Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Дети с нарушением речи более зажаты в своих эмоциональных и физических проявлениях. Мышечное перенапряжение проявляется в скованности и заторможенности действий или гиперподвижности.
Одним из методов, способствующих преодолению речевых нарушений, является логоритмика. Логоритмические занятия могут иметь сюжетный характер, доступны и интересны детям. Материал подбирается соответственно теме занятия, запоминается и исполняется по принципу “пластического” интонирования с использованием движений, например:
- “Котенок сердится” – пригибание спины, показ зубов, шипение;
- “Плачет маленькая мышка” – зажмуривание и протирание глаз, вытирание слез с поворотом корпуса;
- “Рассердился, заупрямился” – нахмурить лоб, руки в кулачках на поясе, можно использовать притопы;
- “Удивился” – приподнять брови, поднять плечи, широко открыть глаза, открыть рот;
- “Виноват” – ходьба с опущенной головой – “простите меня”;
- “Радостное солнышко” – высоко поднять руки вверх, приподнять брови, улыбнуться “во все лицо”, покружиться на носочках, сделать шаг с хлопком. Пальчиковая гимнастика: лучики, фонарики.
Использование наглядного материала “Эмоции людей” или карточки с изображением животных из мультфильмов, вызывают у детей живой отклик. Детям хочется изобразить “обиженного медвежонка”, “радостного поросенка”, “трусливого зайчика” и т.п.
Используя ритмичные движения, дети осваивают средства художественной выразительности танца через ритм, динамику и темп музыкальных произведений. Медлительные дети нуждаются в “стимулирующей” музыке и “активных” движениях. Для этого больше всего подходят польки: спокойные, быстрые, с умеренным темпом. Полька закрепляет навыки ходьбы, легкого бега, подскоков, приставного шага, согласовывая свои движения с движениями партнера.
Для детей с гипердинамичными характеристиками показана музыка умеренного темпа, снижающая возбуждение. Это дает возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным уровнем развития темпа деятельности.
На занятиях логоритмики ребенок учится слушать речь, ее ритм, интонацию, благодаря которой может “держать” ритмический рисунок танца, выполнять движения с ускорением и замедлением темпа, координировать свои движения и физиологическое дыхание.
Игры и упражнения на занятиях хореографии по темам и календарному планированию
ОСЕНЬ. Сентябрь.
Занятие № 1. Диагностика.
Занятие № 2. Диагностика.
Занятие № 3. Осень. Урожай на грядках и в саду (овощи, фрукты).
- Ритмическое упражнение: “На бабушкином дворе”.
- Игромассаж для ног и ступней.
Занятие № 4. Палитра осени, осеннего леса.
Логоритмическое упражнение – разминка: “Листья падают танцуя и кружась”
ОСЕНЬ. Октябрь.
Занятие № 5. Ягоды, грибы.
- Игра – пантомима: “Солим грибы”.
- Логоритмика: “По малину в лес пойдем, грибов и ягод наберем”.
- Игра с пением и движением: “Ребятушки”.
Занятие № 6. Профессии. Труд на селе, орудия труда.
Ритмические упражнения : “Молоточек и наковаленка”, “Кролики и крольчата”, “Три поросенка”.
Занятие № 7. Непогода. Дождь, ветер. Жилище человека, сельский дом.
Игра – разминка: “Ветер дует” на….стр.11 Е.А.Алябьев
Занятие № 8. Домашние животные.
- Игра – перевоплощение: “Природа создала репейник, чтобы он ко всем приставал” (к животным).
- Игра – превращение: “Кошка и когти”
ОСЕНЬ. Ноябрь.
Занятие № 9. Дикие животные.
- Логоритмика : “Веселый зоосад”; “Считалочка”.
- Креативная игра: “Кто живет в лесу?”
- Игра – разминка: “В гости к Вини Пуху”.
Занятие № 10. Поздняя осень. Перелетные и зимующие птицы.
- Игроритмика с увеличением темпа движения: “Воробьиная дискотека”.
- Игра – потешка: “Любопытная ворона”.
Занятие № 11. Кузбасс наш город – столица Кузбасса. Географическая карта. Города, реки, горы.
- Игра на характер движений: “реки”-“горы”.
Занятие № 12. Из истории Кузбасса и г. Кемерово.
Упражнение – перевоплощение: древний человек.
ЗИМА. Декабрь.
Занятие № 13. Зима. Хозяйка зима.
- Ритмическое упражнение: “Зимняя фантазия”.
- Ритмическая игра: “Ну погоди”.
Занятие № 14. Зимние забавы детей. Игрушки.
Ритмическое упражнение: “Бал игрушек”.
- Игра с пением: “Веселые хлопушки”.
- Ритмическое упражнение: “Сосульки”
Занятие № 15. Снеговик. Снегурочка. Дед Мороз.
- Игра – миниатюра: “Два Мороза”.
- Ритмическое упражнение: “Новогодний карнавал”.
Занятие № 16. Новогодний праздник, открытки, маски, костюмы.
Ритмическая разминка: “У Деда Мороза в гостях с замораживанием”.
ЗИМА. Январь.
Занятие № 17. Рождество. Волшебные сказки.
- Ритмическое упражнение: “Мы пойдем по кругу 1,2,3,”
Занятие № 18. Таежные истории, снежные сказки.
- Упражнение миниатюра: “Снежинка – пушинка”.
- Шутки – минутки: “Если нравится тебе”.
Занятие № 19. Сибирские холода.
Птицы, животные в зимнем лесу и в городе
Упражнение на дыхание (имитация животных) –
– ежик фыркает,
– воздушный шарик,
– волк воет,
Занятие № 20. Поэзия зимнего пейзажа. А.С. Пушкин.
– Упражнение на расслабление мышц и дыхание.
ЗИМА. Февраль.
Занятие № 21. Мужские темы. Транспорт.
Игры – потешки: “Трактор”, “Паровозик”, “Поехали”..
Занятие № 22. Защитники Отечества. Георгий Победоносец.
- Ритмическая игра: “Запрещенное движение”.
- Игра с приговорками
Занятие № 23. Мужские профессии. Инструменты. С. Я. Маршак.
- Логоритмика “Хлопай”.
- Игра – перевоплощение: “Великаны и гномы”
Занятие № 24. Аквариумные рыбы. Профессии, хобби.
- Пальчиковая гимнастика: “Флажок”, “Пароход”.
- Игроритмика с увеличением темпа: “Воробьиная дискотека”.
ВЕСНА. Март.
Занятие № 25. Весна. Весеннее настроение, солнце, капель.
- Упражнение массаж:”Печем для мамы торт”
- Игроритмика: “Цветик-семицветик”
Занятие № 26. Мамин праздник.
- Игра – комплимент: “Ай, да я!” (показ себя).
- Креативная игра: “Выставка картин”
Занятие № 27. Мебель. Посуда.
Упр.: “Что умеют наши ручки”.
Игропластика: “Танец чашек вокруг Самовара”
Занятие № 28. Женские профессии. Женские штучки.
- Игровой самомассаж с речетативом.
- Ритмическое упражнение: “Магазин игрушек”
ВЕСНА. Апрель.
Занятие № 29. Наука и космос. Первооткрыватели– пионеры.
Игроритмика: “Погода” (ветер, ветер сильный, дождь, сильный дождь, буря.
Занятие № 30. Путешествия. Животные жарких стран.
Игра – превращение: “Кошки и когти”
Занятие № 31. Культурные традиции, обычаи. Пасха.
Упражнение – массаж: “Печем для бабушки пасху”
Занятие № 32. Весенний разлив воды, кораблики, ручеек. А. Барто.
- Упражнения с водой на релаксацию.
- Этюд: “танец морских волн” “Ветер – дирижер волн”. Дети на 1-ый,2-ой – две волны танцуют попеременно под спокойную, среднюю, музыку.
ВЕСНА. Май.
Занятие № 33. Наша Россия – Родина. Москва – столица. Праздничный салют.
- Музыкальная игра на определение характера музыки (изобразить мимикой и движениями тела).
Занятие № 34. Весенние первоцветы. Деревья и цветы.
- Упражнение: “Вальс цветов”, “Как растут деревья”
- Пальчиковая гимнастика:“Зеркало”, “Цветочек”, “Грабли”.
Занятие № 35. Насекомые.
- Игра – комплимент: “Выбери меня”.
- Игра – “Паучки на ниточке”
Занятие № 36. Школа. Школьные принадлежности.
- Ритмическое упражнение: “Кто в портфеле живет?”.
- Упражнение на партере: “Это левая рука, это правая рука”.
Сводная таблица упражнений по календарному планированию:
Осень |
||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
Обследование. Диагностика детей |
|
|
Обследование. Диагностика детей | Ритмические упражнения : “Зайцы побегайцы”, “Три поросенка”. | |
|
Игра – разминка: “Ветер дует” на….стр.11 Е.А.Алябьев |
|
Логоритмическое упражнение – разминка: “Листья падают танцуя и кружась” | Игра – перевоплощение: “Природа создала репейник, чтобы он ко всем приставал (к животным) | Упражнение – перевоплощение: древний человек |
Зима |
||
Декабрь | Январь | Февраль |
|
1.Ритмическое упражнение: “Мы пойдем по кругу 1,2,3,” | Игры – потешки: “Трактор”, “Паровозик”, “Поехали”.. |
|
|
|
|
Упражнение на дыхание (имитация животных)
–
-ежик фыркает, |
|
Ритмическая разминка: “У Деда Мороза в гостях с замораживанием” | Упражнение на расслабление мышц и дыхание: “Ныряние, волны шипят, лодочка плывет, дельфинчик” |
|
Весна |
||
Март | Апрель | Май |
|
Игроритмика: “Погода” (ветер, ветер сильный, дождь, сильный дождь, буря. |
|
|
|
|
Игропластика: “Бабочки порхают”, “Цветочек распустился” | Релаксация : “Волшебный сон”, “У самого моря”, “На поляне” |
|
|
Этюд: “танец морских волн” “Ветер – дирижер волн”. Дети на 1-ый,2-ой – две волны танцуют попеременно под спокойную, среднюю,мощнуюмузык. |
|