Свою педагогическую деятельность я осуществляю в специальном (коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 235» (V вида) для детей с тяжелыми нарушениями речи. В настоящее время наше образовательное учреждение все больше сталкивается с проблемой сложности отклонений в развитии поступающих детей. Специфика учреждения обуславливает и специфику деятельности педагога-психолога. Как показал мой опыт работы в этой должности затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальной школы, причем для более, чем 50% слабо успевающих школьников характерна задержка психического развития и другие вторичные отклонения (по заключениям медико-психолого-педагогической комиссии при поступлении). Наряду с тем, что у значительного количества детей наблюдаются нервно-психические заболевания, можно заметить невротические проявления, которые имеют свою специфику и причины.
Таким образом, необходимая помощь в профилактике и диагностике трудностей в обучении и воспитании вылилась в приоритетное направление среди всех задач, решаемых в ходе моей деятельности. Прежде всего, это работа по выявлению основных проблем, как для самих обучающихся и воспитанников, так и для педагогов. Итак, были определены три направления работы:
- Развитие познавательных возможностей, готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе,
- Коррекция поведения обучающихся и воспитанников,
- Коррекция отношений с взрослыми (педагогами и родителями).
Работа с учащимися в целом касается всех классов – школьное отделение, в дошкольном отделении – это дети старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). С остальными детьми учреждения работа строится в индивидуальном порядке.
Индивидуальная работа с обучающимися и воспитанниками включает:
- Проведение психологического обследования особенностей познавательных возможностей, по запросу родителей,
- Проведение обследования родителей по вопросу их отношения к своим детям,
- Исследование особенностей личности детей,
Специфика проведения индивидуальной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи заключается в том, что в подборе методик для обследования необходимо учитывать очень низкий уровень сформированности речевых навыков, низкий уровень понимания и воспроизведения мимики эмоций. Ограниченный словарный запас, трудности в звукопроизношении являются причиной малого опыта общения детей, плохой ориентировки в элементах выразительных движений тела.
Поэтому в своей работе я использую в основном методики, требующие невербальных ответов, но наряду с этим для создания полной картины об особенностях развития детей, мною используются и вербальные методики.
Таким образом, в моей работе возникла необходимость в создании комплексного проекта «Я среди людей» по эмоционально-познавательному развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью реализации групповой работы с учащимися и воспитанниками, а также с учетом специфики работы в коррекционном учреждении, Комплексный проект включает в себя решение следующих задач:
- развитие познавательной и эмоциональной сфер, потребностей и способностей детей.
- создание условий для их самостоятельной поисковой деятельности.
- формирование эмоционально-чувственного опыта.
- профилактика и коррекция негативных личностных проявлений.
Содержание направления программы по эмоциональному развитию.
- Занятия для детей подготовительной группы. 17 занятий
- Занятия для учащихся 1 класса. 21 занятие
- Занятия для учащихся 2-4 классов. 12 занятий
Содержание направления программы по познавательному развитию.
- Социально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. 22 занятия
- Познавательно-адаптивное обучение детей 1 класса. 20 занятий
- Познавательное развитие детей 2 класса. 20 занятий
- Познавательное развитие детей 3 класса. 20 занятий
- Познавательное развитие детей 4 класса. 20 занятий
Проект реализуется в нашем учреждении с 2005 года, и как результат можно отметить достаточно высокий уровень познавательного и эмоционального развития детей, что способствует социально-психологической и мотивационно-познавательной готовности детей к школе, благоприятной адаптации детей в 1 классе и успешному освоению учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При проведении занятий по каждому из направлений учитывается возрастная и личностная специфика, а также доминирование определенной проблемы на каждой стадии развития.
Повторение пройденного на каждом новом этапе обучения служит гарантией более глубокого усвоения психологических знаний, необходимых для полноценной социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи.
Еще одной из неотъемлемых сторон работы педагога-психолога является проведение консультативной работы. Данный вид деятельности так же имеет свою специфику в коррекционном учреждении. Ни для кого не секрет, что социальный статус современных семей очень разный. Одни - преуспевающие бизнесмены и предприниматели, другие - не всегда благополучные. Но у всех этих семей есть одно сходство - родителям некогда заниматься своими детьми. Родители (законные представители) «появляются» в учреждении только для того, чтобы привести и забрать ребенка. Это обстоятельство особенно проявляется в рамках нашего учреждения. Вот это и обуславливает специфику проведения консультативной работы. Чтобы хоть как-то заинтересовать родителей в повышении своей педагогической компетентности в родительских уголках в каждой группе помещается «Страничка психолога», в которой даются краткие консультации по проблемам определенным в данной группе через обследование. С этой же целью в нашем учреждении выпускается журнал «В кругу семьи», который состоит из коротких статей всех специалистов учреждения (воспитателей, учителей начальных классов, учителя изобразительной деятельности, логопедов, психолога, учителя музыки и физической культуры) и носят консультативный характер.
Необходимо отметить эффективность такого вида консультирования: после прочтения такой «мини»-консультации в 50-60% случаев родители приходят для получения более подробной информации, т.е. далее осуществляется непосредственное консультирование семей.
Неотъемлемой стороной работы педагога-психолога является ведение документации. Как и любой психолог, я веду документацию по формам, определенным письмом Министерства общего и профессионально образования РФ от 1999 г. №3. И все же специфика работы прослеживается и в этом направлении. Мною были созданы технологические карты (сводные таблицы), посредством которых очень легко делать мониторинг развития детей, а он в свою очередь крайне необходим в отслеживании динамики развития детей. Приведу пример технологических карт, которые я использую. В карте № 1 первого класса указываются следующие особенности детей: тип темперамента, канал восприятия информации, особенности памяти (Приложение 1). По карте № 2 первого класса можно проследить уровень готовности ребенка к школе, развитие мелкой моторики, процент дезадаптации, тип мышления, умение действовать по образцу, произвольность высших психических функций (ВПФ), уровень тревожности и рекомендации по посадке детей в классе (Приложение 2). Карта № 1 также используется и в последующем обучении детей в нашем учреждении, то есть в 2-4 классах. Карта № 2 видоизменяется, и начинает отражать особенности детей уже более старшего возраста, хотя некоторые параметры повторяются. Она включает в себя: произвольность ВПФ, мотивацию к учению, уровень тревожности, рекомендации по посадке детей в классе, познавательная активность, сформированность учебной деятельности (анализ, планирование, рефлексия, контроль) и тип мышления (Приложение 3). Все карты составляются в трех экземплярах и сдаются заместителю директора по учебно-воспитательной работе, как одна из форм отчетности, учителю класса, как документация, носящая рекомендательный характер, и один экземпляр остается в моем ведении. Карты заполняются два раза в год: по окончании первого полугодия и в конце учебного года. Использование такого вида документации позволило мне осуществлять более тесную взаимосвязь с учителями и заместителем директора, повысить уровень усвоения программы учащимися.
В дошкольном отделении ведутся индивидуальные карты ребенка, где также отмечаются особенности развития. В текущем 2009-2010 учебном году я приступила к разработке технологических карт для детей дошкольного возраста, так как индивидуальные карты хранятся у воспитателей и не всегда бывают доступны.
В моей статье описаны лишь некоторые аспекты работы педагога-психолога в специальном (коррекционном) учреждении начальная школа – детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи, однако даже по ним можно проследить определенную специфику данной деятельности.
Профессия психолога как полноводная река, всегда льется бурным потоком, но особенно она сложна и интересна, когда работаешь в коррекционном учреждении.