Цель урока: совершенствование знаний о множестве и подмножестве, пересечении и объединении множеств, истинности высказывания, о графе.
Задачи урока:
Образовательная:
- повторение и углубление знаний учащихся по теме "Множество.
- подмножество. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Граф";
- подготовка к контрольной работе №3.
Развивающая:
- развитие логического мышления учащихся;
- развитие познавательного интереса, речи и внимание школьников;
- формирование информационной культуры и потребности в приобретении знаний.
Воспитательная:
- воспитание умения работать во времени;
- активизация познавательных способностей учащихся.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
- о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
- о высказывании, истинности высказывания, об отрицании, о высказываниях со словами "и" и "или";
- о графе, о графе с направленными ребрами.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам), а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств;
- находить на "карте множеств" область элементов, не принадлежащих множеству, а также область множества, которая является пересечением (объединением) множеств;
- определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения);
- определять истинность высказываний, в том числе высказываний со словами "не", "и", "или";
- составлять (находить) граф (в том числе граф с направленными ребрами) по словесному описанию отношений между предметами и существами.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- Презентация (<Приложение1>);
- Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, часть 2. - М.: "Баласс", 2007.
- Программный комплекс "МИР ИНФОРМАТИКИ 1-4 классы" (Кирилл и Мефодий)
Ход урока
I. Орг. Момент.
(приветствие, постановка целей и задач урока, психологический настрой)
II. Актуализация знаний.
1. Проверка Д/з: Задание 35
Нужно провести три стрелки:
от 1-го рисунка - к паре "полосатые" и "хищные";
от 2-го рисунка - к паре "полосатые" и "тигры";
от 3-го рисунка - к паре "тигры" и "зебры".
2. Игра "Что на пересечении?"
Учитель называет пары множеств. Если множества не пересекаются, то дети не поднимают рук. Если множества пересекаются, то дети поднимают руки, если готовы привести пример элемента, находящегося на пересечении двух множеств. Например:
- животные и герои мультфильмов (Крокодил Гена, Том и Джерри, ...);
- птицы и рыбы (не пересекаются);
- мамы и врачи (мама-врач кого-то из учеников);
- знаки, с помощью которых изображаются буквы русского алфавита и цифры (О, 3, Ч).
III. Работа над углублением материала темы.
Выполнение заданий: №№ 34, 36 и 37.
1) Задание 34
2) Задание 36
<Рисунок3>
Слова на рисунке из фигур:
- на пересечении круга и квадрата: кедр, клен;
- в круге, за пределами квадрата: качели;
- в квадрате, за пределами круга: липа, дуб;
- в прямоугольнике, за пределами круга и квадрата: парк, лес, шишка.
3) Задание 37
1 | 2 | 3 | 4 | |
На рисунке НЕТ серого карандаша | НЕТ | ДА | НЕТ | ДА |
На рисунке больше трех карандашей И есть серый карандаш | НЕТ | НЕТ | ДА | НЕТ |
На рисунке есть карандаш (серый ИЛИ красный) | ДА | НЕТ | ДА | ДА |
4) Игра "Говори наоборот"
Учитель произносит высказывание, а дети отвечают ему высказыванием-отрицанием:
- дверь закрыта - дверь НЕ закрыта (дверь открыта);
- гриб ядовитый - гриб НЕ ядовитый;
- карандаш лежит на столе - карандаш лежит НЕ на столе (НЕ карандаш лежит на столе);
- свитер желтый - свитер НЕ желтый (уточнить: любого цвета, кроме желтого);
- в классе меньше 10 учеников - в классе НЕ меньше 10 учеников (уточнить: 10, 11 и т.д.);
- лифт поднимается вверх - лифт НЕ поднимается вверх (уточнить: лифт опускается или стоит на месте);
- поворачиваем направо - НЕ поворачиваем направо (уточнить: поворачиваем налево, идем вперед, назад или стоим на месте и т.д.).
III. Физкультминутка.
Раз - потопайте немножко,
Два - похлопайте в ладоши,
Три - присесть,
Четыре - встать,
Пять - до солнышка достать.
Доброе утро, здравствуй, Иван,
Доброе утро, здравствуй, Степан,
Доброе утро, здравствуй, Сергей,
Доброе утро, здравствуй, Андрей,
Доброе утро, здравствуй, Антон.
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки били.
По-турецки говорили.
Чаби-челяби,
Челяби, чаби-чаби.
Чаби-челяби,
Челяби, чаби-чаби.
IV. Самостоятельная работа на ПК.
Программный комплекс "МИР ИНФОРМАТИКИ 3 класс". Выполнение заданий из раздела "Отношения между множествами. Объединение множеств".
V. Подведение итогов урока и домашнее задание.
VI. Рефлексия.
Ребята, что вам понравилось на этом уроке?
Что вы узнали нового для себя?
Какие есть пожелания для себя и учителя по работе в дальнейшем?
Что у нас с вами получилось хорошо, а над чем еще надо поработать?
Домашнее задание.
Задание №41.
Литература:
- Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс, 2007.