Методическая разработка урока

Разделы: Начальная школа


Что дети должны знать:

  • что такое орфограмма;
  • классификацию изученных орфограмм;
  • структурный состав слова;
  • морфологические признаки глагола

Дети должны уметь:

  • анализировать морфологические признаки слова;
  • находить в словах изученные орфограммы;
  • участвовать в продуктивной деятельности над исследованием морфологических признаков глагола.

Цели урока:

образовательные:

  • систематизировать все знания о глаголе;
  • повторить его морфологические признаки и уметь их определять;
  • повторить орфограммы: "Безударные личные окончания глаголов", "Правописание глаголов"

развивающие:

  • развитие речи детей;
  • познавательного интереса;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать.

воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, презентация Power Point, листы с заданиями для детей.

Дети разделены на 4 группы:

  • исследователи;
  • аналитики;
  • иллюстраторы;
  • испытатели.

Ход урока

1. Организационный момент

- Учитель:

Сегодня на уроке мы побываем в исследовательской лаборатории, а что мы там будем делать, вы мне скажете сами.

Звучит песня В. Шаинского "Чему учат в школе".

- Учитель: Ребята, чему же учат в школе?

- Дети: писать ДА, интересная часть речи в русском языке живет
вычитать Кто, что делает расскажет
умножать Все расскажет нам: ГЛАГОЛ

В русском языке в словаре Даля есть такое объяснение. (дети читают со слайда)

Учитель: И встречает нас Дядюшка Глагол

Почему у него так много ручек и ножек?

Дети: Потому что он обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на много вопросов.

Учитель: На какие вопросы отвечает глагол?

Дети: Что делать?, что сделать?, что будет делать, что делаю, что делаем?, что сделаем?, что делает, что сделает?...

Учитель: Вместе с Дядюшкой Глаголом мы отправимся в страну "Глаголию"

2. Задачи урока

Учитель: Какие же задачи мы будем решать на уроке

Дети:

  • Повторять все о глаголе;
  • Систематизировать все знания о глаголе;
  • Исследовать морфологические признаки глагола

Учитель: Да сегодня на уроке мы будем:

  • исследовать,
  • анализировать,
  • испытывать,
  • иллюстрировать

В какой форме стоят эти глаголы? Что значит неопределенная форма глагола?

Дети: неопределенная форма - это начальная форма или инфинитив, это форма, в которой ничего нельзя определить.

И мы попадаем с вами на полоскогорье начальной формы.

3. ПЛОСКОГОРЬЕ НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЫ

Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы неопределенной формы, что у них отличного от других?

Минутка чистописания:

Ть//чь//ти//

(На доске слова) Учитель: Прочитайте слова, все ли они являются глаголом: закончить, старость, повеять, месть, увидеть, кисть, улыбаться.

Какие слова лишние, почему?

Дети: лишние слова: старость, месть, кисть, потому что это существительное, так как отвечают на вопрос что?, обозначают предмет.

Учитель: выпишите только глаголы.

Какая орфограмма в слове улыбаться, докажите, выполните задание с доски на слайде.

4. ВИДОВОЕ РАЗЛИЧИЕ

Посмотрите на глаголы 1 столбика и 2 столбика. Что вы о них можете сказать? Что у них общего? Отличного? (задание на слайде)

Дети: глаголы, которые отвечают на вопрос что делать - несовершенного вида, а глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? - совершенного вида.

Учитель: В чем отличие?

Дети: совершенный вид - действие завершено.

Учитель: Какая это форма?

Дети: Постоянная.

Учитель: Предлагаю игру "Наоборот" Я бросаю мяч, вы ловите и называете глагол с противоположным значением, ставите вопрос, определяете вид:

Открыть - закрыть, лечь - встать, плакать - смеяться, уходить - приходить, говорить - молчать, прилететь - улететь, принести - унести, войти - выйти.

5. СТАНЦИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

Отправляемся дальше на станцию Словарных слов, замените 1 словом, разберите по составу.

Дети: беседовать, сверкать, желать. (задание на слайде)

(взаимопроверка) Назови ошибки друга. Устали, отдохнем на поляне, а поляна не простая, числовая.

6. ЧИСЛОВАЯ ПОЛЯНА.

Учитель: Что вы можете сказать о числе глагола?

Дети: Глаголы изменяются по числам.

Учитель: Какая часть слова указывает на число глагола?

Дети: Окончание.

Учитель: Исследуя число глагола, предлагаю игру "Дуэль", 6 карточек, ученики выходят парами. Один называет глагол, написанный на его карточке, второй должен отбить удар - назвать число глагола, понаблюдайте, что вам еще поможет определить время глагола.

Вливает

Вяжут

внесли

Зажгу

Задвинули

вбегает

Купили

Привезли

берешь

Шью

Закрыл

уронит

Стояло

Входите

поругают

Приклею

Встречали

помнишь

Учитель: Что же нам помогло определить время глагола?

Дети: Местоимение.

Учитель: Что еще поможет определить местоимение?

Дети: Лицо глагола.

лицо Единственное число Множественное число
1 лицо я Мы
2 лицо ты Вы
3 лицо Он, оно, она они

(СЛАЙД НОТЕ ВООК)

Дети вставляют в таблицу местоимения

ФИЗМИНУТКА, звучит музыка, таблица на слайде

1 лицо, единственное число Хлопаете
2 лицо, множественное лицо топаете
3 лицо, единственное число Встаете, машете руками

Говорит, принесу, делаю, возьмете, строю, смотрит, говорите, напишите, сидела, улыбаюсь

Учитель: Молодцы, ребята! С такой улыбкой продолжаем работу дальше.

Учитель: Хочу пойти дальше, а названия прочитать не могу. А произошла там такая история (Дракон, е, и, у-ю,ишь), которую рассказал нам дядюшка глагол

7. ГОРОДА ПЕРВОСПРЯЖЕНСК, ВТОРОСПРЯЖЕНСК

"Есть у меня друзья - глагольчики-лилипутики. Имена у них совсем коротенькие.

БУКВА Е: (прикрепляем на доску в кружочек: -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют)

БУКВА И: А еще:( прикрепляем на доску в кружочек:-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят).

Дядюшка: Раньше они дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон. Он потребовал привести на съедение несколько лилипутиков потолще. Лилипутики буквы Е до смерти перепугались и решили задобрить дракона. На середину они вытолкнули толстеньких -У, -Ю, поклонились ДРАКОНУ

Буква Е:( до смерти перепугались и решили задобрить дракона. На середину они вытолкнули толстеньких -У, -Ю, поклонились ДРАКОНУ) ЕШЬ! ЕШЬ!

ДРАКОН: ДА, я ЕМ! ЕМ!(улыбнулся, на шею завязал салфетку и довольно потирал лапами.

БУКВЫ У,Ю: (а несчастные близнецы У, Ю - дрожали от страха и тихонько плакали, издавая звуки): И, И, У, Ю.

ИШЬ: (Выбегает ИШЬ. СЕРДИТО): - ИШЬ! Какой шустрый! -ИШЬ! -ИШЬ! -Чего захотели! -ИМ драконам только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят! ИШЬ, ИТЕ,- ИМ, ИТ, АТ, ЯТ собирайтесь!

Дядюшка Глагол: Он возглавил армии, в которую вступили, все буквы буквы И, они вооружились копьями и мечами и пошли войной на ДРАКОНА. Смельчаки победили, выдворили дракона из города, бояки буквы Е, опустив головы от стыда, переехали в другой город.

Учитель: в городах беспорядок, давайте наведем порядок, каждого определим в свою квартиру

Заполните таблицу на доске, распределив глагольчики-лилипутики в свои города.

ПЕРВОСПРЯЖЕНСК

спряжение лицо Единственное число Множественное число
1 спряжение 1 лицо У, ю Ем, ем,
2 лицо Ешь, ешь Ете, ете
3 лицо Ет Ут, ют

ВТОРОСПРЯЖЕНСК

спряжение лицо Единственное число Множественное число
2 спряжение 1 лицо У, ю им
2 лицо ишь ите
3 лицо ит ат, ят

Докажите в игре "Кто быстрее"

(СЛАЙД НОТЕ ВООК) Вставьте безударную гласную, синим цветом - множественное число

Ед м

Руб шь

Дыш т

Нос т

Откро т

Лов шь

Реша т

Крас т

Дума м

Вид те

Смотр т

Верт т

Стро шь

Держ те

Слыш м

Нос т

Бега шь

Воз т

Черт шь

Схват м

Учитель: Глаголы столпились все вместе, испытатели, аналитики

  • в первом столбике оставьте только глаголы 1 спряжения
  • во 2 столбике только глаголы 2 спряжения
  • в 3 столбике глаголы исключения
  • в 4 столбике отметьте слова с особой орфограммой

(ребята выполняют задание в программе НОТЕ БООК)

Учитель: Дядюшка глагол хочет узнать, а как же вы определяете спряжение глагола?

Дети: По неопределенной форме и по глаголу 3 лица множественного числа.

Учитель: Приведите примеры

8. ВРЕМЕННОЙ ПЕРЕВАЛ

Учитель: Юные исследователи, думаю нам надо сказать, спасибо, и отправляться дальше.

А какое сейчас время года?

Чем нравится ЗИМА?

ФИЗМИНУТКА (Дети поют отрывок из песни о ЗИМЕ, на доске появляются красивые картины зимы, дети танцуют)

(СЛАЙД-ШОУ ЗИМНИХ КАРТИН)

УЧИТЕЛЬ: откройте учебник на странице 17, прочитайте стихотворение, о чем в нем говорится?

Дети: О зиме-рукодельнице.

Учитель: Что же делала зима-рукодельница, заполняя таблицу, исследуем глагол, его морфологические признаки.

глагол вид время род лицо число спряжение
оденется Сов. Буд. - 3 л. Ед.ч. 1 спр.
заготовила Сов. Прош. Ж.р. - Ед.ч. 2 спр.
вяжет Несов. Наст. - 3 л. Ед.ч. 1 спр.
шила Несов. Прош. Ж.р. - Ед.ч. 2 спр.

Учитель: Посмотрите на 2 столбец таблицы, какое время глагола использовалось в этом стихотворении.

Что вы можете сказать о временах глагола?

- Какие окончания имеют глаголы настоящего и будущего времени?

- Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени?

9. ЗАЛИВ НАКЛОНЕНИЙ

Учитель: Спустившись с перевала, мы попадаем в ЗАЛИВ НАКЛОНЕНИЙ. Путешественники оставили Дядюшке Глаголу письмо.

Нам зимой хорошо, а вот кому приходится туго?

СЛАЙДЫ (ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ)

На улице лютый мороз. Метель замета:т дорожки. Ты сидиш: в тепле и готов:шь уроки. Вдруг слыш:шь в стекло тоненький стук.

За оконной рамой ты вид:шь птичку. Бедняжка сильно голода т. Она прос:т о помощи.

Учитель: глаголы какого наклонения употреблены в тексте? (изъявительного)

- Почему ты так считаешь?

Какие наклонения глаголов ты знаешь ? (СЛАЙД)

ЗАДАНИЯ:

Во 2 части - вставить окончания глаголов, определить спряжение, доказать.

Творческая работа:

Допишите 3 предложения, используйте глаголы условного и повелительного наклонений. (Звучит музыка, слайд-шоу картин "Животные зимой").

Аналитики все ли морфологические признаки мы исследовали?

10. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ДОЛИНА

Иллюстраторы ваши предложения, какая картинка у вас получилась

1.слово - глагол.

2. Н.Ф.

3. Постоянные признаки: вид, спряжение.

4. Непостоянные признаки: число, наклонение, время, лицо (наст.вр., буд. вр.), род (прош. вр.)

5. роль в предложении. (ВСЕМ РЕБЯТАМ СХЕМА) Приложение

Учитель: испытатели, возьмите глагол из текста и проверим полученную информацию.

Просит (что делает?) - глагол.

Н.Ф. - просить.

Морф. Пр.: несов. В., 2 спр.; ед.ч., изъяв. Накл., наст. Вр., 3 л.

Она (что делает?) просит ( = , сказуемое)

11. СТАНЦИЯ КОНЕЧНАЯ (итог урока)

Игра "Счастливый случай"

Учитель:

  • каждая группа выбирает любой номер вопроса и отвечает на него.
  • каждая группа выбирает вопрос для своих друзей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

  1. Какая часть речи называется глаголом?
  2. Что такое начальная форма глагола?
  3. Что называется спряжением?
  4. Как изменяются глаголы настоящего времени?
  5. Какие глаголы имеют суффикс -л?
  6. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
  7. Какие окончания называются личными?
  8. Какие окончания называются родовыми?
  9. Как определить спряжение глагола?
  10. Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения
  11. Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?
  12. Какие глаголы-исключения относятся к 1 спряжению?
  13. Какие глаголы-исключения относятся ко 2 спряжению?
  14. Как определить родовое окончание?
  15. Как определить личное окончание?
  16. Какие наклонения глаголов вы знаете?
  17. Чем отличается изъявительное наклонение?
  18. В чем отличие условное наклонение?
  19. В чем отличие повелительного наклонения?
  20. Может ли глагол повелительного наклонения изменяться по числам?
  21. Изменится или измениться - найди правильное решение.
  22. Глаголы какого наклонения изменяются по временам?

12. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

Учитель: Спасибо, ребята, молодцы!

Кому понравился урок, встаньте и помашите Дядюшке Глаголу, который путешествовал с нами по стране "Глаголии", кто не доволен - погрозите ему пальчиком.

Презентация.