Конспект группового занятия по формированию правильного звукопроизношения

Разделы: Логопедия


Цели:

образовательные:

- закрепить моторный и слуховой образ звука [л];

- автоматизировать звук [л] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;

- развитие грамматического строя речи, через согласование существительных с прилагательными;

- развивать словарный запас, через введение слов по теме “Цветы”, “Птицы”, “Животные”;

- развитие навыков звукового анализа, через опору на вспомогательные средства;

коррекционные:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата, используя упражнения артикуляционной гимнастики;

- развитие мышления, через умение анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

- воспитание нижнедиафрагмального дыхания;

- развитие фонематического слуха;

- развитие слухового, зрительного восприятия, через нахождение предметов с заданным звуком;

- развитие мелкой, общей моторики;

воспитательные:

- воспитывать активность на занятиях:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, таблица акустико-артикуляционного образа звука, колокольчики, схемы артикуляции гласных звуков, схема слова “лук”, цветные фишки для звукового анализа, предметные картинки: самолет, лось, лошадь, ласка, слон, слоненок, волк, вол, белка, лайка, ласка, лама; сокол, голубь, ласточка, дятел, галка; ландыши, фиалки, гладиолусы, флоксы, колокольчики, анютины глазки; картина с изображением Голубой страны; музыка для релаксации, картина Голубой страны.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, меня зовут Лола, я Фея Голубой страны. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране звуков. Но чтобы дойти до страны необходимо выполнить задания. Определите первый звук в моем имени, и вы узнаете, с какими звуком мы будем сегодня путешествовать. (Л)

2. Артикуляционная гимнастика

- Отправимся в Голубую страну?

Но прежде, чем в страну пойдем,
Губы, зубы разомнем,
Тогда дальше мы пойдем.

Губы:

Улыбнемся мы лягушка
Губы тянем прямо к ушкам.
Язычок их облизнем,
Дальше мы тогда пойдем

Зубы:

За заборчик мы пойдем,
Зубы быстро разомкнем.

Язык:

На “качели” мы качались
Все друг другу улыбались.
Тут пришел индюк надутый
Болтал целую минуту:
“Бл-бл-бл-бл-бл”
Разве что тут разберешь
“Бл-бл-бл-бл-бл”
Ничего тут не поймешь.
Воздушная струя:
Бабочек поймать хотели
Но они все улетели.

(Сдуть бабочку с цветка с высунутым языком)

3. Работа над развитием общей моторики

- Эй, веселый народ! Отправляемся в поход! (Обычная ходьба)

- Мостик в стороны качался, а под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем на тот берег перейдем!
- По извилистой тропинке потихоньку мы пойдем,
Может быть, в походе дальнем мы друзей себе найдем.
- На носочки дети встали и по кочкам поскакали.
- И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
- Мы шагали, мы шагали и пешком идти устали!

4. Автоматизация звука [ л] изолированно

- На чем еще можно отправиться в путешествие? (Лодка, плот, лыжи)

- Давайте полетим на самолете. Расправляем крылья – полетели: л-л-л-л-л. (Изолированное произношение звука с демонстрацией иллюстрации самолета)

5. Анализ акустико-артикуляционного образа звука (опора на таблицу)

К схемам дружно подлетите,
Все о звуке расскажите:

Губы: в улыбке.

Зубы: разомкнуты.

Язык: широкий, поднят за верхние зубы, кончик прижат.

Воздушная струя: идет через боковые края языка.

Голосовые связки: работают.

- Что вы можете сказать о звуке [л]? (Согласный, твердый, звонкий)

6. Работа по развитию фонематического слуха

Вы к пенечку подойдите
Колокольчики возьмите.
Как услышите звук [л]
Колокольчиком звони.

Выделение звука из ряда:

А) звуков: л-м-н-л-к-г-л-м-н-б-л-к-н-л-;

Б) слогов: ла-ма-но-ло-ку-гу-лу-мы-ны-бы-лы-ка-ла;

В) слов: лампа-мама-лошадь-нога-кукушка-гусь-лук.

7. Автоматизация звука [ л] в слогах: (с опорой на схемы артикуляции гласных звуков)

Звук [л] сейчас возьмите
В гости к гласным забегите.
Ла-ло-лы-лу-лэ
Ал-ол-ул-ыл-эл.

8. Автоматизация звука [ л] в словах

Сядем мы и отдохнем,
А потом опять пойдем.

1) Развитие мелкой моторики (упражнение с мячом-ежиком).

Чтоб занятье продолжать
Надо пальчики размять:
Я мачок круги катаю, (между ладоней)
Взад-вперед его гоняю. (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (соответственно)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (переброс мяча из руки в руку)
Мы летаем между рук.

2) Работа с игровизорами.

Игровизоры возьмите,
На картинки посмотрите,
Где звук [л] определите,
Их вы дружно обведите.

- Назовите, какие картинки нарисованы? (Мяч, стол, юла, луна, метла, утка, лодка, кошка, лыжи)

- В названиях каких картинок есть звук [ л] .

3) Определение места звука в словах (с опорой на схему).

Вниз на карточки взгляните,
Картинки в “дом” определите.

  • Назовите, что изображено на ваших картинках? (Стул, лампа, яблоко)
  • Определите место звука [ л] в словах.
  • “Поселите” картинки в соответствующие дома-схемы.
  • Объясните, почему вы так их “расселили”

4) Работа по развитию навыка звукового анализа (с опорой на вспомогательные средства).

Загадку нужно отгадать:
Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает
Тот слезы проливает.

Звуковой анализ слова “ЛУК”. Выкладывание схемы.

- Продолжим наше путешествие. Сядем мы на самолеты и отправимся в Голубую страну. (Изолированное произношение звука Л)

5) Закрепление звука [л].

Прилетели, приземлились,
Самолеты сели.

- Молодцы, ребята, вы все задания выполнили. И мы добрались с вами до Голубой страны.

К Голубой стране пришли,

Кто живет, что растет, расскажи.

(Лось, лошадь, ласка, слон, слоненок, волк, вол, белка, лайка, ласка, лама; сокол, голубь, ласточка, дятел, галка; ландыши, фиалки, гладиолусы, флоксы, колокольчики, анютины глазки)

9. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях

- Какой цвет больше всего любят жители этой страны? (Голубой)

- Давайте сделаем подарок для жителей Голубой страны и составим словосочетания со словами “голубой, голубая, голубое” (голубой дом, сад, фонтан, дворец..., голубая дорога, река, гора, бабочка..., голубое облако, дерево, небо, солнце... .

- Здесь все ..... (голубое)

10. Итог. (Звучит музыка)

- Прислушайтесь, что это за звуки?

- Мы жители Голубой страны очень любим музыку. И хотим через неё вам рассказать о нашей стране. Давайте послушаем и представим, что еще есть в голубой стране.

- Что вы услышали и “увидели”?

Ну что ж пора пришла прощаться,
С друзьями расставаться.
Не забывайте говорить красиво,
Четко и неторопливо!

- Жители Голубой страны благодарят вас за то, что вы были у них в гостях и дарят вам на память о путешествии подарок – тоже голубой.

- Вам понравилось в Голубой стране? А что вам больше всего понравилось?

- С каким звуком вы путешествовали сегодня? [л]

- Что вы можете сказать про звук [л] ?

Список литературы

  1. Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. – Екатеринбург: Издательство “Сократ”, 2000.
  2. КоноваленкоВ.В, Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа покоррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  3. Пожеленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Ярош Е.А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. Екатеринбург: Издательство “Центр Проблем Детства”, 2001.