Что дети должны знать:
- что такое орфограмма;
- классификацию изученных орфограмм;
- структурный состав слова;
- морфологические признаки глагола
Дети должны уметь:
- анализировать морфологические признаки слова;
- находить в словах изученные орфограммы;
- участвовать в продуктивной деятельности над исследованием морфологических признаков глагола.
Цели урока:
образовательные:
- систематизировать все знания о глаголе;
- повторить его морфологические признаки и уметь их определять;
- повторить орфограммы: "Безударные личные окончания глаголов", "Правописание глаголов"
развивающие:
- развитие речи детей;
- познавательного интереса;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать.
воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, презентация Power Point, листы с заданиями для детей.
Дети разделены на 4 группы:
- исследователи;
- аналитики;
- иллюстраторы;
- испытатели.
Ход урока
1. Организационный момент
- Учитель:
Сегодня на уроке мы побываем в исследовательской лаборатории, а что мы там будем делать, вы мне скажете сами.
Звучит песня В. Шаинского "Чему учат в школе".
- Учитель: Ребята, чему же учат в школе?
- Дети: писать ДА, интересная часть речи в русском языке живет вычитать Кто, что делает расскажет умножать Все расскажет нам: ГЛАГОЛ
В русском языке в словаре Даля есть такое объяснение. (дети читают со слайда)
Учитель: И встречает нас Дядюшка Глагол
Почему у него так много ручек и ножек?
Дети: Потому что он обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на много вопросов.
Учитель: На какие вопросы отвечает глагол?
Дети: Что делать?, что сделать?, что будет делать, что делаю, что делаем?, что сделаем?, что делает, что сделает?...
Учитель: Вместе с Дядюшкой Глаголом мы отправимся в страну "Глаголию"
2. Задачи урока
Учитель: Какие же задачи мы будем решать на уроке
Дети:
- Повторять все о глаголе;
- Систематизировать все знания о глаголе;
- Исследовать морфологические признаки глагола
Учитель: Да сегодня на уроке мы будем:
- исследовать,
- анализировать,
- испытывать,
- иллюстрировать
В какой форме стоят эти глаголы? Что значит неопределенная форма глагола?
Дети: неопределенная форма - это начальная форма или инфинитив, это форма, в которой ничего нельзя определить.
И мы попадаем с вами на полоскогорье начальной формы.
3. ПЛОСКОГОРЬЕ НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЫ
Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы неопределенной формы, что у них отличного от других?
Минутка чистописания:
Ть//чь//ти//
(На доске слова) Учитель: Прочитайте слова, все ли они являются глаголом: закончить, старость, повеять, месть, увидеть, кисть, улыбаться.
Какие слова лишние, почему?
Дети: лишние слова: старость, месть, кисть, потому что это существительное, так как отвечают на вопрос что?, обозначают предмет.
Учитель: выпишите только глаголы.
Какая орфограмма в слове улыбаться, докажите, выполните задание с доски на слайде.
4. ВИДОВОЕ РАЗЛИЧИЕ
Посмотрите на глаголы 1 столбика и 2 столбика. Что вы о них можете сказать? Что у них общего? Отличного? (задание на слайде)
Дети: глаголы, которые отвечают на вопрос что делать - несовершенного вида, а глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? - совершенного вида.
Учитель: В чем отличие?
Дети: совершенный вид - действие завершено.
Учитель: Какая это форма?
Дети: Постоянная.
Учитель: Предлагаю игру "Наоборот" Я бросаю мяч, вы ловите и называете глагол с противоположным значением, ставите вопрос, определяете вид:
Открыть - закрыть, лечь - встать, плакать - смеяться, уходить - приходить, говорить - молчать, прилететь - улететь, принести - унести, войти - выйти.
5. СТАНЦИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Отправляемся дальше на станцию Словарных слов, замените 1 словом, разберите по составу.
Дети: беседовать, сверкать, желать. (задание на слайде)
(взаимопроверка) Назови ошибки друга. Устали, отдохнем на поляне, а поляна не простая, числовая.
6. ЧИСЛОВАЯ ПОЛЯНА.
Учитель: Что вы можете сказать о числе глагола?
Дети: Глаголы изменяются по числам.
Учитель: Какая часть слова указывает на число глагола?
Дети: Окончание.
Учитель: Исследуя число глагола, предлагаю игру "Дуэль", 6 карточек, ученики выходят парами. Один называет глагол, написанный на его карточке, второй должен отбить удар - назвать число глагола, понаблюдайте, что вам еще поможет определить время глагола.
Вливает Вяжут внесли |
Зажгу Задвинули вбегает |
Купили Привезли берешь |
Шью Закрыл уронит |
Стояло Входите поругают |
Приклею Встречали помнишь |
Учитель: Что же нам помогло определить время глагола?
Дети: Местоимение.
Учитель: Что еще поможет определить местоимение?
Дети: Лицо глагола.
лицо | Единственное число | Множественное число |
1 лицо | я | Мы |
2 лицо | ты | Вы |
3 лицо | Он, оно, она | они |
(СЛАЙД НОТЕ ВООК)
Дети вставляют в таблицу местоимения
ФИЗМИНУТКА, звучит музыка, таблица на слайде
1 лицо, единственное число | Хлопаете |
2 лицо, множественное лицо | топаете |
3 лицо, единственное число | Встаете, машете руками |
Говорит, принесу, делаю, возьмете, строю, смотрит, говорите, напишите, сидела, улыбаюсь
Учитель: Молодцы, ребята! С такой улыбкой продолжаем работу дальше.
Учитель: Хочу пойти дальше, а названия прочитать не могу. А произошла там такая история (Дракон, е, и, у-ю,ишь), которую рассказал нам дядюшка глагол
7. ГОРОДА ПЕРВОСПРЯЖЕНСК, ВТОРОСПРЯЖЕНСК
"Есть у меня друзья - глагольчики-лилипутики. Имена у них совсем коротенькие.
БУКВА Е: (прикрепляем на доску в кружочек: -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют)
БУКВА И: А еще:( прикрепляем на доску в кружочек:-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят).
Дядюшка: Раньше они дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон. Он потребовал привести на съедение несколько лилипутиков потолще. Лилипутики буквы Е до смерти перепугались и решили задобрить дракона. На середину они вытолкнули толстеньких -У, -Ю, поклонились ДРАКОНУ
Буква Е:( до смерти перепугались и решили задобрить дракона. На середину они вытолкнули толстеньких -У, -Ю, поклонились ДРАКОНУ) ЕШЬ! ЕШЬ!
ДРАКОН: ДА, я ЕМ! ЕМ!(улыбнулся, на шею завязал салфетку и довольно потирал лапами.
БУКВЫ У,Ю: (а несчастные близнецы У, Ю - дрожали от страха и тихонько плакали, издавая звуки): И, И, У, Ю.
ИШЬ: (Выбегает ИШЬ. СЕРДИТО): - ИШЬ! Какой шустрый! -ИШЬ! -ИШЬ! -Чего захотели! -ИМ драконам только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят! ИШЬ, ИТЕ,- ИМ, ИТ, АТ, ЯТ собирайтесь!
Дядюшка Глагол: Он возглавил армии, в которую вступили, все буквы буквы И, они вооружились копьями и мечами и пошли войной на ДРАКОНА. Смельчаки победили, выдворили дракона из города, бояки буквы Е, опустив головы от стыда, переехали в другой город.
Учитель: в городах беспорядок, давайте наведем порядок, каждого определим в свою квартиру
Заполните таблицу на доске, распределив глагольчики-лилипутики в свои города.
ПЕРВОСПРЯЖЕНСК
спряжение | лицо | Единственное число | Множественное число |
1 спряжение | 1 лицо | У, ю | Ем, ем, |
2 лицо | Ешь, ешь | Ете, ете | |
3 лицо | Ет | Ут, ют |
ВТОРОСПРЯЖЕНСК
спряжение | лицо | Единственное число | Множественное число |
2 спряжение | 1 лицо | У, ю | им |
2 лицо | ишь | ите | |
3 лицо | ит | ат, ят |
Докажите в игре "Кто быстрее"
(СЛАЙД НОТЕ ВООК) Вставьте безударную гласную, синим цветом - множественное число
Ед м Руб шь Дыш т Нос т Откро т |
Лов шь Реша т Крас т Дума м Вид те |
Смотр т Верт т Стро шь Держ те Слыш м |
Нос т Бега шь Воз т Черт шь Схват м |
Учитель: Глаголы столпились все вместе, испытатели, аналитики
- в первом столбике оставьте только глаголы 1 спряжения
- во 2 столбике только глаголы 2 спряжения
- в 3 столбике глаголы исключения
- в 4 столбике отметьте слова с особой орфограммой
(ребята выполняют задание в программе НОТЕ БООК)
Учитель: Дядюшка глагол хочет узнать, а как же вы определяете спряжение глагола?
Дети: По неопределенной форме и по глаголу 3 лица множественного числа.
Учитель: Приведите примеры
8. ВРЕМЕННОЙ ПЕРЕВАЛ
Учитель: Юные исследователи, думаю нам надо сказать, спасибо, и отправляться дальше.
А какое сейчас время года?
Чем нравится ЗИМА?
ФИЗМИНУТКА (Дети поют отрывок из песни о ЗИМЕ, на доске появляются красивые картины зимы, дети танцуют)
(СЛАЙД-ШОУ ЗИМНИХ КАРТИН)
УЧИТЕЛЬ: откройте учебник на странице 17, прочитайте стихотворение, о чем в нем говорится?
Дети: О зиме-рукодельнице.
Учитель: Что же делала зима-рукодельница, заполняя таблицу, исследуем глагол, его морфологические признаки.
глагол | вид | время | род | лицо | число | спряжение |
оденется | Сов. | Буд. | - | 3 л. | Ед.ч. | 1 спр. |
заготовила | Сов. | Прош. | Ж.р. | - | Ед.ч. | 2 спр. |
вяжет | Несов. | Наст. | - | 3 л. | Ед.ч. | 1 спр. |
шила | Несов. | Прош. | Ж.р. | - | Ед.ч. | 2 спр. |
Учитель: Посмотрите на 2 столбец таблицы, какое время глагола использовалось в этом стихотворении.
Что вы можете сказать о временах глагола?
- Какие окончания имеют глаголы настоящего и будущего времени?
- Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени?
9. ЗАЛИВ НАКЛОНЕНИЙ
Учитель: Спустившись с перевала, мы попадаем в ЗАЛИВ НАКЛОНЕНИЙ. Путешественники оставили Дядюшке Глаголу письмо.
Нам зимой хорошо, а вот кому приходится туго?
СЛАЙДЫ (ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ)
На улице лютый мороз. Метель замета:т дорожки. Ты сидиш: в тепле и готов:шь уроки. Вдруг слыш:шь в стекло тоненький стук.
За оконной рамой ты вид:шь птичку. Бедняжка сильно голода т. Она прос:т о помощи.
Учитель: глаголы какого наклонения употреблены в тексте? (изъявительного)
- Почему ты так считаешь?
Какие наклонения глаголов ты знаешь ? (СЛАЙД)
ЗАДАНИЯ:
Во 2 части - вставить окончания глаголов, определить спряжение, доказать.
Творческая работа:
Допишите 3 предложения, используйте глаголы условного и повелительного наклонений. (Звучит музыка, слайд-шоу картин "Животные зимой").
Аналитики все ли морфологические признаки мы исследовали?
10. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ДОЛИНА
Иллюстраторы ваши предложения, какая картинка у вас получилась
1.слово - глагол.
2. Н.Ф.
3. Постоянные признаки: вид, спряжение.
4. Непостоянные признаки: число, наклонение, время, лицо (наст.вр., буд. вр.), род (прош. вр.)
5. роль в предложении. (ВСЕМ РЕБЯТАМ СХЕМА) Приложение
Учитель: испытатели, возьмите глагол из текста и проверим полученную информацию.
Просит (что делает?) - глагол.
Н.Ф. - просить.
Морф. Пр.: несов. В., 2 спр.; ед.ч., изъяв. Накл., наст. Вр., 3 л.
Она (что делает?) просит ( = , сказуемое)
11. СТАНЦИЯ КОНЕЧНАЯ (итог урока)
Игра "Счастливый случай"
Учитель:
- каждая группа выбирает любой номер вопроса и отвечает на него.
- каждая группа выбирает вопрос для своих друзей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ
- Какая часть речи называется глаголом?
- Что такое начальная форма глагола?
- Что называется спряжением?
- Как изменяются глаголы настоящего времени?
- Какие глаголы имеют суффикс -л?
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
- Какие окончания называются личными?
- Какие окончания называются родовыми?
- Как определить спряжение глагола?
- Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения
- Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?
- Какие глаголы-исключения относятся к 1 спряжению?
- Какие глаголы-исключения относятся ко 2 спряжению?
- Как определить родовое окончание?
- Как определить личное окончание?
- Какие наклонения глаголов вы знаете?
- Чем отличается изъявительное наклонение?
- В чем отличие условное наклонение?
- В чем отличие повелительного наклонения?
- Может ли глагол повелительного наклонения изменяться по числам?
- Изменится или измениться - найди правильное решение.
- Глаголы какого наклонения изменяются по временам?
12. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
Учитель: Спасибо, ребята, молодцы!
Кому понравился урок, встаньте и помашите Дядюшке Глаголу, который путешествовал с нами по стране "Глаголии", кто не доволен - погрозите ему пальчиком.