Именно дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально – чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании детей происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности.
Однако, в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях работают воспитатели, в базовом образовании которых отсутствует экология, – они не изучали ее ни в школе, ни в педагогическом училище, поэтому программа повышения квалификации по экологическому воспитанию детей – это единственный путь обретения педагогами экологической грамотности.
Одним из важнейших направлений работы коллектив Детской Экологической станции считает работу по преемственности экологического воспитания с дошкольными образовательными учреждениями города (ДОУ). Идеи интегрированного подхода во взаимодействии с ДОУ основаны на региональном компоненте и только в сообществе с родителями и педагогами. На данном этапе нашего взаимодействия, ДЭС является не только связующим, но и ведущим звеном в системе непрерывного экологического образования. Вся методическая работа строится на договорной основе и способствует атмосфере творчества и сотрудничества. С 1997 года данная работа ведется по 3-ем направлениям:
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа с детьми.
Цель сотрудничества – обеспечение непрерывного экологического образования детей, творческий рост педагогов ДОУ и повышение экологического образования родителей.
С целью обновления теоретических знаний педагогов дошкольных учреждений через консультирование и семинарские занятия в области экологического образования, ведется просветительская работа педагогов ДОУ. Правильно построенная и практически подкрепленная система обучения формирует экологическое мышление педагогов, развивает их экологическое сознание, культуру видения и использования природы, поднимает уровень духовности, позволяет понять глобальные экологические проблемы Земли.
В данном пособии обобщен опыт работы педагогических работников МОУ ДОД «Детской Экологической станции» города Новый Уренгой (опорного учреждения в ЯНАО), который способствует повышению уровня экологического образования и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Сотрудники Детской Экологической станции надеются, что наши разработки помогут многим дошкольным работникам и родителям детей дошкольного возраста по-новому взглянуть на проблему экологического воспитания детей и позволит им практически реализовать эти знания в своей работе.
К работе прилагаются статьи:
- Наблюдение как метод экологического образования и воспитания дошкольников (Приложение 1)
- Народное творчество, традиции, как средство формирования экологической культуры детей (Приложение 2)
- Организация и экологизация предметной среды (Приложение 3)
- Уход за растениями в зимний период (Приложение 4)