”, “Как растут деревья”
  2. Пальчиковая гимнастика:“Зеркало”, “Цветочек”, “Грабли”.

Занятие № 35. Насекомые.

  1. Игра – комплимент: “Выбери меня”.
  2. Игра – “Паучки на ниточке”

Занятие № 36. Школа. Школьные принадлежности.

  1. Ритмическое упражнение: “Кто в портфеле живет?”.
  2. Упражнение на партере: “Это левая рука, это правая рука”.

Сводная таблица упражнений по календарному планированию:

Осень

Сентябрь Октябрь Ноябрь
Обследование. Диагностика детей
  1. Игра – пантомима: “Солим грибы”.
  2. Логоритмика “Лесная зверобика”.
  3. Игра с пением и движением: “Ребятушки”.
  1. Логоритмика : “Веселый зоосад”; “Считалочка”
  2. Игра – превращение: “Кошка и когти”
Обследование. Диагностика детей Ритмические упражнения : “Зайцы побегайцы”, “Три поросенка”.
  1. Ритмическое упражнение: “На бабушкином дворе”.
  2. Игромассаж для ног и ступней.
Игра – разминка: “Ветер дует” на….стр.11 Е.А.Алябьев
  1. Игра на характер движений: “реки”-“горы”
Логоритмическое упражнение – разминка: “Листья падают танцуя и кружась” Игра – перевоплощение: “Природа создала репейник, чтобы он ко всем приставал (к животным) Упражнение – перевоплощение: древний человек

Зима

Декабрь Январь Февраль
  1. Ритмическое упражнение: “Зимняя фантазия”.
  2. Ритмическая игра: “Ну погоди”.
1.Ритмическое упражнение: “Мы пойдем по кругу 1,2,3,” Игры – потешки: “Трактор”, “Паровозик”, “Поехали”..
  1. Игра с пением: “Веселые хлопушки”.
  2. Ритмическое упражнение: “Сосульки”
  1. Шутки – минутки: “Если нравится тебе”.
  2. Упражнение миниатюра: “Снежинка – пушинка”.
  1. Ритмическая игра: “Запрещенное движение”.
  2. Таней – игра с приговорками
  1. Игра – миниатюра: “Два Мороза”.
  2. Ритмическое упражнение: “Новогодний карнавал”.
Упражнение на дыхание (имитация животных) –

-ежик фыркает,
-воздушный шарик,
-волк воет,
-филин ухает.

  1. Логоритмика6 “Хлопай”.
  2. Игра – перевоплощение: “Великаны и гномы”
Ритмическая разминка: “У Деда Мороза в гостях с замораживанием” Упражнение на расслабление мышц и дыхание: “Ныряние, волны шипят, лодочка плывет, дельфинчик”
  1. Игроритмика с увеличением темпа: “Воробьиная дискотека”.
  2. Пальчиковая гимнастика: “Флажок”, “Пароход”

Весна

Март Апрель Май
  1. Упражнение массаж:”Печем для мамы торт” стр.16
  2. Игроритмика: “Цветик-семицветик”
Игроритмика: “Погода” (ветер, ветер сильный, дождь, сильный дождь, буря.
  1. Игра – превращение: “Пограничники” (не пропустят врага).
  2. Музыкальная игра на определение характера музыки, изобразить мимикой.
  1. Игра – комплимент: “Ай, да я!” (показ себя).
  2. Креативная игра: “Выставка картин”
  1. Игра – комплимент: “Выбери меня”.
  2. Пальчиковая гимнастика: “Зеркало”, “Цветочек”, “Грабли”.
  1. Танец – миниатюра: “Топ, топ по паркету”, “Инопланетяне”.
  2. Игроритмика: “Иголка и нитка”.
Игропластика: “Бабочки порхают”, “Цветочек распустился” Релаксация : “Волшебный сон”, “У самого моря”, “На поляне”
  1. Игра – перевоплощение в улиток, гусениц, комариков и т.д.
  2. Танец на полянке.
  1. Ритмическое упражнение: “Магазин игрушек”
  2. Игровой самомассаж с речетативом.
Этюд: “танец морских волн” “Ветер – дирижер волн”. Дети на 1-ый,2-ой – две волны танцуют попеременно под спокойную, среднюю,мощнуюмузык.
  1. Ритмическое упражнение: “Кто в сказке живет?”.
  2. Упражнение на партере: “Кузнечик”, “Лягушка”, “Змея”.