Исследовательский подход в обучении младших школьников - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
- во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
- в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
- в активизации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
- в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
- в изменении характера взаимоотношений «учитель - ученик - коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущим в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приёмы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями, а также общедидактические приёмы: анализ и установление причинно – следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования.
Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, пробуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного.
В своей работе я стараюсь как можно чаще создавать в обучении такие ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного; ситуаций, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от ученика изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования; ситуации свободного выбора задания как творческого так и репродуктивного характера. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную, работу в парах.
Исследовательский подход в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания в процессе учебного познания на всех его этапах: от восприятия до применения на практике.
Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Урок математики в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Тема: «Решаем задачи».
Цели: Формирование умений и навыков выделять условие и вопрос задачи, решать задачи.
Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, пространственные представления, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память. Воспитывать интерес к предмету; чуткое и бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Оборудование: учебник «Математика ч.1», рабочая тетрадь «Математика № 2», счётный материал, фишки, касса цифр и арифметических знаков, геометрические фигуры.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек, аромат цветов. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Актуализация опорных знаний (умения вести счёт в прямом и обратном порядке в пределах 10; представлять числа от 2 до 10 в виде суммы двух слагаемых; умения выполнять сложение вычитание в пределах 10).
1) - Просчитать от 0 до 10;
- просчитать от 10 до 0;
- назови соседей числа 3, 5, 8;
- какое число стоит между числами 3 и 5, 6 и 8, 8 и 10;
- возьмите 8 фищек в две руки. (Как можно взять фишки по другому?)
2) - Проверьте, правильно ли решён каждый пример. Если пример решён правильно, то впишите в квадрат букву из столбика П (правильно).
|
|
|
|
|
Равенства |
П (правильно) |
Н (неправильно) |
6 + 2 = 8 |
П |
Ш |
7 – 1 = 8 |
У |
Ч |
7 – 3 = 4 |
Е |
Я |
6 – 3 = 2 |
К |
Л |
5 + 0 = 5 |
Р |
З |
8 – 3 = 5 |
Р |
Г |
9 – 1 = 8 |
О |
А |
П |
е |
р |
р |
о |
- Прочитайте слово. (Перро.) Кто это? Какие сказки Ш. Перро вы знаете?
- Послушайте стихотворение.
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней.
- Как зовут эту девочку? Сегодня мы проведём урок вместе с Красной Шапочкой.
3) Решение задачи в стихах.
Красная Шапочка к бабушке шла,
Гостинцы в корзиночке внучка несла.
Шла не спеша по знакомой тропинке,
Грибы собирала, их клала в корзинку,
Белый, рыжий, два маслёнка.
Три весёленьких опёнка.
Подосиновик велик - этим он и знаменит.
Сколько же всего грибков?
У кого ответ готов?
- Покажите ответы с помощью кассы цифр. Какой способ помог вам найти ответ задачи? ( Ученик: - «Я выкладывал фишки: один гриб – одна фишка».)
4) Поиск четырёхугольников среди геометрических фигур.
- Какие фигуры ты заметил, расскажи, а четырёхугольники - покажи!
Учитель обращает внимание на правильный показ четырёхугольника: ученик ведёт по одной из сторон, продолжает вести по другой стороне фигуры и т.д., не отрывая указку от доски.
5) Задание на внимание.
- Найдите сходство и различие в рисунках. (Рисунки – клоуны, составленные из геометрических фигур.)
6) Упражнения на координацию движений.
- Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Вернитесь в исходное положение. Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох. (Аналогично упражнение выполняется через правое плечо.)
- Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа. Поменяйте положение рук. Расскажите, как теперь надо выполнять задание. Выполните его.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться решать задачи.
4. Изучение нового материала.
а) Работа по учебнику стр. 68 – 69.
№1 - Решение задач с помощью рисунка и фишек (коллективно).
№ 2 - Выкладывание решения задачи цифрами из кассы (работа в парах).
№ 3 - Нахождение задачи и её решения (фронтально).
б) Работа в тетради № 2 стр.15 – 17.
№ 1 - Составление условия задачи по данному рисунку. Ответы на вопросы.
№ 2 - Нахождение карточки с задачей и её решение.
5. Физкультминутка.
6. Работа над пройденным материалом.
а) Решение примеров.
- № 5 уч. - устно, фронтально.
- №5 тетр. - самостоятельно.
б) Измерение длины отрезков. Определение самого короткого отрезка.
- № 4 тетр. - работа в парах
в) Дорисовать правую часть буквы Н и левую часть буквы П. Сосчитать сколько клеток занимает каждая буква.
- №7 тетр. - самостоятельно
г)
Решение задач в стихах.
Если ты считать умеешь,
На вопрос ответишь смело:
Сколько птичек – невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьёв драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две пары снегирей.
Запишите решение этой задачи с помощью кассы цифр. Попробуйте составить несколько разных решений. Приготовьтесь объяснить, почему составили такое решение.
(Обсуждаются решения: 2+2+2+2+2=10; 2+2+2+2*2=10; 2*5=10.)
7. Физкультминутка.
д) Дописывание пропущенных чисел.
- Волк записал разные числа, а заяц записал под ними свой ряд чисел , располагая числа по закономерности. Выберите из кассы цифр карточки с числами, которыми надо дополнить ряд зайца.
Волк: 3 9 6 10 5 8
Заяц: 1 7 4 … … …
- Объясните, почему вы считаете , что под числом 10 должно быть записано число 8?
е) Составление фигуры («Лиса») из всех частей танграма.
- Посмотрите на изображение лисы и послушайте её признание:
Я несчастная лиса,
Мне вцепилась в хвост оса.
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась.
Помогите! Помогите!
Из частей меня сложите!
Работа с частями танграма проходит по группам: учащиеся первой группы собирают фигуру «Лиса» по рисунку без вспомогательных линий (см. тетрадь «Я учусь считать», 1 класс, № 94); учащиеся второй группы - опираясь на рисунок лисы со вспомогательными линиями.
8. Итог урока.
- Молодцы! Вы выполнили все задания. Красная Шапочка говорит вам «До свидания!» и спрашивает: «Что было на уроке самым интересным, самым трудным? Чего вы достигли? Что нового узнали?