Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с).
Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I. Разминка.
1. Синтаксический разбор предложения:
- Постройте схему данного предложения.
- Объясните орфограмму в слове блеснула - блистает.
- Как объяснить правописание приставки в слове раскололось?
II. Переход к теме урока.
1. Слово учителя: ребята, вы знаете, что в русском языке довольно много приставок, но чаще всего мы испытываем затруднение при написании приставок пре- и при-.
Есть приставки неизменяемые, т.е. они не вызывают у нас затруднения при написании, а есть изменяемые, обратите внимание на схему:
- Почему же приставки пре- и при- вызывают у нас затруднения при написании?
- Во-первых, потому, что они на слух не различаются (е–и в них безударные), а значение каждой приставки не всегда легко определить.
- Во-вторых, часто в слове бывает несколько приставок, найти их или определить, какое значение придала каждая из приставок слову, бывает очень трудно:
- В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень или являются иноязычной приставкой, имеющей совсем другое значение:
премьера (первое представление театральной пьесы, балета, кинофильма),
привилегия (исключительное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других),
президиум (выборный орган, руководящий собранием или совещанием).
Итак, чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. Но для правильного написания приставки пре- или при- не менее важно установить ее значение.
2. Приставка ПРИ- пишется при значениях:
- приближение (приехать, прибежать, пришвартоваться, приземлиться);
- присоединение (прибить, пришить, привязать, пригвоздить);
- неполного действия (приоткрыть, присесть, прилечь, пританцовывать);
- находящийся около, близко (пришкольный, приусадебный, пристанционный);
- доведение действия до конца (приручить, приучить);
- движение сверху вниз (придавить, прижать).
Приставка ПРЕ- пишется при следующих значениях:
- если приставка пре- близка по значению к приставке пере- (преградить – перегородить);
- если приставка пре- близка по своему значению к слову очень (превкусный, преувеличить, превозносить).
3. Чтобы легче было запомнить все эти правила, вам поможет детская песенка из передачи “Радио-няня” (песню исполняют заранее подготовленные дети):
При или пре? Пре или при? –
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется ПРИ обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил.
Пригорело – не значит горит.
Помни: что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкою ПРИ.
При или пре? Пре или при?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
ПРЕ мы напишем об этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,
Там только ПРЕ ставить надо.
III Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником, стр.140, упр. № 321 (задание выполняется у доски с комментированием и применением изученного материала).
2. “До первой ошибки” (запишите словосочетания, объясните выбор Е–И в приставках пре–при, т.е. укажите значение приставки):
прибывать к месту работы (приближение),
пригородный поезд (находящийся около, вблизи),
препротивный разговор (= очень),
приморский лагерь (находящийся около, вблизи),
пригладить волосы (неполнота действия),
превосходный рассказчик (= очень),
явное преувеличение (= очень),
прищурить глаза (неполнота действия),
претоненький голосок (= очень),
приглушить звук (неполнота действия),
беспрестанно шумит (= пере),
преодолеть преграду (= пере),
презабавный случай (= очень),
приступить к занятиям (приближение),
прикоснуться к тайне (неполнота действия).
3. Работа в группах.
Группа № 1
Задание: запишите слова в таком порядке:
- слова, обозначающие приближение, присоединение, пространственную близость;
- слова, обозначающие действие, совершаемые не полностью или на небольшой срок;
- слова, обозначающие высокую степень качества или предельную степень действия;
- слова, в которых приставка пре- обозначает то же, что приставка пере-;
- слова, не входящие, ни в одну из этих категорий.
Пр..швартоваться, пр..танцовывать, пр..землиться, пр..умолкнуть, пр..старелый, пр..увеличить, пр..сутствующий, пр..карманить, пр..струнить, пр..мелькавшийся, безпр..станный, пр..родный, пр..зерать, пр..восходный, пр..вокзальный, пр..чудливый, пр..вращение, пр..остановить, пр..глашение, непр..косновенный, воспр..пятствовать, пр..образование.
Группа № 2
Задание: замените выделенные слова синонимами с приставками при- или пре-. Если при этом потребуется немного изменить предложение, не стесняйтесь.
- В классе находится двадцать пять человек.
- Школа купила несколько компьютеров.
- Охотник в продолжение нескольких часов гнался за добычей.
- Надо начинать работу в саду.
- Настроение у нас было великолепное.
- На крыльце школы сидел очаровательный пушистый котенок.
- Шум в зале внезапно оборвал речь оратора.
- Я осторожно дотронулся до пушистой шерстки котенка.
- Наш лидер очень сильно увеличивает свои заслуги.
- У нас был замечательный преподаватель математики.
- Группа № 3 (это задание рекомендуется для учащихся, которые не слишком быстро и четко усваивают новый материал)
Задание: к данным словам подберите синонимы с приставками пре- или при-.
Отъезд –
молодой –
безобразный –
начать –
отвязывать –
отталкивать –
угрюмый –
4. Опрос учащихся, работающих в группах.
IV. Подведение итогов урока.
- Какая цель сегодня перед нами была намечена? Достигли ли мы ее?
- Вспомните, от чего зависит правописание приставок пре- и при-?
- Когда при написании вы будете писать приставку пре-, а когда при-?
V. Домашнее задание: п.31, стр.140–142, упр. № 326.