Цели:
- Образовательные:
- отработка умений и навыков решения квадратных уравнений;
- проверка сформированности умений применения изученных способов решения квадратных уравнений;
- познакомить учащихся способом решения квадратных уравнений, используя свойства коэффициентов.
- Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление.
- Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к учебному труду;
- развивать интерес к математике;
- воспитывать любовь и уважение к истории, гордости за страну, за свой народ, уважение памяти героям Великой Отечественной войны.
Девиз урока: |
|
«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С.Коваль |
«Никто не забыт, ничто не забыто» |
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, компьютер, альбом «Дети – герои войны», жетоны «Ордена Красной Звезды», карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит песня «День Победы» (музыка Д.Тухманова, сл.В.Харитонова).
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
Сегодня мы проводим урок по теме «Решение квадратных уравнений» в виде игры «Знаток квадратных уравнений». Каждый из вас будет бороться за это звание. За правильные ответы будете получать жетоны. («Орден Красной Звезды» У кого окажется самое большее количество жетонов, тот и станет Знатоком квадратных уравнений. Итак, сегодня мы с вами должны вспомнить и повторить ранее изученные способы решения квадратных уравнений и ознакомиться с новым. Всем желаю удачи!
- Ребята, как вы думаете, почему звучала эта музыка? О чем она?
- Да, о Победе… А вот сколько лет этой победе узнаем сейчас.
II. Актуализация знаний
Решая уравнения, найдите зашифрованные слова (задания на карточках).
Е |
Т |
Ш |
С |
Д |
С |
Т |
Ь |
Я |
Е |
-0,5;5 |
+2;-2 |
-3;3 |
21 |
1 |
-2;1 |
корней |
13 |
2;3 |
2009 |
Я |
Т |
Ь |
П |
+1;-1 |
0; |
0; 1/6 |
-√6; √6 |
1.х2 = 9 |
|
- 3 и 3 |
2.(х-5) (х+ ½) =0 |
|
5; - 0,5 |
3.х2+х – 2 = 0 |
|
- 2 и 1 |
4.Ζ2 + 81 = 0 |
|
корней нет |
5.√х+3 =4 |
|
13 |
6.( х – 1)2 = 0 |
|
1 |
7.Ζ – 2009 = 0 |
|
2009 |
8. ( х-5 ) / 2 = 8 |
|
21 |
9.х2 - 5х + 6 = 0 |
|
2 и 3 |
10. m2 – 4 = 0 |
|
+ 2 и - 2 |
1. х2 = 6 |
|
± √6 |
2.80 + у2 = 81 |
|
± 1 |
3.9х2= 0 |
|
0 |
4.6 х2 – х = 0 |
|
0; 1/6 |
- Итак, ребята, сколько лет скоро исполнится Победе советского народа над фашистской Германией?
Ответ: 65 лет Победе советского народа.
Людские потери
В годы Великой Отечественной войны страна потеряла более 27 млн человек.
- По данным Министерства Обороны России безвозвратные потери в ходе боевых действий на советско-германском фронте с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года составили 8 860 400 советских военнослужащих.
- Во время Великой Отечественной войны всего пропали без вести и попали в плен 3 396 400 военнослужащих.
- Потери гражданского населения СССР в Великой Отечественной войне приблизительно 13,7 млн человек.
- Из Башкирии на фронт ушло 730 тысяч человек, из них 370 тысяч погибло.
- Из Бурзянского района на различных фронтах участвовали 2 200 человек. По Байгазинскому сельскому совету (д. Байгаза, д. Новоусманово) - участвовали более 90 человек, многие из которых не вернулись.
Имущественные потери
- За годы войны на советской территории было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа ,более 70 тысяч сел и деревень;
- 32 тысячи промышленных предприятий, разгромлены 98 тысяч колхозов и 1876 совхозов.
В целом материальные потери СССР оцениваются суммой около 2 трлн 600 млрд рублей.
Несмотря на огромные потери как людские, так и имущественные, наша страна одержала победу. Страна процветает.
Делается все, чтобы вы – дети учились в прекрасных школах и не знали ужасов войны.
III.Изучение нового материала
- Итак, перейдем к изучению нового материала. Запишите число и тему урока «Решение квадратных уравнений»
- Мы решали квадратные уравнения с различными способами: выделением квадрата двучлена, по формуле корней, теоремы Виета, графически и каждый раз убеждались в том, что уравнение можно решить легче и быстрее. Сегодня мы познакомимся еще с одним способом решения, которой позволит устно и быстро находить корни квадратного уравнения.
2. Задание (устно) Назовите коэффициенты в каждом уравнении и найдите сумму коэффициентов.
- 4 х2- 5 х + 1 = 0
- 9 х2 – 6 х + 10 = 0
- х2 + 2 х – 2 = 0
- х2 – 3 х – 1 = 0
- При решении некоторых квадратных уравнений, оказывается, немало важную роль играет сумма коэффициентов. Рассмотрим это на уравнениях, которое вы решали дома.
3. Проверка домашнего задания. Применения решения к изучению нового свойства (на доске записаны квадратные уравнения, решить которых нужно было дома).
сумма коэффициентов |
|
корни |
|
|
х2 + х - 2 = 0 |
|
0 |
|
х1 = 1, х2 = - 2 |
х2 + 2х - 3 = 0 |
|
0 |
|
х1 = 1, х2 = - 3 |
х2 - 3х + 2 = 0 |
|
0 |
|
х1 = 1, х2 = 2 |
5х2 - 8х + 3 = 0 |
|
0 |
|
х1 = 1, х2 = 3 / 5 |
Посмотрите на эти уравнения и их корни. Попробуйте найти какую-то закономерность:
- В корнях этих уравнений;
- В соответствии между отдельными коэффициентами и корнями;
- В сумме коэффициентов.
Ответ:
- Первый корень равен 1;
- Второй корень равен с или с/а;
- Сумма коэффициента равна 0.
- К какому выводу вы пришли?
Ответ: Если уравнении ах2 + вх + с = 0; а + в + с = 0; х1 = 1, х2 = с/а
Если а = 1, то х1 = 1, х2 =с .
4. Рассмотрим уравнения
х2 + 3х + 2 = 0 |
|
х1 = -1, х2 = - 2 |
х 2 - 5х - 6 = 0 |
|
х1 = - 1, х2 = 6 |
7х 2 + 9х + 2 = 0 |
|
х1 = -1, х2 = - 2 / 9 |
Аналогично можно установить связь между коэффициентами и корнями , в этом случае: ах2 + вх + с = 0
а = 0 , если а - в + с = 0 , то х1 = -1, х2 = - с/а
Эти свойства применяют для устного решения квадратных уравнений.
IV. Закрепление изученного материала
По учебнику устно решите следующие задания №534(а,б), №539 (г,е) (они заранее решались по формуле). №576 (б), №586 (а)
Решите уравнения и записав его корни, отметьте точки на координатной плоскости. Соедините точки 1 с 2 и с 3; 4 с 5 и с 3; 2 с 5
(Карточки заранее изготовлены.)
1.х 2 - 8х = 0 |
|
(х1 , х2) |
|
точка 1. 0 и 8 |
2.х 2 + 12х + 35 = 0 |
|
(х1 , х2) |
|
точка 2. -5 и - 7 |
3.х 2 + 2х - 35 = 0 |
|
(х1 , х2) |
|
точка 3. 5 и - 7 |
4.х 2 + 4х - 21 = 0 |
|
(х1 , х2) |
|
точка 4. -7 и 3 |
5.х 2 - 10х + 21 = 0 |
|
(х1 , х2) |
|
точка 5. 7 и 3 |
- Ребята, что у вас получилось?
- Да, звездочка.
V.Физкультминутка
(Под музыку «Фронтовая дорожка» слова Б.Ласкина, музыка Б.Мокроусова.)
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперед.
Раз – согнутся – разогнутся,
Два – согнуться – потянутся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть тихо сесть
VI. Самостоятельная работа
I вариант |
II вариант |
Решите уравнения: |
Решите уравнения: |
Ребята, теперь обменяйтесь тетрадями и сверяйте ответы.
За мужество, отвагу и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны:
- удостоены звания Героя Советского Союза 11 тыс. 635 человек;
- орденом Красной Звезды награждены 3876740 человек
- За отвагу и мужество в годы Великой Отечественной войны были награждены этой медалью и маленькие герои большой войны ( имеется альбом) Надя Богданова, Валя Зенкина, Аркадий Каманин .
- создана книга «Память» в 22-х томах, «Улар Еңеү менән кайтты” в 14 книгах;
- более 330 тысяч человек Башкирии награждены орденами и медалями за мужество и героизм на фронтах и в тылу.
Самостоятельная работа
Ответы:
I вариант |
II вариант |
а)По 3 ордена Красной Звезды имеют дважды Герой Советского Союза Гареев Мусса Гайсинович и Гареев Махмут Ахметович – генерал армии. |
а)Во время Великой Отечественной войны наряду со остальными огромный вклад за Победу внесла 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. |
VII.Подведение итогов
1. Устный опрос (способы решения квадратных уравнений)
2. Решение кроссворда (найдите слова по горизонтали)
- Уравнение вида ах2 + вх + с = 0 , где х – переменная, а,в,с, - некоторые числа, причем а неравно нулю, называется ….
- Которой из коэффициентов в квадратном уравнении а, в, с, не должен равняться нулю…
- Это …. Х = - в ±√Д / 2а, где Д = в2 – 4ас корней квадратного уравнения.
- 9.Французский математик – один из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развело теорию уравнений. Изучили его теорему.
- Уравнение, в котором первый коэффициент равен 1…
- «Дискриминант « по – латыни – …….
- Если Д меньше 0, то у квадратного уравнения корней….
- Если в уравнении ах2 +вх +с хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0, то уравнение называется … .
- Какое слово получилось по вертикали?
- Да, Шаймуратов. М.М.Шаймуратов – командир 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии. Награжден орденом Красного Знамени, Красной Звезды ,медалью «20 лет РККА». Именем его названа одна из улиц в г. Уфе, герой воспет в песне «Шаймуратов -генерал» (муз. З. Исмагилова, сл. К.Даяна), именем Шаймуратова названы колхозы и совхозы Башкортостана, одна из улиц нашей деревни также носит имя героя.
- Итак, ребята, мы сегодня на уроке ознакомились еще с одним способом решения квадратных уравнений, отработали ранее изученные способы и наряду с этим поговорили о героях Великой Победы … .
Давайте почтим память героев минутой молчания.
Звучат слова:
«Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим …
Это нужно - не мертвым !
Это нужно живым.
Вечная слава героям!!!»
За это время подсчитываем жетоны и выявляем «Знатока квадратных уравнений», и вручаем победителю «Орден Красной звезды»
VIII. Задание на дом.
По учебнику Ю.Н. Макарычева и др. №638(а),№641(з)
Творческое задание .Решите уравнения:
I |
|
|
|
|
1.х 2 + 14х = 0 |
|
(-14,0) |
|
cоедините точки уравнений 1 - 6 |
2.х 2 + 10х = 0 |
|
(-10,0) |
|
(корни уравнений) |
3.х 2 + 6х - 40 = 0 |
|
(-10,4) |
|
5.х 2 +4х -140 = (-14,10) |
4.х 2 = 100 |
|
(-10,10) |
|
6.х 2 +10х -56 = 0 (-14,4) |
II |
|
|
|
|
1.х 2 + 8х = 0 |
|
|
|
cоедините точки уравнений 1 - 5 |
2.х 2 + 2х - 48 = 0 |
|
|
|
4.х 2 - 2 х -24 = 0 |
3.х 2 + 5 х – 6 = 0 |
|
|
|
5.х 2 + 4х = 0 |
III |
|
|
|
|
1.х 2 + 2х = 0 |
|
|
|
cоедините точки уравнений 1 – 3 , 4,5 |
2.х 2 - 6х = 0 |
|
|
|
4.х 2 - х – 2 = 0 |
3.х 2 - 2х = 0 |
|
|
|
5.х 2 - 3х + 2 = 0 |
IV |
|
|
|
|
1.х 2 - 4х = 0 |
|
|
|
cоедините точки уравнений 1 - 7 |
2.х 2 - 9 х + 8 = 0 |
|
|
|
5.х 2 - 14х + 48 = 0 |
3.х 2 - 5х + 4 = 0 |
|
|
|
6.х 2 - 9 х + 8 = 0 |
4.х 2 - 10 х + 24 = 0 |
|
|
|
7.х 2 - 8 = 0 |
V |
|
|
|
|
1.х 2 - 10 х = 0 |
|
|
|
cоедините точки уравнений 2,3 |
2.х 2 - 11 х + 10 = 0 |
|
|
|
|
3.х 2 - 100 = 0 |
|
|
|
|
Ответ (творческой работы на координатной плоскости получается): 9 мая!
Урок окончен. Спасибо за урок.