География – удивительная комплексная наука, соединяющая в себе основы многих естественнонаучных, экономических и социальных дисциплин. Школьная география является прекрасным инструментом реализации образовательных, воспитательных, и, что самое, на мой взгляд, главное – развивающих задач.
Принципы построения любого урока географии – строгая научность, фундаментальные знания, составляющие основу мировоззрения (без излишней детализации, перегрузки фактами) и вместе с тем практическая направленность, связь с повседневной реальной жизнью. При подготовке урока стараюсь совместить географическую, культурную, историческую, экономическую и экологическую, а порой и философскую составляющие науки. На данном уроке важно показать значение транспорта в мировой истории, современной экономике и экологии средствами учебного географического материала.
Основные образовательные задачи:
- Сформировать у школьников представление о мировой транспортной системе, современных изменениях ее структуры.
- Познакомить с особенностями развития транспорта в различных странах и регионах мира.
- Осознать значение транспорта для экономики, социального развития и экологии.
Урок построен как слайд-шоу. В нём совмещены уроки вводного повторения и презентации темы. Он состоит из 4-х этапов:
- Организационно-мотивационный.
- Актуализация полученных в курсе географии 9 класса знаний по теме “Транспорт”.
- Изучение нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного.
- Закрепление знаний и применение изученного материала (в виде групповой работы). Рефлексия. Коррекция.
- Подведение итогов учебного занятия.
На организационно-мотивационном этапе тему и предмет изучения дети формулируют самостоятельно. Работа на этом этапе проводится в форме беседы.
Этап изучения нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного занимает большую часть урока. Изучение нового материала организовано в форме:
- Индивидуальной работы с картой, статистическими материалами.
- Фронтальной беседы с опорой на слайды.
Важным моментом урока является этап закрепления и применения изученного, во время которого учащиеся за несколько минут совместно решают практические задачи, предлагают меры по решению экологических и других проблем, создаваемых транспортом, представляют свой предложения. Дети показывают умение работать в группе, распределять роли (юрист, экономист, социолог, инженер, представитель городской администрации).
В воспитательном плане наиболее сильная часть этого этапа – обсуждение последствий деятельности транспорта и выработка рекомендаций для их уменьшения.
В течение всего времени учащиеся могут заполнять инструктивную карточку, где к концу урока будет собрана самая необходимая информация по теме (структурная схема, определения, круговые диаграммы, практические задачи и их решение, предлагаемые меры воздействия, итоги в виде текста с заполненными пропусками). Это и важный элемент работы (особенно для детей с кинестетическими особенностями памяти), и конспект темы у каждого на руках по завершении урока.
В качестве основного средства обучения на уроке используется компьютер, мультимедиапроектор и экран, которые дают возможность иначе, чем в учебниках и других пособиях структуировать материал содержания исходя из поставленных учителем целей и особенностей учащихся. Визуальный материал отчасти взят как из конструктора из уже существующих по всем параллелям электронных учебников, а отчасти сканирован самостоятельно и оформлен как Power Point презентация. В случае необходимости статистический материал (использовано пособие В.П.Максаковского “Географическая картина мира”) может быть обновлён из Интернета и других источников.
План-конспект урока “Кровеносная
система экономики”
(ФОПД – слайд-шоу)
Конспект урока | № слайдов |
Учитель не называет с первой же минуты тему урока, а учащиеся, видя на первом слайде заголовок “Вечная проблема человечества”, проявляют заинтересованность, о чем пойдет речь на уроке. | 1 |
На слайде – политическая карта мира с вопросом “Что это?” Учитель с помощью несложных описаний подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы урока. Например: “Эта сфера деятельности человечества (отрасль экономики) имеет многовековую историю, но значительно видоизменилась в XX веке и продолжает совершенствоваться. При ее описании можно пользоваться категориями “пространство” и “время”, она позволяет многое экономить и одновременно приводит к большим расходам, мы пользуемся продукцией этой отрасли ежедневно и от того, как она работает зависит для нас очень многое, в том числе порой жизнь и здоровье. То есть проблема эта и решается и усложняется одновременно”. Если догадаться сразу не удается, можно упростить формулировки и сказать, что это помогало при географических открытиях, освоении пространств планеты, а сейчас благодаря совершенным его видам делает нашу Землю маленькой и доступной. | 2 |
На следующем слайде появляется наконец заглавие “Транспорт” и несколько иллюстраций наиболее старых его видов – гужевого и парусных судов. На этом этапе можно актуализировать знания о географах и путешественниках. | 3 |
На слайде – незаполненная схема классификации транспорта, а учащиеся называют основные его виды, группируя их в три колонки. | 4 |
Проверить правильность воспроизведения полученных еще в 9 классе знаний о классификации видов транспорта можно по заполненной уже схеме. Транспорт – сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электронный), водный (речной, морской), воздушный. | 5 |
На слайде с заголовком “Транспортная система” три изображения – самолет в небе, железнодорожное полотно и общий вид аэропорта и при этом нет никаких пояснений, а учащиеся формулируют понятие, исходя из зрительных образов. “Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”. | 6 |
На слайде с картинкой, изображающей
автомагистраль и с вопросом “Что такое
транспорт?” определение транспорта не появится
до тех пор, пока ученики не сформулируют его
самостоятельно. “ТРАНСПОРТ — ведущая отрасль материального производства и инфраструктуры, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров в пространстве, обеспечивает географическое разделение труда”. |
7 |
“Географические различия в мировой транспортной системе”. Анализ учащимися карты из школьного атласа. Карта продублирована на слайде. Обсуждение. Выводы. * | 8 |
“Влияние НТР на развитие транспорта” Несколько изображений (сверхзвуковой авиалайнер, огромный пассажирский круизный корабль “Freedom Ship” длиной в 1,2 км и суда на воздушной подушке и магнитной подвеске) позволяют ученикам самим сообразить, что эти изменения – увеличение скорости, грузоподъемности и появление принципиально новых современных видов транспорта. | 13 |
“Как измерить работу транспорта”
Работу с воспроизведением этих уже знакомых учащимся из курса 9 класса экономических показателей можно проводить по разному в зависимости от наличия времени. |
14 |
“Доля различных видов транспорта в
мировом грузообороте и пассажирообороте”.
Круговые диаграммы мирового грузооборота и
пассажирооборота можно дать проанализировать с
подробным объяснением, а можно дать составить
самостоятельно по статистическим данным. Грузооборот: морской – 61%, железнодорожный – 14%, трубопроводный – 12%, автомобильный – 10%, внутренний водный – 3%. Пассажирооборот: воздушный – 80%, железнодорожный – 10%, автомобильный – 9%, речной и морской – 1%. |
15, 16 |
Далее оценивая работу транспорта, учитываем одновременно несколько показателей, таких как скорость, единичная грузоподъемность, грузооборот, пассажирооборот и зависимость от погоды. Виды транспорта с минимальными и максимальными показателями заносим в таблицу и на экране и в инструктивных карточках учащихся.** | 17, 24 |
Следующий этап урока – групповая форма
работы. На основании уже имеющихся знаний о видах
транспорта, их достоинствах и недостатках
учащиеся решают очень близкие к реальной жизни
практические задания. Выполните задания по группам: (например) – Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора. – Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор. При наличии времени можно дать задание для продвинутых групп – придумать аналогичные задачи для другого класса. |
25 |
“Транспорт и экология”. Визуальный ряд – загрязнение транспортом водного, воздушного бассейна, пробки на дорогах, велосипеды в городе и др. Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, говорят о важности проблемы. | 26 |
Чтобы учащиеся почувствовали себя
уверенными в освоении данной темы, а также для
формирования гражданской и нравственной
жизненной позиции (немаловажная воспитательная
задача), дадим им возможность реально
поучаствовать в практической жизни и в решении
актуальной проблемы. Предложите меры по решению экологических проблем (групповая работа)
|
27 |
Итоги подводят учитель и учащиеся
совместно (возможно использование
спроецированного на экране текста с пропусками) Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему: 1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте– и газопроводов, железных магистралей; 2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет “автомобилизации” стран “новой индустриализации”, Китая, Индии, стран СНГ и др.; 3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада); 4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, “новые индустриальные” страны. |
28 |
* Примечание. Рассмотрение и анализ карты полезно дополнить статистическими материалами о длине и густоте железных и автомобильных дорог, количественных характеристиках разных видов транспорта, тоннаже морского флота, крупнейших портов и др. При недостатке данной статистики в школьном учебнике можно воспользоваться пособием В.П.Максаковского “Географическая картина мира” и отразить ее на слайдах. | 9, 10, 11, 12, 13 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть) |
** Примечание. При наличии времени
можно предложить учащимся охарактеризовать
(фронтальная работа) каждый из видов транспорта
по отдельности по следующему плану: – скорость |
18, 19, 20, 21, 22, 23 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть) |