Урок окружающего мира проводится во 2 классе (программа Л.В.Занкова).
Тип урока - открытие новых знаний.
Цели:
- учить детей выделять тела в окружающем мире и определять вещества из которых они состоят;
- познакомить с тремя веществами в природе;
- учить приводить примеры;
- развивать речь, мышление, внимание.
- воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование:
- слайды с изображением: термометра, топора, флюгера, пылесоса, телевизора, жука, дерево, дом, вода, глина, древесина , электропровода в летнее и зимнее время;
- карточки по теме: "Тела и вещества";
- слова на отдельных листах: вещество, тело, объект.
- колбы, монеты, металлические пластины, вода - для практической работы и работы в парах.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Организационный момент.
2. Игра: "Найди лишнее".
(выставляются слайды с картинками названиями предметов): термометр, флюгер, пылесос, топор, пила , флюгер)
Учитель: назовите среди картинок "лишние", объясните почему вы так считаете.
Дети: Я считаю, что лишнее-телевизор , пылесос и флюгер - потому что это техника.
Учитель: Что относится к инструментам? Что мы называем приборами?
Дети: при помощи инструментов обычно проводятся ручные работы , а приборы люди придумали для измерения чего- либо, для нагревания и охлаждения, для увеличения и уменьшения изображения, для определения скорости движения
3. Работа с учебником.
Учитель: Найти и прочитать в тексте стр.34-35, об инструментах и приборах.
Учитель: Найти и прочитать "предупреждение", правила безопасного пользования термометром
Учитель: Покажите на макете термометра следующие записи: t-10C ; t+3C4; t - 21 C;
Выводы: Какими инструментами и приборами вы пользуетесь?
Для чего человеку нужны инструменты?
II. Формирование понятий.
1. Рассмотрите объекты (картинки)
- Жук, дерево, дом.
- Воздух, глина, вода, древесина (слова)
2.Сотнесите картинки и слова со значением слов (слова- определения: ОБЪЕКТ,ТЕЛО,ВЕЩЕСТВО) закрыты карточками.
Работа в группах.
Раздаём карточки:
Написать название веществ , из которых может состоять тело.
учебник-: | карандаш-: | золотая цепочка-: | игрушка-: |
подставка-: | точилка -: | асфальт-: | озеро-: |
зеркало-: | окно-: | коробка-: | кирпич-: |
(Пара прочитала, записала, разворачивается к соседям и сравнивает, дополняет. Каждая четвёрка договаривается, кто будет озвучивать ответ. Объяснять. Или один человек называет тело, другой - вещество из которого оно состоит)
3. ВЕЩЕСТВО.
Учитель: Назовите, какие бывают вещества.
Ученик: твёрдые, жидкие, газообразные.
Учитель: Если тело разогреваем, что с ним будет происходить?
Ученик: оно расширяется при нагревании.
Учитель: Приведите примеры.
Ученик: например греется чайник с водой, лужа во время жаркой погоды, дрожжевое тесто, когда стоит в тепле оно расширяется, увеличивается. Если оно газообразное- например болон с газом- он может при нагревании взорваться.
Учитель:А что произойдет тогда с домом? Квартирой?
Учитель: Когда вам холодно, что вы делаете?
Ученик: - Сжимаемся, греем себя.
Учитель: вот так и в природе - вовремя холода все вещества - сжимаются, уменьшаются в объёме.
Рассмотрите рисунок - электрические провода. Назовите рисунок выполненный летом, и зимой.
Ученик- зимой провода как бы натянуты, а летом более свивают.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.(работа с учебником стр. 44)
Колбы, монеты, металлические пластины, вода - для практической работы и работы в парах).
ВЫВОДЫ:
- ОПЫТ 1. Монету трудно убрать. Свойство - расширение.
- ОПЫТ 2.Уровень воды в трубке поднялся.
- ОПЫТ 3.Капля поднялась наверх.
ВЫВОДЫ: Через некоторое время металлическая пластинка, вода и воздух к колбе остынут. Монета легко снимается, капля воды стечет вниз.
III.Формирование умений и навыков.
1. Работа с учебником.
А) чтение всего текста стр. 41-43.
Б) Выборочное чтение.
- Найти и прочитать , что такое тела.
- Сколько тел можно делать из одного вещества?
- Рассмотрите рисунок стр.42.
- Из каких веществ сделаны эти тела? ( кувшины, труба, кирпич, глиняные игрушки, чашка, фотоаппарат, машина, топор);
В) СООТНЕСИТЕ:
IV. Итог урока. Какие свойства веществ сегодня узнали?