Цели.
- Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах.
- Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации.
- Закрепить навыки счета в пределах 9.
- Развитие у детей интереса к математике, творческих способностей, умение мыслить обобщенно.
- Воспитывать бережное отношение к природе. Вспомнить правила нахождения в лесу.
Оборудование: числовой отрезок с “волшебными цифрами”, рисунки животных, растений, цветок для устного счета, логическое задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес.
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
- Лес – это наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.
- Я думаю, что вы знаете, как надо вести себя в лесу: зверюшек не обижать, деревья не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. А какие еще правила знаете?
2. Устный счет.
Сегодня на полянке проснулись все цветы.
А царстве математики цветочки не просты.
Хоть с виду все обычные, но есть один секрет:
На каждом нежном лепестке сумей найти ответ
Сделаем цветы яркими, красивыми и вспомним решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9.
- Молодцы, с заданием справились. Цветы у нас стали нарядными. Как нужно обращаться в лесу с цветами? Можно ли их рвать большими букетами? Почему?
- А теперь логическое задание.
3. Новая тема.
- Перед вами лесная тропинка. На этой тропинке вы видите животных, растения. На что похожа эта тропинка? Правильно, на числовой отрезок. Только вместо чисел здесь различные знаки животных и растений. Раз мы с вами находимся в волшебном лесу, то и эти значки можно назвать “волшебными числами”.
- Какими знаками обозначены числа 0, 3, 7, 9? Какое число обозначено слоном, листочком, бегемотом, зайцем?
- Какое число следует за кенгуру? Какое число предшествует птице?
- На сколько гриб меньше коалы? На сколько цветок больше листочка?
- А сейчас нужно подобрать нужный знак к карточке:
Попробуем решить примеры с этими же “волшебными цифрами".
- Чтоб найти сумму +1 надо от точки, обозначенной на отрезке знаком переместится на 1 шаг вправо.
4. Работа по учебнику.
На с. 40 выполним № 2. Что нужно здесь сделать? Правильно, сравнить числа и числовые выражения. Сравниваем по цепочке.
- На пути у нас волшебник. Он хочет рассказать нам о числах. Числа, которыми мы пользуемся не были придуманы в одночасье. В древности люди записывали числа словами, а только потом придумали значки. Числа, которыми мы пользуемся были занесены в Европу VII–VIII веков назад арабами, поэтому их часто называют “арабскими”. Но есть еще и римские цифры, которыми пользуются и сегодня. Их создали римляне 25 веков назад. Давайте рассмотрим римскую нумерацию.
V - 5-раскрытая ладонь,
X - 10 – две ладони. Давайте попробуем их написать. (№4)
№ 5 – эти выражения которые записаны римскими цифрами мы решим по цепочке с комментированием.
№6 – самостоятельно, один ученик у доски.
5. Повторение пройденного.
А сейчас у нас на пути какой-то зверек. Давайте попробуем его узнать решив примеры в тетрадях.
4-1-2=? – Б
7-2-1=? К
4-3+2=? Л
5-4+1-? Е
3+4-2=? А
Белка прыгает с ветки на ветку, а мы сейчас попробуем нарисовать ее путь с помощью графического диктанта.
- Что за линия у нас получилась? (Замкнутая, ломанная)
- Скольким клеткам она равна?
№ 7 – Что нам нужно сделать? Выполняем самостоятельно.
- Выполнение клетчатой странички.
6. Подведение итогов.
С какими цифрами мы познакомились? А какие еще цифры мы знаем? Почему они называются арабскими? Вот и закончилось наше путешествие по волшебному лесу. Мы теперь знаем правила, которые нужно соблюдать в лесу. Вспомним эти правила.
7. Домашнее задание.
с.41 № 8.